Илья Ковалев
Автор

Медиафутбол на Sports.ru

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Весь медиафутбол в одном месте.

Автор текста Александр Усманов // Телеграм-канал автора

10 июля закончился первый сезон Winline Media Football League. Финальный матч играли на «ВТБ Арене», а полуфиналы на стадионе Чемпионата Мира в Нижнем Новгороде. Прямую трансляцию матча блогеров суммарно посмотрели больше миллиона человек, на пике больше 120 тысяч одновременно, а на стадионе 11 тысяч (желающих было больше, но не договорись с «Динамо»). Спортивные СМИ пишут о «феномене медиалиги» и о том, что «за ней будущее». Разберемся, кто играет в медийный футбол, почему он настолько популярен, какой секретный ингредиент, с чего все началось и к чему идtт.

Откуда они взялись?

Первой медийной командой в стране считается «Амкал». В 2018 году Герман Попков, более известный как Герман El Classico, собрал известных футбольных блогеров и фиферов (игроки в серию игр FIFA) в один коллектив. Цель создать футбольную шоу-команду. За референс был взять американский проект баскетбольной шоу-команды Harlem Globe Trotters. Главное - каждый игрок являлся самостоятельным блогером, что позволяло раскрыть жизнь внутри команды в разных плоскостях и охватить бОльшую аудиторию.

Ребята записывали челенджи, приглашали поучаствовать в них зрителей и наконец играли в футбол. Команда обретала популярность, стали ездить по городам, играть товарищеские матчи и собирать на них полные трибуны болельщиков. Первый блогерский матч состоялся в 2018 году между командами «Амкал» и «Матч ТВ».

Сейчас Амкал пробил тур по городам, где сыграли на стадионах Чемпионата Мира в России. Были в Казахстане и Узбекистане. Сыграли сначала с молодежной, а потом и с основой «Динамо». А adidas шьет для них эксклюзивную форму.

Параллельно «Амкалу» развивался и канал 2Drots. Евгений Бабзунис и Никита Панасюк, больше известные как Жека и Некит, старые друзья и популярные блогеры с социальными роликами решили снимать футбольный контент.

Начали с фифы, переросли в пацанов с коробки, записывали челенджи. В том числе с молодыми, тогда малоизвестными, звёздами футбола: Филом Фоденом, Мейсоном Маунтом, Раяном Сессеньеном.

Парни приглашали юных футболистов из академий показать себя и свои футбольные способности, которых потом вырастили в настоящих звезд. «Дроты» обретали свою аудиторию, продолжали снимать видео на дикие наказания, не уходя в командный футбол. Но иногда в него играли. Позже переросли в полноценную команду под тем же брендом. Сохранили свою философию - делают ставку на молодых, остаются самым популярным каналом с челенджами.

Сейчас «Амкал» и 2Drots обладают самой большой аудиторией: около 2,8 млн и 3,3 млн подписчиков на YouTube соответственно. Их противостояние является настоящей классикой медийного футбола, ведь они его основали.

Как начали соревноваться?

В 2020 году президент «Амкала» Герман El Classico организовал первый блогерский турнир – Московский Кубок Селебрити или просто МКС. Турнир традиционно проходит в августе, последний играли на «Сапсан Арене» в Москве. Формат кубковый – несколько групп, лучшие выходят и формируют сетку плей-офф.

На первом МКС участвовало 12 клубов, среди которых были «Матч ТВ», «Comedy Club Production», «Sports.ru» конечно же «2DROTS» и «Амкал». Трофей выиграла «Рома», команда бывшего игрока «Амкала». Тогда и вскрылась одна из главных проблем медиафутбола – профики. За «Рому» играл экс-игрок «Динамо» и сборной России всех возрастов, кроме главной – Николай Обольский.

А еще тот МКС запомнился ужасной выходкой экс футболиста сборной России Романа Широкова. Он был нецензурно и громко не согласен с решением арбитра Никиты Данченкова. Судья потянулся за красной карточкой, Широков предупредил: «Покажешь красную – ##### [ударю]!». Ударил. А точнее избил. После чего судья написал на игрока заявление в полицию и эту тему долго муссировали СМИ.

МКС 2020 года первый и последний медиафутбольный турнир, на котором большое количество игрового времени реально играли блогеры в большинстве своем.

В 2021 году прошел 2ой МКС. Ажиотаж вокруг турнира набрал уже иные обороты. «Перфоманс» Широкова, Триумф «Ромы» с Обольским, «Сапсан Арена», переход ключевого игрока «Амкала» в «2DROTS» и многое другое подогревали интерес зрителей. Углубляться не будем, просто обозначим. В финале играли «Амкал» и «2Д», выиграли первые. На стадионе было больше 5 тысяч, а видео матча набрало больше 2,1 миллиона просмотров.

Winline Media Football League прорыв 2022

После успеха МКС стало понятно - медийный футбол интересен массам. В него готовы вкладываться, его хотят смотреть, а значит и показывать. Еще очевидным стало то, что одного турнира, тем более в формате кубка, недостаточно. Был необходим регулярный чемпионат. Быстрее всех это удалось организовать Николаю Осипову, футбольному менеджеру и предпринимателю. Он открывал академии в Китае, возил Российский футболистов в США и преподавал в РУДН. Назвали МФЛ – медиафутбольная лига. Главный спонсор – букмекерская компания Winline.

Формат МФЛ – регулярный чемпионат, в котором принимают участие 10 команд. 8 из них выходят в плей-офф, где составляют пары четвертьфиналистов и начинают свой путь до чемпионства. Также представители команд принимают участие в челенджах, где могут заработать дополнительные очки. В первом сезоне приняли участие: «Матч ТВ», SD Family, Basement, «На Спорте», Reality, «Рома», Art, «2DROTS», Starmix, «БроукБойз».

Где «Амкал»? Они приняли решение не участвовать в новом, авантюрном, неизвестном проекте. Делиться аудиторией с собранными за месяц командами и недавно созданной лигой попросту было не выгодно. К тому же плотный график выездов, параллельный турнир от RuTube и предстоящий отпуска подталкивали к такому решению. Хотя некоторые игроки были за участие в МФЛ.

Перед каждым туром и после него проходят скандальные пресс-конференции, в которых полно трештока и «вкидов». На «пресухах» обсуждают центральные матчи будущего тура, прошедшие матчи и яркие события лиги. Президенты и игроки спорят на деньги, стрижки и часы стоимостью 3,5 миллиона, а потом трофей разыгрывают между подписчиками. Дело нередко доходит до потасовок. Формат напоминает конференции из мира единоборств.

МФЛ подкупает качеством трансляций. Каждый матч показывают на официальном YouTube канале Winline Media Football League. Лигу снимают 13 камер и лучшие каст команды страны. «Реально элита», как сказал Дмитрий Шнякин:

«ФНЛ не показывают на таком уровне, что есть у Медиалиги. Мне уже несколько людей из индустрии писали: «Это как, ###, так?! У вас там ВАР даже». Съемку производят ребята, имеющие мощнейший опыт работы на профспорте. Это в том числе ребята, которые снимают для «Матч ТВ»: РПЛ, КХЛ, Лига чемпионов, Единая лига ВТБ и так далее. Вот кто-то думает, что зарубежные лиги снимают боги, но классные операторы, режиссеры, режиссеры повторов есть и у нас. Реально элита. Например, на трансляциях Медиалиги задействованы ребята, которые должны были работать на питерском финале Лиги чемпионов, если б он состоялся. Представляете уровень? Все бывалые парни. Все на опыте».

В лиге есть ВАР, который судья смотрит прямо на бровке, в комментаторской будке. У команд даже есть право 1 раз за тайм запросить челендж. Аналогичное правило есть в волейболе. Арбитр будет обязан рассмотреть важный эпизод под микроскопом. За «ложный вызов» право сгорает, иначе сохраняется.

А еще в плей-офф били «булитальти». Вместо традиционной серии пенальти у МФЛ смесь пенальти и хоккейных буллитов. Что исполнит пара бьющих решает жребий. Такое раньше было в профессиональных лигах США.

На рефери висят микрофоны, что позволяет услышать взаимодействие с футболистами, тренерами и боковыми. Это погружает зрителей в игровой процесс и делает работу судей понятной и прозрачной.

«Первую игру было не очень комфортно судить, специально какие-то фразы не употреблял и понял, что коммуникации с футболистами пострадали. На второй игре уже решил быть собой на сто процентов, поэтому удалось наладить контакт с игроками. Микрофон убирает лишние вопросы, работа арбитров становится понятнее», - сказал рефери Дмитрий Жилинский.

Первый чемпион МФЛ – 2Drots непобежденные. В финале разгромлен Basement, 4-0, которые также без поражений шли до последнего матча.

Лига навела шороху и вышла за рамки медийного футбола. О ней говорят все: спортсмены, актеры, музыканты, юмористы. На следующий сезон желание заявиться выразило огромное количество команд, среди которых: бойцы Fight Nights, команда Павла Погребняка, Medium Quality Production и многие другие. О всех по порядку позже.

Все коллективы первого сезона сохранят свои места в лиге. Уже появились первый инсайды о сезоне будущем. Там будут: объявление спорных решений арбитром на весь стадион; съемка от первого лица; тур по экспериментальным правилам, где кто-то будет играть с вводом мяча из аута ногами, кто-то без офсайда, а кто-то с чистым игровым временем.

2 сезон MFL начнётся 9 сентября, теперь будет по 8 игр в туре: две в пятницу и по три в субботу и воскресенье. В сезоне сыграет 16 или 18 команд, что принципиально не отразится на структуре проведения турнира. Уже подтверждено участие команды «Эгриси» Василия Уткина, «БейБеги» Соболева и Джикии и сборная Бразильцев.

Команды

Кратко пробежимся по участникам МФЛ, клубам которые вероятно сыграют во втором сезоне и другим популярным командам в медиафутболе.

«Матч ТВ». Состоят из комментаторов, спортивных журналистов, экспертов и других людей, связанных со спортивным медиа производством. Главные звезды – Роман Нагучев, Константин Генич, Дмитрий Шнякин. Из профессионалов за команду играли: Никита Баженов и Сослан Гатагов (он же главный тренер «На Спорте»), оба экс-спартаковцы. В заявке был Андрей Аршавин, но на поле так и не появился. Клуб не подчиняется телеканалу.

 «Basement». Их стихия - вечеринки. Объединение рэперов, диджеев, музыкантов и других артистов. Главный по медийности – Алекс Стиль, старичок медиафутбола и один из лучших игроков по результативности МФЛ. Ценный ресурс, за которого ведут борьбу многие команды. Финалисты первого сезона. Профессионалы: Алан Гатагов – бывший игрок «Локо» и «Динамо» и «спартаковец» Андрей Ещенко.

2Drots - про них я уже рассказывал. Чемпионы первого сезона МФЛ. Обладают самой большой фан-базой, тепло и близко общаются со своими болельщиками и, пожалуй, лучше всех раскрывают своих игроков широкой публике. А тренирует их Дмитрий Викторович Кузнецов – чемпион советского союза в составе ЦСКА, игрок сборных СССР и России.

«БроукБойз». Журналист, «амкаловец» Дмитрий Егоров и футбольный блогер Артем Райзен умеют делать шоу и прокачивать персонажей. «Броуки» громче всех заявили о себе в прошедшем сезоне МФЛ. Эффективная пиар-компания позволила ворваться в топ медийного футбола по аудитории. В составе играют Виталий Дьяков, Антон Соснин, который по ходу сезона стал тренировать, духовитый Георгий Тигиев и колоритный Сергей Давыдов - супер звезда лиги. На днях эта четверка громко покинула команду, требуя улучшения финансового положения, что перевернуло медийный футбол. Ожидается, что Евгений Плющенко скоро тоже станет «Броуком». Их не сломать.

P.S. "Большая четверка" все-таки скандально осталась в клубе, но их поступок создал прецедент

«На Спорте» - антогонисты медийного футбола. Начальная модель предполагала команду Тик-Токеров. Первые стали предлагать игрокам зарплаты и переманили звезду «дротов». Их недолюбливают за громкие высказывания и агрессивную модель поведения. Однако матчи против этой команды набирают больше всего просмотров. Главные медийные: Тик-Токер с футбольным бэкграундом – Володя XXL и музыкант, продюссер Александр T-Killah. Особняком стоят Дмитрий Тарасов, который давно и активно выступает за НС, а также Сослан Гатагов – главный тренер команды.

«Reality» - еще один новый коллектив в медийном футболе. Предполагалось, что команда будет состоять из бывших звезд различных реалити-шоу. У них громкий и колоритный президент, россыпь звезд медийного футбола и Денис Глушаков. Кстати, он был первым игроком в медиалиге с действующим контрактом РПЛ.

«SD Family» - команда из Казахстана. Их обожают на родине. На трибунах больше 10 тысяч человек. На МФЛ за них играл обычный парень из села без футбольного прошлого, прошедший отбор.

«Рома» - первый чемпион МКС сдали позиции и теперь одни из аутсайдеров медиалиги. Их тренерует Александр Филимонов, который выдал самую огненную установку в истории медийного футбола.

«АРТ» и «Starmix» объединим в один абзац. Основной костяк обеих команд составляют разного рода артисты и звезды шоу-бизнеса. Первые выступили чуть лучше и неожиданно дошли до полуфинала, а также подписали игрока сборной России – Владимира Граната.

 «ФК Деньги» - народная команда. Отчасти потому, что многие игроки старого «Амкала» теперь там. Им все равно на результаты, их задача делать шоу. Клуб живет в формате сериала. Главный тренер и президент - крупная фигура футбольного Ютьюба Артем Нечаев (Нечай), человек у которого нет хейтеров. А капитан и второй президент бывший боец и фифер Стас Малиев (Stanos).

«Бей-Беги» - команда которую собирают ко второму сезону МФЛ Александр Соболев и Георгий Джикия. Их уже начинают «полоскать» за агрессивную трансферную политику. Пользуясь своим финансовым положением и авторитетом, парни переманили Ещенко из «Basement» и поговаривают, что четверку «Броук Бойз» тоже.

Команда Гудмакса – коллектив миф, который точно существует, но их пока никто не видел. У них огромные бюджеты, позволяющие подписывать Романа Павлюченко, Евгения Алдонина и переманивать игроков других команд.

Не стоит забывать и про давно существующие: «Амкал» - первый медиа клуб страны; «Ничего Обычного» - футбольное объединение и бренд одежды Даниила Чалова; «ВГИК» – полупрофессиональная команда от известного паблика с мемами; «СФК» за которую будет играть репер Смоки Мо; «Бронзовые Бисты» – команда из афл 8х8, которую спонсирует Нечай; «Эгриси» - детище Василия Уткина.

Есть и новые имена: команда под кодовым названием «Бразильцы», за которую должен сыграть Малком из зенита; «Medium Quality»; «Vibe» с блогером Михаилом Литвиным и Олимпийским чемпионом Никитой Нагорным; Команда Павла Погребняка; «Катюша», которую будет тренировать Александр Мостовой, а сыграют Александр Емельяненко и еще один Олимпийский чемпион Артур Далолоян.

С каждым днем мы получаем все больше новостей о создании медиа команд, приглашениях звезд спорта, кино, музыки и шоу-бизнеса. Общественность явно недооценивала медийный футбол, но после успеха МФЛ каждый хочет откусить кусок пирога.

Секрет успеха

Тезисно подытожим, почему медийный футбол совершил такой яркий скачок в 2022 году, как удалось привлечь столько зрителей и чем он помогает футболу большому:

Пресс конференции и «трешток». Люди по своей натуре любят скандалы, склоки, сплетни и конфликты. Этого в медийном футболе в избытке. Не стоит забывать – медиалига прежде всего шоу.

Перфомансы. Яркие акции команд безусловно притягивают внимание болельщиков. Например «Матч ТВ» приезжали на игру на ретро автобусе из 90х и переодевались в формы любимых клубов;

Трансферы. В медийном футболе точно также как и в профессиональном совершаются громкие трансферы. Чего только стоит новость об уходе Дьякова. Давыдова и Тигиева из «Бруков» или скандал вокруг перехода защитника Александра Коваля из «Амкала» в стан врага «2DROTS»;

Единение с болельщиками. Подавляющее большинство матчей лиги прозодят бесплатно для зрителей. Здесь им разрешено гораздо больше и не нужен «Фан ID». Само собой команды любят фанатов: 2DROTS свои голы празднует в объятиях болельщиков. Это подкупает;

Гибкость и нововведения. Пенальти-буллиты, карточки челенджей, тур с экспериментальными правилами в следующем сезоне, бесконечные замены, сохраняющие темп игры. Настоящий ад для консерваторов. Медиафутбол ломает привычные представления об игре;

Открытость и погруженность внутрь. Микрофоны на судьях и на бровке, 13 камер для трансляций, десятки камер и телефонов от самих команд. Съемки в раздевалке, блоги, влоги, открытые тренировки и челенджи. Зритель знает каждую мелочь внутри команд. Все лежит на поверхности;

Мемы. Куда без них. Это современный вид массовой культуры, которого в медиафутболе более чем достаточно;

Минимальный порог цензуры. Медиалига – туринр для своих. Там кричат, матеряться и угорают. Игроки, тренеры и президенты выбегают на поле. А в судей бросают фейковыми деньгами. Да. это бескультурие, но оно работает. Не забываем про шоу;

Качество трансляций. Само собой важную роль играет как качество картинки так и звучание. Я уже неоднократно говорил о том кто и как всю это снимает и транслирует. Комментируют медийный футбол тоже известные люди: Адамян, Нагучев, Шнякин.

Большой футбол. Медийный футбол создан в том числе с целью привлекать больше зрителей к футболу большому. Так команды медийные команды раскрыли несколько игроков для профессиональных лиг. Из «2Д»: Максим Турищев известный как Турик перешел в «Торпедо»; Артем Нтумба, он же Пантера играет в Ростове Карпина; а Иван Коршунов (Корш) объявил о переходе в «Ска-Хабаровск» прямо на финале МФЛ. Виктор Блатов из «Амкала» играл за мини-футбольный «Спартак», а теперь в «КПРФ». К игрокам выступающим в медиафутболе приковывается большее внимание, за них классно болеть как за «своих». А недавно Александр Алаев объявил, что лучшим медийным командам планируется дать уайлд-кард для участия в Кубке России. Его уже получили «Амкал» и «2DROTS».

Какие есть проблемы?

Лимит на легионеров. Вопрос вокруг него стоит также остро, как и в РПЛ. В медиафутболе легионеры - профессиональные футболисты. Чем их больше – тем меньше становится приставка «медиа». Проблема фундаментальная и тянет на отдельную статью. А пока аппетиты растут вместе с финансами. На поле появляется все меньше блогеров, а все больше «профиков» становятся блогерами.

Просмотры собирают только Хедлайнеры. Цифры не обманешь, а они говорят о том, что больше всего просмтров в прошедшем сезоне МФЛ собирали «2DROTS», «На Спорте» и «Broke Boys». На матче условных «STARmix» против «АРТ» пустые трибуны и мизерные цифры на трансляции. Болельщикам не интересно смотреть за командами, которые организовались вчера, сколько бы там не было громких имен. Поддерживают тех, кто давно на слуху, самых открытых и креативных.

Деньги. В любой проект, который набирает популярность рано или поздно заходят акулы с неограниченными ресурсами. Это происходит с медийным футболом сейчас. Огромные деньги вливаются в команды. Игроков начинают переманивать на зарплаты уровня низа РПЛ. Естественно появляется куча «наемников». Важно быть интересным на камеру, а не просто хорошо играть в футбол. Так движение теряет свою аутентичность и приближается к профессиональному спорту. Но это не он.

Еще финансы требуют плодов здесь и сейчас, что приведет к игре на результат, за которой не интересно наблюдать. Это приведет к оттоку инвесторов, что потихоньку начнет убивать проект в целом. К хорошему ведь быстро привыкаешь.

Такая «золотая антилопа» в виде медиалиги может развратить некоторых молодых игроков. Зачем им горбатиться в подвальных ФНЛах? Можно стать заметным в МФЛ, на фоне более низкого уровня игры остальных, и без проблем получать большие деньги.

Ограниченный рынок. С ростом популярности растет и востребованность в ярких личностях, которые так или иначе должны уметь играть. Но рынок ограничен. Да, каждый турнир и сезон появляются новые интересные люди, однако спрос опережает предложение. Наплыв «ноунейов» из ПФЛ, КФК и ФНЛ-2 приведет к паданию интереса зрителей.

Большое количество скептиков. К медийному футболу, не смотря на весь ажиотаж, большинство болельщиков относятся скептически. Они не понимают, что этот футбол не является профессиональным. В умах старшего поколения за медийным футболом следят «необразованные школьники». Если лига, турниры и спонсоры хотят увеличивать доходы им нужно переубеждать эту часть аудитории для увеличения процента платежеспособного зрителя.

Что будет дальше?

В августе стартует традиционный, уже третий МКС. В нем примут участие «Амкал», «2DROTS», «Broke Boys», «Reality», «Рома», «БейБеги», «Матч ТВ» и «ФК Деньги», . Турнир привлечет еще больше внимания зрителей и инвесторов. Статус самого престижного кубка добавит ажиотажа и зрелищности. После него мы сможет яснее увидеть перспективы медийного футбола и понять вектор его развития. Понаблюдаем как команды, разбалованные МФЛ, будут выкручиваться, влезая в лимит на легионеров. МКС оголит еще больше слабых мест блогерского футбола, что даст пищу для размышлений его руководителям и создателям.

Нас ждет мини-турнир среди команда претендентов на участие во втором сезоне МФЛ. Даты, формат и участники пока не известны.

А дальше МФЛ 2, с его масштабами, пресс-конференциями, технологиями и деньгами.

Сейчас медийный футбол стоит на развилке. Он заходит в массы, в него текут финансовые потоки. И либо это его яркое начало, либо бесславный конец.

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные