5 мин.

Россия – Корея. 3 тактических вывода

Фото: Fotobank/Getty Images/Warren Little

Слишком осторожный первый тайм

Обе команды не спешили атаковать в первой половине игры, выясняя, кто лучше владеет мячом без реальной угрозы воротам – выяснили, что Южная Корея и Ки Сон Ен, в частности, который выполнил за тайм 48 передач со 100-процентной точностью. Пожалуй, в том числе на основании этого можно заключить: в невзрачном первом тайме Корея выглядела лучше.

Ключевым различием между командами был способ выхода из обороны. Корейский плеймейкер Ки Сон Ен при начале атак оттягивался к центральным защитникам для получения мяча и, учитывая отсутствие активного прессинга со стороны россиян, мог контролировать темп матча.

У России же в лидерах по передачам – Березуцкий с Игнашевичем, то есть центральных защитников не прессинговали, они искали варианты начала атаки, но за их отсутствием зачастую вынуждены были пасовать друг другу (именно направление передачи Березуцкий на Игнашевича стало самым популярным по итогам игры – 24 раза).

Для более слаженного выхода из обороны аналогичную Ки роль у России должен был исполнять Денис Глушаков, но он не оттягивался в зону к центральным защитникам, а оставался в опорной зоне, где его опекал Гу Чжа Чхоль. За весь первый тайм было выполнено всего 8 передач на Глушакова, что критически мало для игрока его позиции. Для сравнения – до располагавшихся выше Шатова и Файзулина дошло 19 и 23 передачи соответственно.

Как следствие, Россия не могла выходить из обороны через центр. У Березуцкого и Игнашевича было, как правило, 3 варианта развития атаки: 1. дальняя передача; 2. пас на кого-то из крайних защитников; 3. рискованная передача сразу на Шатова или Файзулина. Каждый из них вполне устраивал Корею, которая, как и Россия, не решалась идти большими силами вперед.

Капелло великолепно чувствует игру

Эффективность замен Фабио Капелло в этом матче действительно заслуживает похвалы, однако его впечатляющая работа по влиянию на ход матча началась еще раньше – в перерыве.

Самым ярким игроком первого тайма в составе обеих команд был левый вингер Кореи Сон Хын Мин, который активно смещался в центр и имел несколько неплохих моментов. Заметив это, Капелло велел команде во втором тайме делать очень большой упор на правый фланг в атаке.

Этот тонкий тактический ход, вероятно, в первую очередь был нацелен на то, чтобы использовать пространство, которое оставлял у себя за спиной Сон. Из-за очевидных проблем в созидании этого сделать не удалось, но, как минимум, нейтрализовать Сона в атаке получилось:

Замены Капелло также оказались очень грамотными. Александр Кержаков и Алан Дзагоев ярко проявили себя в атаке и сыграли ключевую роль непосредственно в голе. А Игорь Денисов решил проблему выхода из обороны. Опускаясь в зону между Игнашевичем и Березуцким, он, как правило, делал простые, но точные передачи. Это помогло России забрать себе мяч и начать наращивать давление. За примерно 20 минут на поле Денисов отдал 15 точных передач, Глушаков отдал 16 – за 78 минут.

Нехватка Широкова

В тексте, претендующем на то, чтобы называться тактическим анализом, это рискует смотреться слишком банально, но: России не хватило Романа Широкова! Его присутствие на поле могло если не решить, то хотя бы нивелировать тактические проблемы россиян. Проще говоря, в первом тайме России нужно было больше движения в центре поля для выхода из обороны – и Широков в состоянии был это предоставить. Во втором тайме России нужна была креативность в атаке – и Широков в состоянии был это предоставить.

Очевидное однообразие моментов, которые сборная создала с игры, пугает: либо короткий пас под очень дальний удар, либо навес с фланга.

Короткой строкой

1. Похвалив Капелло за замены, следует его также поругать за очевидные промахи со стартовым составом. Пожалуй, и Кержаков, и Денисов, и Дзагоев должны были играть с первых минут.

2. Упрекнуть можно и в нерешительности: выход только Дзагоева на 58-й минуте был явной полумерой – команда все еще не рисковала в погоне за победой, но уже не закрывалась так, как в первом тайме. В некоторой степени пропущенный гол стал наказанием за это. Да, сам гол был пропущен после грубейшей ошибки Игоря Акинфеева, он обязан был брать получившийся не самым лучшим удар Ли Гын Хо, но момент родился из перестановок в российской полузащите.

3. Нечасто наблюдаю матчи с участием Кержакова, но по тому, что удается посмотреть, искренне недоумеваю, по каким причинам ему можно предпочесть любого другого российского форварда. Я отлично понимаю, почему он может не нравиться некоторым болельщикам – проблемы с реализацией моментов. Но его движение практически всегда превосходно и добавляет команде непредсказуемости в атаке. 

Другие тактические обзоры ЧМ-2014: