4 мин.

В России было два великих пловца: Попов и Панкратов. А теперь еще и Рылов!

Подчинил себе плавание на спине.

Наше плавание долго находилось в загоне – 25 лет без олимпийских побед и великих спортсменов, которые запускали бы свой вид в космос. Наверное, последними были Александр Попов и Денис Панкратов из 90-х – теперь рядом с ними Евгений Рылов, и это совсем не преувеличение.

Да, в новой России выросли и выигрывали (теперь уже точно в прошедшем времени) Юлия Ефимова и Анастасия Зуева, на которых почти десятилетие держалось российское плавание. Но всякий раз на Играх мы понимали, что есть кто-то круче – хозяева в своем виде, а не одни из многих, которые могут выиграть однажды, но так, получается, и не выигрывают.

Евгений Рылов – теперь уже точно – явление в мировом плавании. Сегодня он второй раз стал чемпионом в Токио-2020, после сотни забрав и 200-метровку на спине, в заплыве, где рядом с ним не было вообще никого. Почти секунда (0,88) от американца Райана Мерфи – это даже больше, чем доминирование: в Токио Рылов превратил плавание на спине в дисциплину своего имени.

В России (да и в СССР) совсем мало пловцов, которые брали два личных золота на одной Олимпиаде – вот исчерпывающий список:

• Владимир Сальников – в Москве-1980 выиграл 400 и 1500 м вольным стилем, а еще эстафету 4х200 метров;

• Александр Попов делал это дважды – в Барселона-1992 и Атланте-1996 на дистанциях 50 и 100 м;

• Евгения Садовый в Барселоне-1992 – брал кролевые 200 и 400 м (плюс эстафету);

• Денис Панкратов в Атланте-1996 забрал весь себе баттерфляй – 100 и 200 м.

Удивительно, но теперь в России три олимпийских чемпиона в плавании (Садовый выигрывал в составе Объединенной команды), и все они делали на своих Играх золотой дубль.  

Наверное, важно понять, почему победы Рылова – уникальное событие, а сам он – удивительный талант.

Спина в плавании никогда не была нашим видом – ни в российское, ни в советское время. Сотню на Олимпиадах не выигрывали вообще никогда, 200 м покорились только в 1988-м Игорю Полянскому.

Игорь Полянский: «Приехали в Новую Зеландию и обалдели: двери в домах стеклянные. С молотком спать, что ли?»

С 1996-го здесь правили только американцы, забирая одну Олимпиаду за другой. Бриджуотер, Роуз, Крайзельбург, Пирсол, Лохте, Клэри, Мерфи – они сменяли друг друга и, казалось, следующий, выигрывая, просил не занимать за ним очередь. 12 олимпийских заплывов, 12 побед США –  серию, казавшуюся приговором, прервал 24-летний Рылов.

До него в российском плавании был только один пловец на спине топ-уровня – Аркадий Вятчанин (Игорь Полянский, Владимир Шеметов, Сергей Заболотнов, Владимир Сельков брали медали ЧМ еще при СССР). Он даже дважды доплыл до бронзы в Пекине-2008, но это были медали на зубах – Аркадий никогда не доминировал и не считался пловцом номер один в мире, но хотя бы постоянно пробирался в финалы чемпионатов мира. Возможно, он мог сделать и больше, но на пороге 30-летия устал от российской действительности и уехал в США, по сути закончив с большим плаванием.

Рылову только 24, и Токио-2020 точно не последние для него Игры, но Евгений в раздумьях – как устроить карьеру, чтобы доминировать и дальше. Сейчас ему не хватает больших секунд – до полиуретанового мирового рекорда Аарона Пирсола на 200-метровке (сегодня получилось установить олимпийский) остается 1,31 секунды и, очевидно, это следующая цель Евгения.

Вот как он сам видит свое будущее в плавании:

«Мировой рекорд? Задача-максимум в Токио была сдвинуть две дистанции по времени, но, наверное, это за пределами человеческих возможностей. Вижу два варианта: 1) уходить полностью на 200 метров и забыть про 100, потому что скорость душит среднюю скорость, перестать ходит в зал и плавать достаточно большие объемы; 2) забыть про 200 метров и уйти на сотню, там нужна мышца – чем она больше, тем короче нужно плавать.

То, что я делал последние три года, работая и 100, и 200 метров, очень тяжело. Надо думать, что выбрать, потому что организм уже, наверное, не выдержит такую нагрузку», – Рылов, в отличие от ровесника из брасса Антона Чупкова, сохранит себя в плавании, но, вероятно, переформатирует свое присутствие в нем.

До Парижа-2024 всего три года – там Рылов сможет шагнуть в следующее измерение – выиграть личное золото на разных Олимпиадах. Из наших это получалось только у Попова и Сальникова – горизонт возможностей Евгения точно не ограничивается одним олимпийским циклом.

Евгений Рылов – невозмутимый чемпион в плавании: назвал два золота задачей-минимум, не улыбается после побед, постоянно критикует себя

Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt/Allsport/Getty Images, Al Bello, Maddie Meyer; globallookpress.com/Du Yu/XinHua