Сергей Андреев: «Предпочитаю жить будущим».

Теги Футбол
- Сергей Васильевич, вы фактически полтора года находитесь без работы, как провели это время?

- Делать нечего было. Один приятель говорит: «Сережа, напиши книгу, есть же что вспомнить». Я подумал, о своей футбольной карьере я уже писал, а о тренерских годах, которых без малого шесть лет набралось, нет. Решил, что на 250-300 листов наговорю легко, плюс фотографии. Так появилась книга «...И все впереди».

- Ходят слухи, что вы собираетесь переехать из Ростова.

- Окончательно этот вопрос пока для себя не решил. Если в ближайшее время мне не поступит предложений, тогда, скорее всего, уеду. Причина? По моей информации пока я нахожусь здесь, мне работать не дадут. Есть люди, которые не хотят, чтобы имя Андреева было на слуху. Я же хочу работать дальше, потому что не исчерпал себя как тренер. Появились новые задумки. За то время, что провел в бездействии, успел обдумать все свои решения, разобрался, в чем я был прав, а в чем нет. В футболе я больше 30 лет и вне этой сферы себя не вижу.

- Команду какого дивизиона вы хотели бы возглавить?

- Это не имеет значения. Главное, чтобы клуб ставил перед собой высокие цели.

- Неужели за это время вам не сделали ни одного предложения, многие сватали вас в «Кубань»?

- Нет, в «Кубань» меня не звали. Был разговор с одним из клубов второй лиги, но дело даже не дошло до переговоров. Руководство позвонило, извинилось. Сказали, что нашли другой вариант.

- Как вы думаете, почему вас не приглашают?

- Не знаю. При мне не было ни одного провала. Думаю, что те люди, которые выталкивали меня из «Ростсельмаша» постарались и в этом вопросе. Другого ответа у меня нет.

- Откройте секрет, почему вы так странно покинули «Ростсельмаш»?

- Я сам решил, что пора уходить. У меня закончился контракт, и никто не предложил мне его продлить. Тогда я написал заявление и ушел.

- Но вас же никто не увольнял?

- Все к этому шло. Увольнение могло произойти на сборах, через неделю или месяц после начала чемпионата. Нужен был повод. Я видел отношение к себе в первую очередь президента клуба. По тому, как он со мной разговаривал, я понял больше мне здесь не работать, поэтому решил опередить события и сам написал заявление.

- Может быть всему виной ваш трудный характер?

- Я считаю, что у меня прекрасный характер. Где вы видели, чтобы футболисты звонили своему бывшему тренеру, поздравляли его. Прудиус, Ханкеев, Матвеев – все звонят! Всегда встречаемся с огромным удовольствием. У меня сохранились прекрасные отношения со всеми футболистами. Знаете, что мне ставят в вину? То, что я был хорошим игроком и не забыл об этом, когда стал тренером. А почему Газзаев, Романцев, Тарханов не забывают, что они были хорошими футболистами? Это не мешает мне в тренерской работе.

- В «Ростсельмаше» сменился президент клуба, вместо Усачева пришел Иван Саввиди. Наверное, теперь вы можете вернуться?

- Уже два года как я не поддерживаю с «Ростсельмашем» никаких отношений. Там, в свою очередь, стараются даже не упоминать имя Андреева и фактически заново переписывают историю клуба. Но для меня это важно, главное, что болельщики помнят, и будут помнить. Что касается моего возвращения, то это невозможно, есть люди, которые пообещали, что там я работать не буду, и, думаю, они сдержат слово.

- Тренерская элита – очень узкий круг. Получается, теперь вы из нее выпали.

- Это моя ошибка. Я вначале думал, что быть уволенным или самому уйти две большие разницы. Ничего подобного, совершенно одно и то же. Я сам себя выдернул из этой орбиты. Для карьеры, наверное, было лучше, если бы меня выгнали.

- Но вскоре вас пригласили в «Черноморец»?

- Зачем меня пригласили, я так и не понял. Возможно, думали, что я приду туда и клуб начнет выигрывать, но так не бывает. Команда в тот момент была лежачая. С ней нужно было работать и физически и морально. Впрочем, я больше чем уверен, даже если бы мы остались в высшем дивизионе, меня бы все равно убрали. Вспомните, в 99-м Федотов ценой неимоверных усилий спас команду от вылета, но его уволили и пригласили Байдачного. В этом году Дышеков выводит «Черноморец» в премьер-лигу и его тоже снимают! Собираются пригласить какую-то золотую рыбку»! Их логику понять совершенно невозможно.

- Сильно ли изменились ваши взгляды на футбол за годы тренерской деятельности? Помнится, вначале ваша команда играла с явным акцентом на атаку, затем вы больше стали уделять внимания оборонительным действиям.

- Тренер живет не какими-то иллюзиями, а реалиями. Когда ты обладаешь такими нападающими как Лоськов, Маслов, Герасименко, то естественно ставку нужно делать на нападение. Я их не загонял ни в какие рамки, они творили на поле, а сами иногда даже не понимали, что же они делают. Потом в 98-99-м у меня уже не было такого индивидуально сильного нападения, зато защитники Куприянов, Бессмертный, Гущин, Колотовкин и вратарь Кутепов позволяли не беспокоиться за тылы, соответственно и акцент делался на оборону. Нам бы то нападение при этой защите команда была бы в тройке, а так добились того, что смогли (Лучшее достижение «Ростсельмаша» 6-е место в 98-м году, прим. Д.Д.). В 2000-м же и нападение было слабым и оборона, поэтому команда находилась в самом низу.

- Какова роль тренера в команде?

- Многие считают, что результат зависит от тренера, а от него зависит лишь 10-15 процентов, все остальное создают футболисты. Наставник должен построить игру тактически, больше от него ничего не зависит. Только в таких командах как «Черноморец» думают, что от тренера зависит 95% результата, на самом деле все наоборот.

- Когда в 95-м вас назначили тренером, вы еще были действующим футболистом. Сразу решили, что не будете больше выходить на поле?

- Нет. Я хотел еще играть, и думаю, в той компании худшим бы не был. Но президент и генеральный директор клуба сразу сказали, что я буду заниматься только тренерским делом. Исключение составил только прощальный матч против ЦСКА, где я вышел на 10 минут и даже забил гол.

- Вы сказали, что «Ростсельмаш» мог занять очень высокое место, если бы сумел объединить свое лучшее нападение с обороной. Что помешало это сделать? Финансы?

- Не только. Конечно, финансовые условия в «Ростсельмаше» и киевском «Динамо», «Локомотиве», «Альбасете» несравнимы. Там они на несколько порядков выше. Но люди еще хотели выйти на другой уровень. Тот же Лоськов, он хотел вырваться из этой клетки, чувствовал, что его потенциал значительно превосходит потолок «Ростсельмаша». Так оно и получилось. То же было с Масловым, Герасименко, Пестряковым.

- Получается «Ростсельмаш» оказался для них своеобразным трамплином?

- Естественно. Он им и останется. Я понимаю, что это очень обидно и для болельщиков и для руководства, но с этим ничего не сделаешь. Даже если новый президент значительно улучшит финансовые условия, их все равно не сравнишь с московскими клубами, киевским «Динамо», донецким «Шахтером». Футболисты все равно будут туда стремиться.

- Но есть же примеры баскетбола, хоккея, где провинциальные команды вышли на ведущие позиции.

- Я досконально не знаю, почему так происходит, но не может же Москва все поглотить. Тогда нам всем следовало бы переехать в столицу и наблюдать за чемпионатом Москвы.

- О российском первенстве говорят так: «как бы не играли команды в ходе сезона, к концу чемпионата они все равно займут места соответствующие их финансовым возможностям».

- Это правильно. Где богатые клубы, там и хорошие футболисты, там ставятся высокие задачи. Если ты едешь на «Мерседесе», то всем понятно, что «Запорожец» тебя не обгонит. Да, иногда можно выиграть за счет мастерства тренера, тактики, характера, но на всю дистанцию этого не хватит. В средних клубах тоже есть хорошие футболисты, но их 8-10 человек. Любая дисквалификация, травма, сразу же отражается на игре команды, а если проваливаются две-три позиции, то шансов уже нет никаких.

- Но те же «Крылья Советов» сейчас предпринимают попытку пробиться в лидеры российского футбола.

- Ну и что? В прошлом году они вообще три четверти чемпионата лидировали, но закончили его на пятом месте. Прекрасный пример – «Локомотив». Сколько лет они шли к своему успеху и по финансам, и по игрокам. Есть такой термин – боязнь выиграть. Они все время были в шаге от триумфа, лидировали, но побеждал все равно «Спартак». Все потому, что в решающий момент психологически они были не готовы выиграть, хотели этого, но боялись, а «Спартак» был уверен в себе, поэтому становился чемпионом.

- Сейчас в «Спартаке» кризис.

- Провал «Спартака» в Европе – это не показатель. В последние два года они провели безобразную селекционную работу, сделав акцент на низкосортных легионерах. Я не собираюсь их учить, но очевидно, что с введением молодежи в состав они опоздали. Если бы эти ребята прошли все предсезонные сборы, затем чемпионат и Лигу чемпионов, то сейчас они были бы закаленными молодыми людьми. Оставалось бы добавить к ним пару-тройку опытных мастеров, и в следующем году команда решала бы самые серьезные задачи. Теперь же «Спартаку» будет трудно вернуть себе даже титул чемпиона страны.

- Поддерживаете ли вы тенденцию приглашения в Россию легионеров.

- Мы должны приглашать лучших. Давайте, вспомним. Короман. Стоит один миллион долларов. Заслуживает этих денег? Да, заслуживает. Ведущий футболист клуба, признан лучшим игроком сезона в «Динамо». Он приехал за две недели до чемпионата, не знал команды, заработал на старте длительную дисквалификацию и всю равно стал лучшим. На эти же деньги можно было купить восемь никаких, но зачем они нужны? Такого добра и у нас хватает, пусть лучше 17-летние пацаны играют.

- Теперь в нашей стране появятся и зарубежные тренеры. Это пойдет нам на пользу?

- Недавно прочитал в газете, смешно стало. Мутко поставил перед Петржелой задачу за месяц овладеть разговорным русским языком. Это невозможно! Реальнее освоить литературный язык, но разговорный за месяц ты не освоишь. Все правильно, с футболистами нужно не только говорить, иногда нужно интонацией, сленгом сказать что-то, а без знания языка ты этого не сделаешь. Уверен, проблемы у тех, кто пригласит зарубежного тренера, будут, обязательно будут.

- Но ведь все чаще звучат голоса, что уровень российских тренеров, мягко говоря, невысок.

- Не надо идеализировать зарубежных тренеров. Да есть наставники лучше, но есть и намного хуже. Вспомните, слова тех же Бесчастных, Онопко. Там есть просто сумасшедшие тренеры.

- Но у всех перед глазами пример Невио Скалы, пришедшего в «Шахтер» и выигравшего золото.

- Скала пришел на все готовое. Там до него прекрасно работал Прокопенко. А сам он, может быть, и не стал чемпионом, если бы не смерть Валерия Лобановского. Этот удар очень сильно подкосил киевское «Динамо».

- То есть вы считаете, что зарубежные специалисты не добьются успеха в российском футболе?

- Вспомните, Мунтян, Маркевич, Гуцаев, Зелькявичус. Они чего-нибудь достигли? Маркевич просто добил «Анжи», хотя команда не должна была вылетать ни по финансам, ни по игрокам, ни по потенциалу. И не спас ее даже Гаджиев. Мунтяна вовремя убрали, потому что стало ясно «Алания» под его руководством идет на вылет.

- Все перечисленные вами специалисты представляют страны СНГ и хорошо владеют русским языком.

- Но они не знают всех нюансов, специфики нашего футбола, его подводных течений. Это очень серьезный вопрос. Президенты тех клубов, которые пойдут на этот шаг поступают, на мой взгляд, очень недальновидно.

- Каково ваше мнение об уровне нашего чемпионата.

- Чемпионат у нас растет это однозначно. О «Локомотиве» я не говорю, сильно прибавил ЦСКА, уверен, что это не калиф на час. Высокие задачи ставят перед собой «Сатурн», «Крылья Советов». Есть еще «Динамо», «Торпедо». Все говорит о том, что напряжение в борьбе за медали возрастет.

- Тогда почему наши команды за исключением одной-двух регулярно проваливаются в еврокубках?

- От Европы мы значительно отстаем, прежде всего, в финансах. Там клуб среднего уровня типа «Сельты» или «Райо Вальекано» располагает бюджетом порядка 30-50 миллионов долларов и может позволить купить себе любого футболиста, поэтому команды и выглядят более солидно.

- Чем меньше времени остается до финиша чемпионата, тем чаще муссируются слухи о договорных матчах.

- Уверен, сейчас этого практически нет. Футболисты играют за большие деньги, клубы ставят перед собой высокие задачи, имеют серьезных спонсоров и порочить свое имя такими делами не станут.

- Но можно же договориться и с кем-то из футболистов команды – соперника.

- Для игрока обвинение в продаже матча самое страшное, что может произойти. Можно запросто сломать человека морально. Был такой случай в «Черноморце». Досадным образом проиграли дома «Ротору», хотя по ходу матча имели большое преимущество. Все решила глупая ошибка в обороне. После игры, когда я был на пресс-конференции, в раздевалку зашли руководители клуба, и сгоряча обвинили в этом Снытко, и парень сломался. Потом я несколько раз просматривал этот эпизод и убедился, что роковой промах допустил Заярный, а не Снытко. Жаль, ведь в тот момент он привлекался в молодежную сборную Украины, имел хорошие перспективы. Если ты не поймал человека за руку, ни в коем случае нельзя бросаться такими словами.

- Говорят, на ваш тренерский стиль заметный отпечаток наложил Лобановский.

- Не учиться у таких людей было бы глупо. Но сказать, что я слепо его копирую нельзя. Я видел определенные недостатки в работе и у Бескова, и у Лобановского, делал для себя выводы. Обе команды под моим руководством играли, а не мучились. Помните, как «Черноморец» возил «Ростсельмаш» в Ростове. Мне для победы тогда не хватило одного человека, который завершил бы усилия ребят. Был бы в составе Орещук, мы бы выиграли не меньше 2:0. А так создали четыре стопроцентных момента и не реализовали их. «Ростсельмаш» уходил тогда с поля под свист трибун.

- Играя под вашим руководством, впервые стал известен широкой публике лучший игрок этого года Дмитрий Лоськов. Ваше мнение о нем.

- Я рад, что он смог реализовать свой высокий потенциал. Были, конечно, и трудности. Дважды я чуть не отчислил его из «Ростсельмаша» за нарушение дисциплины. Такой эпизод. Идет тренировка, Лоськов опаздывает минут на двадцать, меня как будто не замечает, становится вместе со всеми и начинает делать упражнение. Я ему: «Иди сюда. Ты что себе позволяешь...». В итоге выгнал его с занятия, а потом поставил вопрос об отчислении из команды. Все руководство за мной бегало, умоляло этого не делать. Если бы он был один, можно было решить вопрос по другому, но за его спиной 25 человек. Его поступок на следующий день повторит другой, третий. Если футболисты видят, что тренер не способен поставить на место, команды не будет.

- В этом году футбольный Ростов первым после Москвы и Санкт-Петербурга был представлен двумя командами в двух лучших дивизионах. СКА из первой лиги в итоге вылетел. На ваш взгляд, реально ли для провинциального города иметь два клуба высокого уровня?

- Почему нет. Вы посмотрите на Казань, там есть футбольная, хоккейная и баскетбольная команды, все играют на высоком уровне. Кто-то скажет, это столица республики, тогда возьмите Нижнекамск. Там тоже есть футбольная и хоккейная команды. Все зависит от руководителей. Раз в Татарии это, возможно, значит это реально и в Ростове и в любом другом городе.

- Вам довелось поиграть в Швеции. Что-нибудь полезное там приобрели?

- В плане футбола там трудно что-либо позаимствовать, поскольку в Швеции он полупрофессиональный и лучшие футболисты уезжают оттуда в Европу. Это было давно, многое забылось, но то, что я там почерпнул, не связано с футболом. Скорее я больше приобрел в бытовом плане, окунулся в другой мир.

- Самое памятное событие в вашей карьере.

- Предпочитаю жить будущим. Есть у меня приятели, которые любят вспоминать, что было раньше. Меня, например, спрашивают: «Сережа, а помнишь гол в финале Кубка страны»? Да я могу его вспомнить, но сам к нему мысленно не возвращаюсь. Когда собираемся компанией можно что-то припомнить, а само на ум ничего не приходит.

- Даже матчи за сборную, гол сборной Бразилии на «Маракане»?

- Абсолютно. Сейчас это не имеет никакого значения. Конечно, это приятно, льстит, но не до такой степени, чтобы вспоминать об этом всю жизнь.

Читайте новости футбола в любимой соцсети
Комментарии
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий