Высокий полет
"Я не присутствовал на финале юниорского Гран-при -- находился с Женей Плющенко на турнирах в Америке. Естественно, не видел самого прыжка и не знаю, насколько же он получился качественным и чистым. Однако в любом случае четверной прыжок, исполненный девушкой на официальном турнире, -- это великое достижение. Достижение исторической значимости.
То, что четверной прыгнула фигуристка из Японии, меня совсем не удивляет. Японские одиночники -- и мужчины, и женщины -- сейчас прогрессируют фантастическими темпами. Причина простая: у них нет промежуточных более или менее приличных достижений, за которые можно держаться. А не имея синицы в руках, в своей работе японцы стремятся поймать журавля. И правильно делают.
Изучают мировой опыт, анализируют, экспериментируют -- в страстном стремлении учиться японцев можно сравнивать только с китайцами. В свое время первыми странами, которые перевели мою книгу "Прыжки в фигурном катании", были ГДР, ФРГ, Китай и Япония. Ну и конечно, определяющую роль в достижении Андо, всего японского фигурного катания сыграла национальная черта -- упертость.
Значение первого удачного четверного прыжка, выполненного девушкой на официальных соревнованиях, для мирового фигурного катания сложно -- нет, просто невозможно -- переоценить. Ведь своим достижением японка задала уже другие -- значительно более высокие -- стандарты. Спровоцировала резкое повышение сложности. Что ж, женское одиночное катание нуждалось в подобном прорыве. Возможно, в последние годы оно застоялось.
На моей памяти предыдущий качественный скачок в женском одиночном катании произошел около семи лет назад. Интересно, что его также спровоцировала японка, Мидори Ито. Тогда она исполнила технически очень сложный, трудновыполнимый даже сейчас прыжок -- тройной аксель. И вот с тех пор ничего нового, оригинального, прогрессивного я в соревнованиях женщин не замечал.
По моему прогнозу уже в ближайшее время -- может, даже в нынешнем сезоне -- четверные прыжки начнут успешно исполнять еще несколько фигуристок. В том числе, надеюсь, и из России. Я лично несколько раз видел, что Людмила Нелидина делает тройной аксель. Говорят, что на тренировках у нее более или менее стабильно получается и четверной тулуп. По сложности сальхов и тулуп -- равнозначны. Хотя, конечно, они не сравнятся с риттбергером, флиппом или лутцем.
Мой прогноз не является сверхоптимистичным или идеалистичным. Ведь в любом другом виде человеческой деятельности важно сделать первый шаг -- показать, что это возможно в принципе. Вспомните: сразу, как американцы придумали атомную бомбу, она появилась и в СССР. И не удивляйтесь такому сравнению. Изобретение атомной бомбы и четверной прыжок -- это события одного исторического порядка. Равноценной исторической значимости".