9 мин.

Сделка на миллиард могла приблизить Бундеслигу к АПЛ, но ее сорвали фанаты. Почему?

Этой зимой немецкие болельщики впечатляли протестной изобретательностью – чтобы сорвать сделку лиги с внешними инвесторами.

Вот самые яркие перфомансы.

• Две недели назад главный матч сезона между «Байером» и «Баварией» (3:0) стартовал с 8-минутной задержкой из-за того, что фанаты забросали поле конфетами и мелкими пластиковыми игрушками. Стюардам пришлось потрудиться, чтобы снизить уровень глюкозы на газоне «Бай-Арены». 

• В тот же день «Унион» забил «Вольфсбургу» на 25-й (!) компенсированной к первому тайму минуте – из-за паузы на уборку поля от теннисных мячиков. В прошлом туре матч «Баварии» против «Бохума» (2:3) приостановили на 13 минут по той же причине.

• Автомобили с дистанционным управлением пронеслись по полю в игре «Вердера» против «Кельна» (1:0), идею подхватили фаны «Ганзы» и «Гамбурга» (2:2) во второй Бундеслиге – видео, как стюард гоняется за дымящимися микроавтомобилями, завирусилось.

• Те же фанаты «Гамбурга» в февральском матче с «Ганновером» прикрепили велосипедные замки к стойке ворот. Работники стадиона полчаса срезали их болгаркой.

А еще на газоны летели зажигалки, монеты, яблоки и прочее. Болельщики дружно вывешивали плакаты и скандировали проклятия в адрес Немецкой футбольной лиги (DFL). 

Итог: сделка с внешними инвесторами сорвана, об этом сообщила DFL.

А что это вообще за сделка и почему она так не нравилась болельщикам?

Сделка должна была навязать конкуренцию АПЛ

Решение о сделке со «стратегическим партнером» приняли в декабре – за проголосовали ровно необходимые две трети клубов (24 из 36) двух немецких сильнейших лиг. Это была уже вторая попытка – весной собрали недостаточно голосов (20 из 36).

Суть сделки: лига получает миллиард евро на развитие медиа-привлекательности, а инвестор взамен – 8% лицензионного дохода от медиа и других коммерческих прав первой и второй Бундеслиги в течении 20 лет.

По словам председателя наблюдательного совета DFL и босса дортмундской «Боруссии» Ханса-Йоахима Ватцке, инвестиции призваны повысить конкурентоспособность лиги на международном уровне.

У Бундеслиги вторая стоимость внутреннего ТВ-контракта после АПЛ – Sky и DAZN ежегодно приносят 1,1 млрд евро. Но она сильно отстает по продажам прав за рубежом – около 200 млн евро в год (АПЛ получает почти в десять раз больше – 1,9 млрд евро).

Сейчас у лиги нет денег для громкого выхода на международные рынки. Брать кредиты в сложный пост-ковидный период посчитали нецелесообразным.

Предполагалось, что основная часть ожидаемых инвестиций как раз пойдет на «оцифровку и интернационализацию» Бундеслиги, включая создание собственной платформы видео и потокового вещания.

Вот цифры из инвестиционного плана DFL (инсайд Sportschau):

183 млн евро – на зарубежный маркетинг: увеличение фан-базы за пределами Германии, открытие офисов DFL по всему миру (пока есть только в Германии, Нью-Йорке и Сингапуре), лоббирование интересов среди вещателей.

100 млн евро – на поддержку клубов в поездках за границу. Покрытие транспортных расходов – например, при путешествии в США или Азию для продвижения Бундеслиги

164 млн евро – на собственную цифровую платформу. Видеоконтент будет продаваться фанатам напрямую по подписке. Частью платформы станет международный фан-шоп.

126 млн евро – на местный рынок. Борьба с нелегальными трансляциями, видео из раздевалок и командных автобусов, короткие интервью перед матчами, расширение доступа телевещателей к командам для дополнительного контента между играми. 

65 млн евро – на партнерскую рекламу. Большая часть на «виртуальную рекламу», чтобы настраивать предложения на щитах по периметру под каждую страну. Кроме того, планировалось поменять название Бундеслиги, а вернее – добавить к нему спонсора.

8 млн евро – на развитие «виртуальной Бундеслиги» и киберспортивного направления.

54 млн евро – «стратегический резерв» лиги.

300 млн евро – компенсация клубами выпадающих 8% доходов (тех самых, которые получит инвестор).

Итого: ровно 1 млрд евро.

Кроме денег, важным бонусом лига учитывала так называемую «добавленную стоимость», которую мог принести новый партнер: медиаопыт, глубокое знание основных международных медиарынков, сеть глобальных медиапартнеров и других корпораций из различных секторов экономики.

Бундеслига утверждала, что сделка максимально безопасна для будущего немецкого футбола

Неудачное весеннее голосование проходило на фоне активных протестов – правда, тогда ограничились баннерами. В опросе более 56 тысяч фанатов, проведенном изданием Kicker в начале мая, 67,5% выступили против частных инвесторов.

К декабрьскому голосованию лиге пришлось скорректировать и публично раскрыть существенные условия сделки:

Это лицензионное соглашение, а не продажа акций в компании DFL, поэтому влияние инвесторов на лигу и клубы исключено. После истечения соглашения полные лицензионные права автоматически вернутся к лиге.

Планирование игрового календаря остается исключительно за лигой (значит – клубами): инвесторы не смогут влиять ни на расписание туров, ни на перенос игр за границу, ни на другие аспекты.

Бизнес-модель исключает риски формирования долгов у DFL или клубов: инвестиции не имеют кредитный характер  

Никакого наводнения рынка деньгами: поэтапное стратегическое партнерство не приведет к тому, что в карманах игроков и агентов окажется больше денег.

Полный суверенитет лиги и клубов: внутренняя организация лиги (например, состав органов управления) останется незатронутой стратегическим маркетинговым партнерством.

Лига получила необходимое большинство голосов от клубов, но фанаты все равно не приняли новую инвестиционную концепцию.

Чем же так были недовольны фанаты?

«Мы не готовы бездействовать, пока немецкий футбол распродается», – суть совместного заявления фанатов.

Сразу после повторного голосования фан-клубы заявили об протесте: 12-минутном молчании на старте матчей (12 – потому что 12-й игрок) в ближайшем туре. Но не ограничились этим – в первом же матче болельщики «Боруссии» и «Вердера» закидали поле шоколадными монетами в золотой фольге.

Дело в том, что у болельщиков огромные вопросы к самому голосованию

В прессу просочилось, что решающим стал голос 79-летнего управляющего директора и акционера «Ганновера» Мартин Кинда, который, по данным Bild, по заданию клуба должен был голосовать против, но почему-то проголосовал за. 

Фаны призывали к еще одному голосованию (уже третьему) – на этот раз с обнародованием, кто за, кто против.

Кристина Шредер, член организации болельщиков Unsere Kurve, рассказала AFP, что в голосовании не отражалась общая позиция клубов. То есть, как в случае с «Ганновером», правление не могло проконтролировать, что его представитель выберет нужный вариант.  

Но отменить результаты и провести повторное голосование через суд вряд ли удалось – не было юридических оснований. Лига посчитала, что голос Кинда легитимен, а остальное – внутренние разборки в «Ганновере». 

Фанаты считают, что приход инвесторов – начало конца самобытности немецкого футбола, который гордится участием болельщиков в жизни клубов. 

Гарантии DFL не убедили фанатов – они уверены, что инвесторы будут косвенно влиять на Бундеслигу. 

«Ясно одно: никто ни во что не вкладывает столько денег, не получая ничего взамен, – говорится в заявлении в заявлении болельщиков «Санкт–Паули». – Мы не хотим футбола, как в Англии, где болельщики – всего лишь украшение для спорта, контролируемого инвесторами. К счастью, у нашего клуба есть четкая позиция по этому поводу».

«Ошибочно полагать, что лишь небольшая часть фанатов выступает против прихода инвестора в лигу и, прежде всего, против того, как это произошло, – уверены представители Unsere Kurve. – Протест распространяется по всей стране, и результаты голосования сомнительны. Мы категорически приветствуем публичные позиции некоторых представителей клубов, разделяющих нашу».

Спортивный директор «Кельна» Кристиан Келлер за болельщиков.

«Потенциальное сотрудничество между Бундеслигой и частной инвестиционной компанией является серьезной культурной проблемой и не совсем совместимо с сущностью немецкого профессионального футбола как общественного культурного достояния».

А президент берлинского «Униона» Дирк Зинглер еще в декабре предупредил о риске потери самобытности немецкого футбола в «тщетной попытке конкурировать с богатыми владельцами клубов других стран».

Лига пыталась договориться с фанами – не вышло

Две недели назад исполнительный комитет лиги пригласил представителей общенациональных фан-организаций и фан-альянсов для конструктивного диалога.

«Лига признает, что такие вопросы, как решение о вступлении в стратегическое маркетинговое партнерство, воспринимаются активными болельщиками со скептицизмом, который высказывается на трибунах, – говорится в заявлении Бундеслиги. – Голоса болельщиков и членов клуба являются неотъемлемой частью немецкого футбола». 

В своем заявлении менеджмент лиги еще раз опровергал все страшилки.

«Мы можем понять, что фанатов беспокоит такая сложная и широко обсуждаемая тема, как стратегическое маркетинговое партнерство, – резюмируют боссы лиги. – Это делает главное послание еще более важным: фанаты не пострадают в результате этого процесса. Не будет никакой распродажи, никакой потери контроля и никакого отклонения от правила 50+1. Нет причин моделировать ужасные сценарии».

Не убедили.

«Руководство DFL игнорировало критику с конца прошлого года. Кажется, лига просто хочет переждать конфликт, – ответили представители фан-движения Unsere Kurve. – Не слышим никакой критики итогов голосования или обсуждения угрозы для правила 50+1. В послании нет переосмысления – поэтому нет никакого предложения для переговоров. Это «фиговый лист».

Протесты продолжились. 

После них из переговоров с лигой вышел один потенциальный партнер – американская инвестиционная компания Blackstone. 

«Это именно то, чего мы хотели достичь, – заявил Йост Петер, лидер фан-группы Unsere Kurve. – Наши протесты увенчались успехом».

Единственным претендентом на сделку оставалась базирующаяся в Люксембурге CVC Capital Partners, которая уже ранее приобрела долю в медиаправах испанской Ла Лиги (2 млрд евро за 8,25%) и французской Лиги 1 (1,5 млрд евро за 13%).

Но в среду лига все-таки сломалась: «Сегодня на внеочередном заседании во Франкфурте исполнительный комитет DFL единогласно принял решение не продолжать процесс заключения стратегического маркетингового партнерства».

«Учитывая текущие события, успешное продолжение процесса больше не кажется возможным», – пояснил представитель исполнительного комитета DFL и босс «Боруссии» Ханс-Йоахим Вацке.

Конфеты, яблоки и радиоуправляемые машинки сорвали сделку на миллиард евро.

Самая посещаемая лига Европы подтвердила самобытность, местные болельщики – вовлеченность и решительность.

Экономическая революция в Бундеслиге. Частный инвестор даст один миллиард евро

Бурный рост посещаемости в Европе – болельщиков больше, чем до ковида

Телеграм-канал автора

Фото: Gettyimages.ru/Matthias Hangst, Matthias Hangst, Jörg Halisch, Christof Koepsel, Christof Koepsel