2 мин.

Как сделать правильный заголовок

У нас в редакции есть человек, который может биться над удачным, на его взгляд, заголовком больше, чем над самим текстом. Вы можете над такой щепетильностью посмеяться, но я отношусь к ней с уважением, потому что большинство наших штатных и заштатных авторов чаще всего кидают редакторам тексты вообще без заголовков, а иногда и без лидов. Полагают, что редакторы – это такие супермены, которые из любой недоделки могут сделать хит. ОК, пусть полагают.

Вот как я подбираю заголовки к своим текстам и тем текстам, что поставляют корреспонденты и блогеры. Всегда стараюсь отмести шаблоны, сделать заголовок, выбивающийся из потока – такие бросаются в глаза и лучше запоминаются.

Свежий пример: репортаж о матче сборной в Питере в черновом варианте назывался «Два по 45» – это, к сожалению, мимо. Так можно назвать файл в компьютере, если он отказывается сохраняться без названия, но не текст в интернете: заголовок должен тянуть к себе, интриговать, заставлять бросать все дела и скорее узнавать, о чем рассказывается внутри. Броская, двусмысленная, неизбитая цитата – один из способов завлечения в материал. Заголовок к репортажу о матче сборной я в итоге достал из интервью Глушакова: «Мы чуть не уснули на скамейке в первом тайме». Заголовок выполнил свою функцию и увлек за собой 30 тысяч читателей.

То же относится и к заголовкам интервью. Я выбираю самую искристую, самую притягательную цитату из услышанных, главное, чтобы она не вырывалась из контекста и не рубила мысль пополам.

Роман Широков: «Я уйду из «Зенита», когда рак на горе свистнет» – да, если Роман так и сказал и завизировал эти слова.

Выдирать из сказанного Роман Широков: «Я уйду из «Зенита» – нет. Именно это, а не то, что многие думают, называется желтым заголовком.

И о нецитатных заголовках. «Трибуна» и вообще читатели сайта, как я заметил, поделились на две части: одни шестой год строчат в комментариях «до стали тупые каломбуры», другие – стараются подражать редакционным заголовкам в своих блогах. Может, эти аудитории даже и пересекаются, но суть в другом.

Заголовки типа «Дзаго ловок», «Игорь крутой» и «Газз, это дело спорта» – один из способов привлечения внимания. Скорее декоративный, чем единственно эффективный. Простой объясняющий заголовок «Как Денисов играл против «Зенита» может затеряться среди аналогичных заголовков репортажей и новостей «Спорт-Экспресса», «Советского Спорта» и всего такого, поэтому мы стараемся инкрустировать их игровыми заголовками вроде «Игорь крутой». В этом декорирующем заголовке главное – в двух-трех словах выразить главную мысль, эмоцию, тему. А выражать ее можно хоть каламбуром «Гус-услуги», хоть цитатой из песни ДДТ, хоть названием фильма Фатиха Акина. Любым, что вертится на языке – главное, чтобы зацепило. Заголовок, в моем понимании, должен не проматываться, а провоцировать эмоцию. Раздражение тугодумов – тоже, в общем, эмоция.

Мне не очень близок поучительный пафос других креативных руководителей Sports.ru, поэтому я не наставляю, не диктую лекцию, а просто рассказываю, как привык делать сам. Единственное наставление, которое вам точно пригодится независимо от меня – не включайте в заголовках капс-лок. Многие наверняка числят остроумными заголовки вроде «СКАндал», «ПроДИНАМили» и «ЗЕНИТная установка», но в ленте текстов Sports.ru они не появятся. Этой дурной тон.