16 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Крис Уэббер и Эл Хорфорд

Мне понравилось писать предисловия, так что пока останавливаться не планирую. Карьеры сегодняшних двух героев в своей совокупности полностью охватывают собой весь XXI век с единственным пересечением в сезоне-2007/2008, который для Уэббера стал последним, а для Хорфорда – первым. Уэббер в том сезоне за «Голден Стэйт» то ли играл, а то ли и нет, проведя всего 126 минут и девять матчей, находились они с Хорфордом в разных конференциях, так что нет никаких шансов на то, что они могли встретиться на площадке, так ведь? А вот и не угадали – 22 февраля 2008 года «Атланта» приехала в Калифорнию, чтобы выиграть со счетом 117:110, и чтобы Уэббер совершил торжественную передачу эстафетной палочки Элу Хорфорду. Они провели на площадке друг против друга около десяти минут, несколько раз забили друг через друга, около пяти раз поборолись за подбор, на том и разошлись, чтобы через двенадцать лет встретиться в вашем новом любимом рейтинге.

Эти двое не так уж сильно похожи друг на друга, разве что оба прекрасно умеют пасовать и двигаться по площадке – только тепловые карты их перемещений будут совсем разными. Уэббер – классический тяжелый форвард, который демонстративно не хотел играть центрового, Хорфорд всю карьеру играл на обеих позициях, блуждая от пятого номера к четвертому. Первый больше двигался внутри трехочковой дуги, второй регулярно отходит и за нее, растягивая и вытягивая (все сущее). На их примере любопытно наблюдать, как за последние двадцать лет изменились требования к большим игрокам, потому что, казалось бы, Уэббер и Хорфорд должны были бы выполнять на площадке примерно одни и те же функции. Дело в том, что их росто-весовые показатели совпадают совсем уж до неприличия – они абсолютно идентичны (206 см, 111 кг). Такое нечасто можно встретить, и это отличное поле для тактико-исторического анализа. Жаль, что я им не занимаюсь.

44. Крис Уэббер (2000 – 2008)

Команды: («Сакраменто», «Филадельфия», «Детройт», «Голден Стэйт»)

Краткая справка: 3 МВЗ, первая сборная сезона (2001), вторая сборная сезона (2002, 2003),  неофициальное чемпионство с «Сакраменто» (2002), лучшая улыбка в истории баскетбола

Место в рейтинге 2014 года: 35

Во-первых, коллега Василий шесть лет назад уже писал хороший текст о Уэббере, почитайте (вспомните) и его. 

Во-вторых, невозможно писать о Уэббере не в контексте того самого «Сакраменто». Если обозревать всю карьеру, то еще можно было бы сесть на завалинке, листая старые студенческие архивы о гениальной команде и грандиозном скандале в Мичигане. Вспомнить, как бы прекрасно они могли смотреться с Шакилом во второй половине 1990-х, как замечательно воссоединились с ветераном Вьетнама Джувэном Ховардом в огнестрельном «Вашингтоне», как поругались с Доном Нельсоном. Фотокарточек в альбоме «Игровая карьера Криса Уэббера» хватит даже не на один вечер ностальгии.

Это все было – но было в прошлом веке, а моя самопровозглашенная задача заключается в том, чтобы как-то приторочить свой нехитрый списочек с фамилиями к веку нынешнему. А в XXI веке Уэббер – это «Сакраменто» и только «Сакраменто». А, что, «Филадельфия», «Детройт», «Голден Стэйт»? Я ничего не буду об этом писать, извините. Не помню совсем Криса в этих командах, а смотреть и читать что-то специально об этом не хочу, не стоит и уговаривать. Меня безусловно восхищает тот факт, что Уэббер провел в «Голден Стэйте» ровно два сезона, и они стали первым и последним сезонами в его карьере, это какой-то поразительный и почти что даже мистический оскал баскетбольного капитализма, но оскал сиюминутный. Заострять внимание на нем, конечно, не будем.

Кстати о баскетбольном капитализме. Неслучайно я выбрал это словосочетание, перекину-ка его в этот абзац как мостик. У нас тут конспирология на подходе! Так как я ни разу в жизни не писал ничего о том «Сакраменто» – не моя команда, долго не мог примириться с тем, что ее называли самой изящной и красивой дримтимой нулевых, у меня другие любимые и тоже несчастные авторы – позволю себе заглянуть в старый чулан. Смотрите, тут убийство. Не пугайтесь, убийца давно пойман, им стал как раз баскетбольный капитализм. Убили тоже известно кого, «Сакраменто» в 2002-м году в той самой Infamous Game 6, потому что лига понимала, что Восток не смотрит вообще никто, а финал будут смотреть еще меньше, поэтому хотя бы из Запада напоследок нужно выжать седьмой матч. Матч выжали, выжив прекрасное «Сакраменто». Хотя ладно, вы и сами все знаете, чего я буду рассказывать. Тем более что на самом-то деле «Сакраменто» в том году в финал, конечно, вышел, и наверняка выиграл.

Конспирологическая теория немного другая. С тех пор, как Рик Адельман ушел с поста главного тренера в 2006-м году, «Сакраменто» не только ни разу не выходил в плей-офф, но никогда не добиралась даже до отметки в 40 побед. Случайность? Думаю, это обстоятельство точно как-то связано с желанием высших сил и Владе Диваца, чтобы в человеческой памяти «Сакраменто» перестал быть действующей баскетбольной командой, оставаясь вот этими «Воспоминаниями об убийстве» directed by Bong Joon-ho. Какие-то стремительно сменяющие друг друга люди уже пятнадцать лет бегают в майках со звучным итальянским названием, и пусть бегают, главное, чтобы это происходило либо незаметно, либо максимально глупо (оба пункта приняты и согласованы без замечаний).

«Сакраменто» – это не клуб, и даже не Больше, чем клуб. «Сакраменто» – это рай для настоящих баскетбольных эстетов с уходящими вбок мизинчиками, Золотой век, Париж 1920-х в отличном фильме Вуди Аллена. Проходят годы, святость бело-фиолетового рая и его обитателей становится все более неоспоримой, трехочковые броски Стояковича еще точнее, пасы Уэббера еще красивее, мускулатура Бибби … *ну ладно*. Уэббер был если не богом того «Сакраменто», то уж как минимум шестикрылым серафимом, вокруг которого вся эта симпатичная махина вертелась, поэтому давайте и его будем немного переоценивать. Не знаю, на какое место в рейтинге ставить, потому что и пик короткий, да и не-пик тоже не очень длинный, но не поставить совсем ведь тоже нельзя. Так как #BLM, то для Уэббера, как для любого потомка народа с украденной культурой, номер с двумя четверками будет особенно символичен, потому что именно под ним был выбран президентом в 2008-м году простой житель Чикаго, которого мы недавно видели в «Последнем танце».

Уэббер – это поэзия. Художникам трудно выживать в жестоком современном мире, но Уэбберу это удавалось, и в период с 2000 по 2003 годы у него были серьезные аргументы, чтобы считаться лучшим действующим тяжелым форвардом. Данкану он проигрывал, но Гарнетт и Новицки не были лучше него, и такую конкуренцию ему удавалось выдерживать, параллельно творя магию на паркете. Иногда вроде бы не было нужды в передачах из-за спины и не глядя – но как же не отдать, когда люди смотрят и ждут чуда! И ведь все это не как у друга «Белого шоколада», эстетика ради эстетики и хайлайтов на ютубе. Уэббер ставил чудеса на поток без потери общего высочайшего качества игры, а это в истории баскетбола удавалось единицам. Обычно ведь если чемпион, то зубы сжаты, кулаки наготове, все стабильно и по-мужски минималистично, а тут совсем другой случай. Вы можете возразить, что Уэббер чемпионом-то не стал, но, пожалуй, все-таки в каком-то смысле и стал.

Немного уже поговорили о 2002-м, когда «Сакраменто» пришлось довольствоваться коронами только на майках и в человеческих сердцах, потому что официально коронованы были другие ребята. Несправедливо, как считает вся прогрессивная общественность. Наступил новый сезон-2002/2003 – и именно он, как мне всегда казалось, показал истинное величие той команды Рика Адельмана. Они не только не опустили руки, но и усердно принялись доказывать всем, что прошлый год не был случайностью, что они сейчас наденут желтые обтягивающие комбинезоны, возьмут футляры от гитары, набитые оружием, и пойдут мстить судьбе и обстоятельствам. Это должно было стать возвращением Монте-Кристо в духе «Сан-Антонио» – 2014. Никто в «Сакраменто» не хотел, чтобы их запомнили по поражению. Да, незаслуженному, да, культовому, но все-таки поражению. Были силы еще на один поход, который уж точно должен был сделать «королей» королями, и возглавил этот поход, разумеется, именно Крис Уэббер.

Жаль, что им не попались «Лейкерс», которые были уже не очень-то и хороши! На этот раз, почти уверен, «Кингс» их точно обыграли бы, но вместо этого во второй игре второго раунда против «Далласа» Крис Уэббер упал и со слезами на глазах обхватил колено. Все сразу поняли, что к чему. Это был конец великого Криса Уэббера, конец великого «Сакраменто». После этого они еще по инерции существовали на относительно высоком уровне, но от самого яркого тяжелого форварда лиги и лучшей команды НБА следов не осталось. В следующем году в эпилоге своей королевской карьеры Уэббер, восстановившийся от травмы примерно к началу плей-офф, обыграет Новицки в первом раунде, но без каких-либо шансов уступит Гарнетту в раунде втором, на чем завершится уже и эпилог. Дальше будет только странное потустороннее блуждание в Черном Вигваме спасенной души великого игрока, который одновременно и с нами, и уже где-то в совсем другом месте.

Наследие Уэббера неоднозначно. Лучшие годы его жизни были настолько яркими и завершились столь драматично по независящим от Криса причинам, что некоторые оценивают его слишком высоко. Например, бывший соавтор или Кенни Смит с Айзеей Томасом, в какой-то передаче, вышедшей уже после 2011-го года, заявившие, что, мол, оставьте все ваши побрякушки веселым вдовушкам, Уэббер все равно более значимый игрок, чем Дирк. Другие, наоборот, разделываются с Уэббером довольно беспощадно, вспоминая, что он и в концовках важных матчей не очень себя показывал, да и бросал не так уж хорошо, а эти его передачи с переподвывертом часто приводили к ненужным потерям. Против этих аргументов тоже идти трудно – Крис никогда не был клатчером, пачками мазал важные штрафные в играх плей-офф, в конце карьеры так и не смог вжиться в роль постаревшего вожака стаи, играющего от броска. Он был актер одной роли, которую диктовали жизнь и голливудская улыбка, и пусть это была роль с широчайшим диапазоном умений и требований, она была одна, которую мы никогда не забудем.

43. Эл Хорфорд (2007 – н.в.)

Команды: («Атланта», «Бостон», «Филадельфия»)

Краткая справка: 5 МВЗ, вся карьера на Востоке, третья сборная сезона в 2011-м, всего один сезон без плей-офф, очень надежный мужик

Место в рейтинге 2014 года: отсутствовал

Что приходит в голову, когда речь заходит об Эле Хорфорде?

1)      Боится мяча. Сам Эл оправдывается тем, что, мол, так партнеров подбадривает, но мы все ходили на уроки физкультуры, все боялись, так что Хорфорду не верим.

2)      Женат на «Мисс Вселенная – 2003»;

3)      Дважды получал странную и увековеченную на нашем любимом сайте травму *эээ* груди, из-за которой однажды даже пропустил почти весь сезон;

4)      Лидерство в той самой почти идеальной «Атланте» Буденхольцера 2014/2015, весь стартовый состав которой отправился на Матч всех Звезд;

5)      Усыновление Джоэля Эмбиида и Бена Симмонса в плей-офф – 2018.

Резюме достойное, но сколь бы местами забавным оно ни было, ничто не изменит того, что Хорфорд – это Данкан «для бедных». Понятно, что это выражение применительно к НБА было дискредитировано целиком и полностью, когда после драфта 2007-го года (хорфордского, кстати) Чонси Биллапс назвал Родни Стаки как раз Дуэйном Уэйдом «для бедных». Но тот, видимо, совсем уж несчастных голодающих детей Африки (#BLM!) имел в виду. Хорфорд не настолько далек от великого оригинала, а в том, что касается игрового однообразия и отсутствия какого-либо блеска, и вовсе во многом сумел его превзойти. У Данкана есть игровые трейдмарки, вроде геометрически выверенного броска от щита, в арсенале Хорфорда нет ничего запоминающегося. Вроде бы и через людей с разбегу ставил не раз, и пасовать навострился ловко, но никак нельзя представить себе, чтобы после какого-то действия произвольного баскетболиста мы бы вскрикнули: «Ничего себе! Совсем как Хорфорд!»

Понятно, что фирменный почерк не всегда должен содержать какие-то уникальные завитушки. Каллиграфия порой не терпит вдохновения, это усердный труд, где нужны терпение, любовь к стандартизации и соответствие общепринятым ГОСТам. Всего этого у Хорфорда как раз навалом. Умеет почти все, особенно в защите. Наверное, есть баскетболисты, которые хотели бы играть против Эла Хорфорда. Даже наверняка есть, только мне их имена неизвестны. Надежный парень Хорфорд на своей площадке убивает просто все, он и быстр, и силен, и умен, да вообще у него слабых мест практически нет. Вот, казалось бы, он не так уж высок для центрового, но более мощные и рослые ребята все равно ничего не могут с ним сделать. А вот тут, кажется, ну дылда совсем, не успеет он разменяться на юркого разыгрывающего – а успевает всякий раз.

В атаке Хорфорд не столь фундаментален, но тоже прекрасен. Если вы думаете, что Айзея Томас совершенно случайно провел лучший сезон в своей жизни (2016/2017), играя вместе с Элом Хорфордом, то вы сильно ошибаетесь. Это была идеальная связка моей любимой версии «Бостон Селтикс» прошлого десятилетия. Сейчас баскетбол развился до такой степени, что большие игроки могут оказывать влияние на игру команды просто самим фактом растягивания защиты соперников, а мало кто делает это лучше Хорфорда. Айзея бежал под кольцо, зная, что там никого нет, что центровой, если он вообще и был, стоит сейчас поодаль, отвлеченный обаятельной болтовней Хорфорда. Если же Томас начинал уничтожать слишком активно, и на него выходили по двое, забывая о Хорфорде, то доминиканец всегда наказывал за подобное неуважение.

Кстати, насчет доминиканского происхождения. Один из моих любимых фактов о Хорфорде связан с тем, как изящно доминиканские родители решили вопрос с его именем. Отец, известный баскетболист НБА начала 1990-х, Тито Хорфорд, на самом деле носит имя Альфредо. Полное же имя его сына, героя этого текста,  – Альфред. Возможно, Тито с женой очень любили «Бэтмена». Возможно, слушали какую-то испаноязычную версию песни «Катись, колесо!», и решили отцепить эту шинообразную ненужную букву «о», как последний вагон от несущегося поезда. Получилось легко и даже изящно – вроде бы назвали в честь отца, а вроде и нет, и никакого архаичного «джуниора» к имени лепить не нужно.

Да и какой там «джуниор»! Хорфорд – из тех людей, которые уже родились взрослыми. По словам его сестры, каждый человек хотя бы раз в жизни совершал необдуманный поступок (некоторые без этого и вовсе не мыслят своего существования). Все – кроме Хорфорда. Недавно в комментариях к современной фотографии Луиша Фигу я прочитал удивление от одного из пользователей, что, мол, Фигу выглядит так же, как двадцать лет назад. Другой пользователь ему ответил – ничего удивительного, Фигу в двадцать лет выглядел на сорок пять, сейчас просто шаг за шагом добрался до своего натурального возраста. Та же история и с Хорфордом.

Вернемся к баскетболу. Я, кажется, уже писал о том, что Хорфорд очень надежен и что на него всегда можно положиться. Напишу на всякий случай еще раз – по плану надо упомянуть это его свойство хотя бы трижды. Несмотря на то, что Хорфорд сделал себе имя в «Атланте», только там какое-то время был главной звездой и до сих пор у многих ассоциируется именно с командой из Джорджии, которую скоро наверняка упразднят как родину нового врага нации Скарлетт О’Хары, я уверен, что именно первые два года в «Бостоне» стали вершиной его карьеры. Вероятно, немолодой возраст не позволит случиться другой вершине, во всяком случае, столь продолжительной. Союз Эла Хорфорда и Брэда Стивенса был начертан на небесах, они идеально подходили друг другу тактически и личностно, и очень жаль, что они не встретились раньше, и что так быстро расстались.

<Поймали эксперта – да, дело в том, что за эти два сезона в «Бостоне» я посмотрел больше матчей Хорфорда, чем за все предыдущие годы в «Атланте». В свою защиту скажу, что не верю в существование людей на этом ресурсе, которые хотя бы в одном сезоне посмотрели 40+ игр «Атланты»>

Почему я выделяю только два сезона в «Бостоне», как бы забывая от том, что их было целых три? В третьем, к сожалению, Хорфорд как-то потерялся и уже не давал того эффекта, как прежде. Возможно, сезон-2017/2018 был не только лучшим в его карьере, но и последним действительно выдающимся сезоном, когда он все делал, как раньше, только лучше, особенно в том, что касается бросков издали. Надеюсь, что он опровергнет мои невеселые выводы, но не думаю, что ему удастся сделать это в существующих условиях. В таком немолодом уже возрасте вести иллюзорную жизнь, пытаясь привыкнуть к непонятной и невиданной доселе концепции, очень трудно. Признаюсь честно – я не понял, зачем «Филадельфия» его взяла и дала ему 109 миллионов на четыре года. *думаю, пытаюсь понять*

*вроде понял* Хотя, пожалуй, один аргумент есть. Йохан Кройф как-то говорил, что «если у нас мяч, нам точно не забьют». «Филадельфия», памятуя о том, как Хорфорд унизил Бена Симмонса и Джоэла Эмбиида в плей-офф – 2018, немного переиначила это выражение, переделав его во что-то вроде «если игрок у нас в команде, он нас точно не унизит». Примерно так «Зенит» в 2007-м году покупал Алехандро Домингеса у «Рубина» – главное, чтобы не играл против. Как будет играть за нас? Да какая разница! Был бы человек, а схема найдется. Тем более, что тренер у нас умный, из «Сан-Антонио», с другим таким последователем учения Грегга Поповича Хорфорд уже работал прекрасно, так что проблем не будет. Жаль, что не все тренеры из «Сан-Антонио» похожи друг на друга, потому что если Буденхольцер действительно выстраивал игровую модель «Атланты» под Хорфорда и его пластилиновые качества, сконструировав элегантную  атакующую модель, то как строит игру в атаке Бретт Браун, я пока так и не осознал. Возможно, он заложник странного состава, но смотреть на игру «Филадельфии» на чужой половине площадки без слез очень тяжело.

Конечно, Хорфорд не заслуживает нынешних денег, но репутация его была настолько безупречна, что не дать ему их тоже было как будто бы и нельзя. И вот тут начинаются проблемы. Я бы очень не хотел, чтобы Хорфорд превратился через пару лет в человека, которым на склоне лет стал его бывший напарник Джо Джонсон. «А, мам, смотри, старый буржуй идет!»; «Тише, сынок, пускай себе идет, не показывай пальцем». Все забудут, как он был хорош раньше, а будут видеть только то, как он не очень хорош сейчас и тыкать в контракт. Вероятно, это неизбежно.

Нет, на такой ноте текст я точно не закончу. Сейчас только быстро на вдохе проговорю, что Хорфорд никогда не мог тащить в одиночку, почти не имеет никаких памятных моментов, любит последний матч в плей-офф проигрывать с разницей 30+, и закончу снова похвалой. Хорфорд – один из лучших дополняющих игроков поколения. Да, он не молоток и не топор, зато он прекрасный клей, связывающий все на свете и задающий тон всей команде. Я не знаю ни одного игрока, который бы плохо о нем отозвался или который не хотел бы быть его партнером по команде. Наверное, есть в спорте что-то лучше и престижнее, но и уважение – это немало, потому что оттачивает личность. 

P.S. Роскомнадзор разрешил, так что не проходите мимо и подписывайтесь на мой телеграм-канал «Люблю кино и спорт».

Предыдущие части цикла:

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Джимми Батлер и Бен Уоллес

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Элтон Брэнд и Дрэймонд Грин

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Деррик Роуз и Кайл Лаури

Фото: Gettyimages.ru/Lisa Blumenfeld, Kevin C. Cox