7 мин.

Магия чисел. Об истинной роли больших трансферов

Джонатан Уилсон в материале для The Guardian обращает внимание на то, как часто владельцы богатых клубов не задумываются о месте на поле для звездных новичков команды и превращают трансферы в инструмент имиджевой политики – но и из этого правила есть исключения. 

Оглядываясь назад, можно сказать, что назначение Арриго Сакки техническим директором мадридского «Реала» в сезоне 2004/05 было заранее обречено на неудачу. Он был ярым сторонником командной игры, которая, среди прочего, предусматривала мощный прессинг, обязующий игроков подчиняться тактике. «Галактикос» были символами индивидуальности и яркости, а политика «Зиданов и Павонов» противоречила взглядам Сакки на футбол. 

«Игра была построена на индивидуальных способностях каждого отдельного игрока, – вспоминает Сакки, – вот почему мы видели столько ярких футболистов. Отдельный игрок был важнее команды. Но, на мой взгляд, это неправильно. Это противоестественно и неэффективно. Так строилась работа в «Реале» – у нас не было никакой философии, все сводилсь к управлению каждым отдельным футболистом, использования его лучших качеств. Например, все мы понимали, что Зидан, Рауль и Фигу не отрабатывают в защите, соответственно перед четверкой защитников нам нужен был опорник, ориентированный исключительно на оборону. Но это было «тактикой реагирования». Она не позволяет умножить качества футболистов при игре в команде. А ведь это на самом деле и является сутью тактики – обеспечение эффекта умножения лучших сторон каждого отдельного футболиста при игре в команде.

В моей футбольной концепции, плеймейкер – это тот игрок, который в данный момент владеет мячом. Но Макелеле для этого не подходит – ему не хватает футбольного интеллекта, идей для обостряющей передачи, в то время, как он великолепен в отборе мяча. А теперь давайте ответим на вопрос: футбол – командная игра? Или вся суть лишь в том, чтобы разместить одиннадцать игроков на поле с определенным набором необходимых качеств?»

Некоторые клубы придерживаются похожей концепции: дортмундская «Боруссия», «Бавария» и «Барселона» имеют простую и понятную философию, в которой командная игра важнее отдельных игроков, и вовсе не является совпадением то, что именно эти команды наиболее успешны в течении последних нескольких лет. Однако, в эру суперклубов, когда футбол во многом становится развлечением для владельцев нефтяных компаний, все больше кажется, что большие трансферы стали самоцелью для клубов, которые не особенно-то задумываются о необходимости команде этих игроков и их соответствии тактическому рисунку игры.

Деньги стали играть большое значение. «Монако» хочет заявить миру о своем возвращении в число лучших французских клубов? Отличный способ сделать это – подписать одного из сильнейших нападающих мира, Радамеля Фалькао за 50 млн фунтов. «Посмотрите на нас, – говорит это переход, – с нами придется считаться. Мы из тех клубов, которые могут купить игрока высочайшего класса, заплатить за него большие деньги». Для «Манчестер Сити» в свое время таким переходом стал трансфер Робиньо. Такие трансферы представляют собой нечто вроде рекламы клуба.

«ПСЖ», возможно, тоже все еще имеет схожий менталитет. Купив Златана Ибрагимовича в прошлом сезоне, они заявили о себе – сейчас покупают с похожими целями Эдинсона Кавани. Однако в команде, в которой, помимо Эзекиля Лавесси, есть Хавьер Пасторе, Лукас Моура, Жереми Менез и Марко Вератти, трудно будет найти место для Кавани, не так ли? Была ли реальная необходимость в этом трансфере или они подписали уругвайца просто потому, что имелась возможность его купить и им известно, что это хороший футболист?

Однако, неприятнее всего ситуация, при которой сами болельщики начинают требовать громких трансферов ради их самих, просто для того, чтобы быть уверенными, что они поддерживают по-прежнему большой клуб. Мы видим это на закрытии каждого трансферного окна, когда люди ругают свой клуб в социальных сетях за то, что он не подписывает игроков – в то время, как безусловная истина в том, что сделки на закрытии трансферного окна в абсолютном большинстве случаев, проводятся в спешке и редко являются взвешенными и продуманными.

Например, вспомните реакцию некоторых фанатов «Манчестер Юнайтед» на приобретение Синдзи Кагавы в прошлом сезоне: конечно, развернулись дискуссия по поводу того, насколько он талантлив и сможет ли адаптироваться в английском футболе, на какой позиции будет играть, но помимо этого – люди высказывали свое разочарование тем, что он стоил «всего» 18 млн фунтов! Нынешние попытки «Юнайтед» подписать Сеска Фабрегаса также, кажется, не в последнюю очередь вызваны желанием тем или иным образом показать, что клуб поддерживает Давида Мойеса, рассчитывает на него и, как следствие, готов совершить громкий трансфер.

Или возьмите внезапное желание «Арсенала» тратить деньги. Даже Микель Артета признался, что ему очень приятно, когда в клуб сватают топ-игроков. «Арсенал» хотя бы пока еще никого не купил, кроме игрока молодежной сборной Франции. Но ведь есть ряд клубов, которые ведут себя на рынке абсолютно не считаясь со здравым смыслом, скупая все что попадается им на глаза. Если представить команду в виде здания, то стены из стали и стекла, крыша из черепицы, а внутри на персидском ковре деревянная мебель – разве все это сочетается друг с другом? Какая разница, пусть с этими проблемами мучается Клаудио Раньери.

А вот еще один тип трансфера – покупка игрока в качестве компенсации провала на поле. Стали бы в «Реале» даже говорить о побитии мирового трансферного рекорда предложением по Гарету Бэйлу, если бы в прошлом сезоне была выиграна Ла Лига или Лига чемпионов? Или это способ заверить самих себя и своих болельщиков, что, несмотря на рост Бундеслиги и огромные потоки денег, проходящих через английскую премьер-лигу, «Мадрид» по-прежнему остается в числе лучших клубов мира? Неспроста цены на самых лучших футболистов планеты растут настолько быстро. Причина этого очевидна: сумма перехода сама по себе становится важной составляющей сделки.

Не важно, с какой стороны – футбольной или коммерческой – может ли Бэйл стоить как два Фалькао или два Кавани? Едва ли, но в качестве имиджевого большого трансфера он идеально подходит «Реалу». Настолько, что на реальные проблемы закрывают глаза – как разместить их на поле с Криштиану Роналду, не пропадет ли позволявший ему полностью себя раскрывать баланс, который обеспечивался присутствием на противоположном фланге Анхеля ди Марии.

Похоже, что даже «Барселона» пошла этим путем. После обескураживающих 0:7 от «Баварии» в полуфинале прошлого розыгрыша Лиги чемпионов, они купили бразильца Неймара – звездного новичка, чтобы утешить свое пострадавшее эго. Несомненно, он невероятно талантлив, что подтверждается как играми за сборную, так и за клуб, но он может стать пятым колесом для «Барселоны», так его умение отрабатывать в защите пока находится под большим сомнением.

«Дортмунд» и «Бавария» в свою очередь точечно усилились игроками, которые закрыли проблемные позиции. У Брендана Роджерса в «Ливерпуле», каким бы туманным пока не казалось будущее клуба, также можно проследить нацеленную работу на трансферном рынке – покупаются игроки определенного типа, которых затем можно будет встроить в готовую игровую модель. Но, вероятно, лучше всех работу на трансферном рынке проделал «Манчестер Сити».

Клуб был серьезно раскритикован за слова в официальном заявлении об увольнении Роберто Манчини, где говорилось, что решение является шагом к достижению более «целостного» подхода. Но сейчас их философия прослеживается все лучше и лучше.

Генеральный директор Ферран Сориано еще в марте сказал, что будет рассматривать покупку «трех или четырех игроков» и что ему кажется необходимым увеличить, прежде всего, количественный (а не качественный) состав команды по сравнению с прошлым сезоном. Можно с уверенностью сказать, что 4 главных игрока уже куплены – никто из них не является настоящей звездой, но в то же время роль каждого в команде понятна.

Фернандиньо добавит креатива центру поля и поможет «разгрузить» Яя Туре, Хесус Навас добавит ширины атакам и будет создавать опасные моменты с правого фланга, а Альваро Негредо и Стеван Йоветич будут дополнять Серхио Агуэро, причем будут делать это по-разному – испанец физически развит и много забивает, а черногорец умный и техничный игрок, способный играть не только классического «наконечника», но и под нападающим и слева.

Трансферная политика «Манчестер Сити» представляется наиболее последовательной и взвешенной. Возможно, в том самом заявлении они подобрали не самое удачное слово, но факт остается фактом: пока большинству слепит глаза блеск звезд, «горожане» уверенно шагают к новой гармоничной философии, которая в свое время принесла успех «Баварии» и «Барселоне».

Джонатан Уилсон, The Guardian

Другие материалы блога:

«Англия, Англия» рекомендует: