Как сделать правильный заголовок
У нас в редакции есть человек, который может биться над удачным, на его взгляд, заголовком больше, чем над самим текстом. Вы можете над такой щепетильностью посмеяться, но я отношусь к ней с уважением, потому что большинство наших штатных и заштатных авторов чаще всего кидают редакторам тексты вообще без заголовков, а иногда и без лидов. Полагают, что редакторы – это такие супермены, которые из любой недоделки могут сделать хит. ОК, пусть полагают.
Вот как я подбираю заголовки к своим текстам и тем текстам, что поставляют корреспонденты и блогеры. Всегда стараюсь отмести шаблоны, сделать заголовок, выбивающийся из потока – такие бросаются в глаза и лучше запоминаются.
Свежий пример: репортаж о матче сборной в Питере в черновом варианте назывался «Два по 45» – это, к сожалению, мимо. Так можно назвать файл в компьютере, если он отказывается сохраняться без названия, но не текст в интернете: заголовок должен тянуть к себе, интриговать, заставлять бросать все дела и скорее узнавать, о чем рассказывается внутри. Броская, двусмысленная, неизбитая цитата – один из способов завлечения в материал. Заголовок к репортажу о матче сборной я в итоге достал из интервью Глушакова: «Мы чуть не уснули на скамейке в первом тайме». Заголовок выполнил свою функцию и увлек за собой 30 тысяч читателей.
То же относится и к заголовкам интервью. Я выбираю самую искристую, самую притягательную цитату из услышанных, главное, чтобы она не вырывалась из контекста и не рубила мысль пополам.
Роман Широков: «Я уйду из «Зенита», когда рак на горе свистнет» – да, если Роман так и сказал и завизировал эти слова.
Выдирать из сказанного Роман Широков: «Я уйду из «Зенита» – нет. Именно это, а не то, что многие думают, называется желтым заголовком.
И о нецитатных заголовках. «Трибуна» и вообще читатели сайта, как я заметил, поделились на две части: одни шестой год строчат в комментариях «до стали тупые каломбуры», другие – стараются подражать редакционным заголовкам в своих блогах. Может, эти аудитории даже и пересекаются, но суть в другом.
Заголовки типа «Дзаго ловок», «Игорь крутой» и «Газз, это дело спорта» – один из способов привлечения внимания. Скорее декоративный, чем единственно эффективный. Простой объясняющий заголовок «Как Денисов играл против «Зенита» может затеряться среди аналогичных заголовков репортажей и новостей «Спорт-Экспресса», «Советского Спорта» и всего такого, поэтому мы стараемся инкрустировать их игровыми заголовками вроде «Игорь крутой». В этом декорирующем заголовке главное – в двух-трех словах выразить главную мысль, эмоцию, тему. А выражать ее можно хоть каламбуром «Гус-услуги», хоть цитатой из песни ДДТ, хоть названием фильма Фатиха Акина. Любым, что вертится на языке – главное, чтобы зацепило. Заголовок, в моем понимании, должен не проматываться, а провоцировать эмоцию. Раздражение тугодумов – тоже, в общем, эмоция.
Мне не очень близок поучительный пафос других креативных руководителей Sports.ru, поэтому я не наставляю, не диктую лекцию, а просто рассказываю, как привык делать сам. Единственное наставление, которое вам точно пригодится независимо от меня – не включайте в заголовках капс-лок. Многие наверняка числят остроумными заголовки вроде «СКАндал», «ПроДИНАМили» и «ЗЕНИТная установка», но в ленте текстов Sports.ru они не появятся. Этой дурной тон.
1. Выдергиваем из контекста фразу
2. Додумываем смысл
3. Выдумываем, если не получается додумать
4. Если совсем туго с заголовком - используем классическое "5 причин прямо сейчас"
Бес болгара. Победа молодежной сборной России в картинках//
Сам, Хосе. Как «Спартак» проявил характер с «Краснодаром»//
Игорь крутой. Как Денисов впервые играл против «Зенита»//
Султан Ахмед. Как ЦСКА вернулся в лидеры//
Хонда, аккорд. Как ЦСКА первым обыграл Кучука//
Сальваторе вдали. Как «Спартаку» играть в обороне//
Концерт Валерия. Как «Спартак» стремится к чемпионству//
Натри результата. Как «Спартак» и «Локомотив» навевали тоску
Это враньё. Те, кого достали тупые каламбуры в заголовках (и кто пишет об этом в комментариях) - как правило, грамотные люди: они умеют писать по-русски в среднем чуть лучше авторов.
"Богатыри - не вы. Как мы научились делать крутые заголовки и теперь понтуемся этим."
http://www.sports.ru/titlemaker/
Это для очень ленивых авторов Спортс.ру наверное
Геннадий Орлов. Как прокомментировать игру Зенита интересно
Георгий Черданцев. Как подкреплять свои слова статистикой
В самом деле: только если он так сказал и завизировал? Да на спортсе большинство цитат, вынесенных в заголовки, вовсе не являются цитатами! А не то что там "завизированными". Похоже, автор живёт в каком-то своём прекрасном мире.
Они, правда, не столько низкопробные (а как вообще определить пробу каламбура?), сколько утомительно-многочисленные и однообразные. Как будто уже без каламбура нельзя придумать заголовка.
Есть несколько универсальных решений:
- Поставить небанальную цитату.
- Простой заголовок-вопрос (чтоб провоцировал на ответ читателя в комментариях)
- Написать простой заголовок пусть слов на 7-9, но обязательно с подлежащим и существительным.
- Удачно переделать известную фразу или словосочетание (пользоваться осторожно и с умом).
- Использовать конструкции типа "Что на самом деле произошло", "Причины события", "Мнение / версия того-то о том-то", "Проблемы того-то с тем-то".
- Использовать конструкции с точкой. Два предложения. Ну, типа "Люди Икс. Начало".
- Как разновидность - заголовок с "или" в качестве альтернативы-дополнения. "Хоббит, или туда и обратно" (обратите внимание, в данной конструкции запятая перед "или" обязательна, так как это не противопоставление)
- Использовать синонимы (и/или яркие прилагательные) для ширпотребных слов.
- Поставить в заголовок узкоспециализированный термин.
- Поставить в заголовок цифры.
- Заголовок-перечисление. Например "Дураки, дороги, инфраструктура и еще 97 причин неудачи сами-знаете-чего".
Также не стоит забывать, что заголовок может быть напрямую подкреплен лидом (вступительным абзацем). Лид может прояснить суть странного на первый взгляд заголовка. Не пренебрегайте этим, пожалуйста!
Да много всего, блин. Расписался я что-то, хоть меня никто не спрашивал. Не хорошо.
И это... в жопу эмоции. Понятный заголовок, из которого понятно, какой изюм есть в материале, куда приятнее и круче словоблудческой пестроты, за которой хрен пойми что.
С пятницей всех и классных выходных!
Дудь против ветра или Денискины заказы? Я джедай данной науки?
Less Grossman
Наивно полагал, что это фишка некоторых авторов данного ресурса - ...
-------------------------------------------------
Никто ничего не удалял, успокойся. У первого поста даже 2 плюса стоит.
А эти уловки с заголовками — это, конечно, интересно, психологический приём по завлечению, но заигрываться с ним тоже не стоит, а то действо переходит в фарс.
"Аста ла виста, Богэйби"
Шикарный заголовок для следующей твоей статьи
>12 мая 18:35
«Локо»-трон. Как «Локомотив» приблизил ЦСКА к чемпионству (за авторством Романцова же)
Вопрос: какой из двух вариантов названия - "ПроДИНАМили" или "Локо"-трон" больше смахивает на дурной тон, и, в перспективе, еще и оскорбителен?
З.Ы. Неужели дело исключительно в капсе? Да я вас умоляю.