Леклер – неуязвимый психологически. Пережил гибель друзей в гонках и смерть отца
Главная сила нового лидера «Формулы-1».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/f7/d4804da6b4400a7a7c9a313eff149.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
«Феррари» начала революционный год «Формулы-1» с флешбэков эры Михаэля Шумахера: выиграла два Гран-при из трех, забрала два поула и построила машину, укатывающую соперников даже без обновлений. В итоге Шарль Леклер с первого же дня захватил лидерство в общем зачете и быстро расширил отрыв до огромных 34 баллов – на фоне ошибок и регресса прочих претендентов на титул монегаск пока выглядит недосягаемым.
Чем же так хорош новый флагман Скудерии? Основа его пилотажного стиля – готовность идти на риск в любом месте трека в любой момент времени: если в практиках Шарль предположит возможность проезда сложного виража на несколько км/ч выше «оптимального» – непременно хоть раз это попробует (например, во время квалификационного круга, когда нужно выкладывать на стол все, что есть). Потенциальные неприятные последствия вроде срыва болида с траектории Леклера не волнуют: у парня блестящая реакция, и он абсолютно в ней уверен – она часто спасала его от поездок в стену и помогала ему продолжать походы за поулами.
«Я более чувствителен и не так агрессивен, как он, в среднескоростных поворотах, – объяснял различия в пилотаже между собой и Леклером Себастьян Феттель после ухода из «Феррари». – Шарль просто переступает через проблемы и сперва даже их не замечает – сталкивается с ними обычно позже по ходу уик-энда. Поэтому на первых кругах ему проще прогревать покрышки – и вследствие этого выжимать из машины больше».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/29/9fac11ef84c24a7e00e5f50be0413.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Не меньше стиль Шарля характеризует любовь к риску на стартах: №16 устраивал мощный наезд на всех впереди, например, в Австрии в 2020-м, в Бахрейне в том же сезоне, в Австрии уже в 2021-м (в роли цели, кстати, вновь оказался Феттель, и атака выполнялась тем же маневром, что и в 2020-м), да и в Сочи в 2021-м лидер «Феррари» так вырвал 7 мест.
Иногда он включает максимальный риск и на гоночной дистанции, когда требуется быстро прорываться – тогда его заезд превращается в настоящую дорогу ярости, как в Монако в 2019-м или в Японии в том же году.
Но рисковых пилотов много и в «Формуле-1», и за ее пределами. Почему же Леклер – особенный?
Шарль – уникально бесстрашный: не боится вообще никого и ничего. Критика, близость ошибки или аварии – его просто не волнуют. И его уверенность в себе ни капли не страдает даже после фэйла – ведь лидер «Феррари» сразу и открыто громко все признает и тут же идет дальше.
У него даже есть фирменная фраза, которую он постоянно орет по радио после каждой промашки по собственной вине:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/65/25ffe7db940d997f504e29f8aec9f.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Она уже стала локальным мемом – ее печатают на футболках и прочем мерче, рисуют с ней комиксы и всячески обыгрывают.
Хотя в целом самомобеж Леклера бывает весьма разнообразный: к примеру, на Гран-при Китая 2019-го он вот так описал проблемы в квалификации.
«***** [блин]! Я ошибался! Ну как так, Шарль? ****** [плохо]! ***** [очень плохо]! Да твою же! ***** [плохо]! ***** [очень плохо]! Тупой! ***** [очень] тупо! Недостаточно хорошо для меня. Не говорю о машине, она хороша. Я должен был проехать лучше, вот и все».
Вообще подобные сеансы психотерапии по радио происходили при абсолютно каждой ошибке, и однажды гоночный инженер попросил Шарля отключиться прямо на середине нового спича. С тех пор Леклер реже рвет радиопространство такими излияниями, но явно не из-за внутренних изменений – просто научился вовремя нажимать на кнопку.
В остальном лидер «Феррари» точно остался прежним: рискует в точности как и раньше и все так же ничего не боится. А искренность в признании ошибок только подчеркивает абсолютную психологическую устойчивость – другого такого пилота просто нет в современной «Ф-1» (ну, разве что Юки Цунода из «Альфа Таури»).
Откуда у Леклера такая психологическая устойчивость? Шарль пережил гибели друзей и смерть отца
Вообще №16 с детства отличался интересной ментальностью – и она ярко проявилась на том самом легендарном видео, когда Леклер и Ферстаппен комментируют обоюдный дисквал после аварии на одном из картинговых заездов.
Шарль потерял подиум из-за глупого недопонимания, словил дисквал – и выдал на камеру минутку абсолютного спокойствия.
Однажды Леклер вынес Ферстаппена в озеро после финиша. Потому юный Макс и бомбил на мемном видео
Но все равно Шарль специально работал над характером – избавлялся от взрывов эмоций.
«Когда я только начал гоняться, ментальность была моей главной слабостью, – рассказывал Леклер в подкасте Beyond The Grid в 2018-м. – Я был очень эмоциональным, решил это исправить и приступил к работе с «Формулой Медицины». Позже я занимался этим и в Академии «Феррари» с разными тренерами. Потеря Жюля тоже сделала меня сильнее. Если меня спросят сейчас о моей сильнейшей черте, я без сомнений назову ментальность».
Потеря Жюля – это смерть Жюля Бьянки, еще одного юниора «Феррари». Его семья и привела Шарля в гонки. Парень погиб в 2015-м из-за травм, полученных в аварии на Гран-при Японии 2014 года. Нынешнему лидеру чемпионата тогда было 17 лет.
«Он был не только моим другом, но и крестным отцом. Наши семьи всегда были очень близки и наши отцы до сих пор лучшие друзья, – вспоминал Леклер. – Когда я начал гоняться на серьезном уровне, Жюль занимался тем же самым уже давно и дал мне много советов. Причем не только о настройке картов или машин – больше насчет пилотажа. Помню, он приехал на мою первую международную гонку Зимнего кубка и посоветовал быть агрессивнее. Как только началась следующая сессия, я снес парня, ехавшего впереди меня, и тогда сказал: «Не настолько агрессивнее!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/13/6e88a7b5f4fa79a5baf6c4540881d.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Повлияла ли его авария на мой подход к гонкам? Нет. Когда занимаешься автоспортом, знаешь, что он опасен. И я всегда знал это. Инцидент с Жюлем случился за час или полтора до моей гонки в «Формуле-Рено», и отец мне ничего не сказал. Я узнал обо всем из социальных сетей, но не нашел роликов, а отец не желал об этом говорить. Новости шокировали меня, но я все равно сел в болид и поехал. В моем подходе ничего не изменилось. Хотя только в этот момент я и осознал, что плохое реально может случиться.
Чувствую ли я, что завершаю работу Жюля? Да, в какой-то степени. По-моему, Жюль заслужил место в «Феррари» больше, чем кто бы то ни было. Он всех убедил в своей силе, и его переход в «Феррари» был всего лишь вопросом времени. Я попытаюсь добиться лучшего возможного результата, чтобы увековечить его память и всю безмерную помощь, которую он ко мне проявил. Каждый мой успех будет и его успехом».
Потеря друга оказалась только первой в череде несчастий: когда Шарль перешел в «Формулу-2», в первой трети сезона в разгаре схватки за лидерство ушел из жизни его отец. Юниору «Феррари» тогда было 19 – он победил в следующей же гонке уик-энда и вторым местом во втором заезде.
«Я планировал отправиться навестить его перед гоночным уик-эндом «Формулы-2» в Баку во вторник, но он скончался в течение дня, – вспомнил Шарль в подкасте Beyond The Grid. – Я отменил вылет и на следующий день взял выходной. Было трудно подготовиться к гонке. Я спрашивал себя: «Как я смогу выступить, если мой разум просто не мог думать о гонках?». Трудная была ситуация.
В конце концов я спросил себя: «Что бы хотел отец, если бы все еще был жив?». И быстро осознал: он бы хотел, чтобы я выиграл. Помня об этом и о нем, я смог быстро сконцентрироваться на гонке, чтобы выжать лучший результат в его честь. И у меня получилось: я завоевал поул-позицию, победил в первом заезде, выиграл и второй на трассе, но из-за десятисекундного штрафа сдвинулся на второе место. И это было одно из лучших моих выступлений за весь год.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/29/2e517fd3a41f48bcc9f9f8f7ab652.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Отец давал мне советы вроде «тормози чуть позже, поворачивай чуть раньше», но, думаю, его наставления были более абстрактными. Он не вмешивался в мою работу с инженерами и предоставлял мне достаточно необходимой любому гонщику самостоятельности — и подобный подход очень сильно помог мне в будущем. Он всегда все анализировал, но приходил точно в правильное время после работы и только тогда что-то предлагал. Он никогда не влазил во время моего взаимодействия с командой и не закатывал скандалов, даже если я выступал не слишком хорошо.
Вечером после каждой гонки или тестов он всегда звонил мне и спрашивал: «Ну что, как все прошло?». Он поддерживал меня больше, чем кто-либо, и по этому невозможно не скучать. Также он был великолепной личностью – именно он сделал меня тем, кто я есть».
В середине 2019-го Шарль уже превратился в юную надежду «Феррари» с поулами и попытками выиграть (он победил бы в Бахрейне, если бы не отказал мотор), гонявшим наравне с четырехкратным чемпионом мира Себастьяном Феттелем. И тогда его ждал новый удар – гибель еще одного друга детства Антуана Юбера в гонке «Формулы-2». В уик-энд Гран-при Бельгии.
Чудовищная авария в «Формуле-2»: от двух машин почти ничего не осталось, один из пилотов погиб
«Мы вместе выросли, я соревновался с Антуаном в первой же своей гонке, когда мне было семь лет, – рассказал спустя два года Шарль при втором появлении в подкасте Beyond The Grid. – Я хотел посвятить первую победу ему.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/29/3249011984cbcad0b9c06a4cf6630.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Я так и не насладился той победой, главный ее образ у меня – именно гибель Антуана. Уик-энд походил на тот в Баку, когда я потерял отца. Всегда приятно доказать себе, что можешь выжать максимум даже в таких условиях – именно это я и вынес для себя из того дня наравне с личной болью.
Хотя я и осознал все только неделю спустя, на похоронах. В горячке момента и во время гоночного уик-энда я же все еще думал о гонке, я ведь стартовал с поула. От меня требовалось попробовать победить. Я постарался не «забыть» – ненавижу это слово – но абстрагироваться от потери. Помнить о ней, но не вмешивать ее в дело как только возможно».
Потому вряд ли одна или две аварии могут его напугать или вынудить пересмотреть подход к пилотажу или ошибкам. Даже смерти друзей в гонках не заставили его обдумать подход с нулевым страхом.
«Если бы я думал о риске при приближении к повороту – ну, лучше тогда сидеть дома, – рассказывал Леклер. – Да, серьезные аварии случаются, и мы можем потерять тех, кого любим, однако это не должно влиять на настрой. Когда я сажусь в болид, то просто хочу оказаться быстрейшим.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/44/6ddf956b4439f90beda057f21bb8e.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
В день, когда испугаюсь риска, я закончу с гонками – ведь уровень все равно снизится. Когда я в машине, то думаю только о максимально быстром прохождении поворота. Я никогда не чувствовал страха, когда сидел в болиде. Только сильно удивляешься, когда нажимаешь на педаль тормоза – а она не срабатывает».
Более того, такой бесстрашный подход вместе с полной концентрацией на своих действиях как раз и освобождает Шарля от давления из-за критики.
«Я не считаю себя нервным человеком. Конечно, в автоспорте есть давление, на старте всегда захлестывает адреналин, но я не отношу это к проявлениями нервозности. я никогда не принимаю во внимание ожидания людей. Я концентрируюсь на себе и стараюсь выжать лучший результат.
Я стараюсь быть честным. Если я не преуспею, то «Феррари» должна меня уволить. Я это пойму. Именно так я вижу ситуацию: если я достаточно хорош останусь, а в противном случае заслуживаю увольнения. Такой подход снимает огромный пласт давления с моих плеч».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/b2/34bf63a2d4823b5bf9c9702c50290.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Потому любой риск для Леклера – просто часть ежедневных задач, которые он должен выполнять.
Потери друзей и самого близкого человека лишь буквально укрепили подход нынешнего лидера «Формулы-1» – он полностью отринул страх и на каждом метре трассы готов выжимать чуть больше, если видит возможности. Оттуда и невероятное превосходство над Ферстаппеном и Хэмилтоном в 5-7 км/ч в половине медленных и среднескоростных поворотов, оттуда – и готовность раз за разом отлавливать машину даже со средним балансом, и квалификационная скорость.
И чем лучше болид – тем больше Леклер способен из него вынимать.
Если «Ред Булл» починит-таки RB18 и Макс вернется в титульную схватку – его там ждет даже более отчаянный соперник, чем Хэмилтон в 2021-м.
Леклер едет к титулу в «Ф-1» не только из-за скорости. Он и его гараж еще не ошибались
Фото: globallookpress.com/Hu Jingchen/XinHua, HOCH ZWEI via imago-images.de; instagram.com/charles_leclercREUTERS/Hamad I Mohammed; East News/IMAGO/Joao Filipe/Imago Sport and News
Не влезал!