Бурный рост посещаемости в Европе – болельщиков больше, чем до ковида. А что в России?
Еще три года назад мы тосковали, глядя на пустые трибуны в топовых чемпионатах. Клубы понесли ощутимые убытки из-за отсутствия болельщиков, а игра на какое-то время потеряла шарм. К счастью, футбол быстро забыл ковидные времена – фанаты снова шумят. И, кажется, даже громче, чем прежде.
Почти во всех лигах рост, солд-ауты выросли вдвое
Мы сравнили среднюю посещаемость пяти топовых европейских лиг и РПЛ (плюс близких нам по статусу Португалии и Нидерландов) в последний полноценный сезон перед пандемией (2018/19) и первый после (2022/23).
Главный вывод: в топ-лигах аудитория стадионов как минимум восстановилась. Исследование Off The Pitch (медиа о футбольной экономике) подтверждает: 11 из 17 ведущих европейских лиг (РПЛ не вошла в выборку) прибавили в посещаемости. Самый выдающийся рост у Дании (на 58 % – с 6,2 тысячи до 9,9 тысячи) и Хорватии (на 40% – с 2,7 тысячи до 3,4 тысячи), но это из-за того, что раньше показатели были очень скромные.
В топ-лигах цифры впечатляют по-настоящему: в Серии А лучшая посещаемость с сезона-1999/2000, в Англии – с сезона-1948/49 (впервые в истории преодолели отметку в 40 тысяч человек).
Правда, обобщенные данные не учитывают изменения составов лиг (например, кто-то популярный может вылететь или наоборот), расширение стадионов (или снижение вместимости при реконструкции). Поэтому посмотрим процент заполняемости арен.
В Бундеслиге при общем снижении средней посещаемости заполняемость растет. В предковидном сезоне арены вмещали в среднем 49,9 тысячи, в сезоне-2022/23 – 46,5 тысячи. Тогда самый маленький стадион был у «Вольфсбурга» (28,9 тысячи), сейчас – у «Униона» (22 тысячи). Если говорить о клубах, то наибольший количественный прирост у «Фрайбурга» – с 23,9 тысячи до 34,1 тысячи (на 40 %), это связано с переездом на новый 35-тысячный «Европа-Парк-Штадион» (предыдущая арена «Драйзамштадион» вмещала 24 тысячи зрителей). Заполняемость домашних матчей клуба осталась на том же уровне (99 %).
В Италии выросла как общая посещаемость (на 4,5 тысячи), так и процент заполняемости (почти на 6%). Средняя вместимость стадионов почти та же – 38,2 тысячи (2018/19) против 38,6 (2022/23). Так что Серия А действительно теперь привлекательнее для фанатов, несмотря на ветхость арен.
Есть еще один интересный показатель, фиксирующий тренд – солд-ауты выросли вдвое.
Интересно, что во Франции 19 из 25 солд-аутов собрал «Ланс» (то есть все домашние матчи сезона), в Англии 12 из 13 – у «Фулхэма» (потому что 25-тысячный домашний «Крэйвен Коттедж» – самый маленький стадион в Лондоне и третий с конца в лиге). В Италии «Интер» и «Наполи» собрали по 7, в Испании – единственный солд-аут у «Жироны» с самым маленьким стадионом в Ла Лиге (вместимость «Монтиливи» – всего 13,3 тысячи). По РПЛ нет структурированных данных о полных продажах билетов, но солд-ауты встречаются даже в эпоху Fan ID. Например, «Краснодар» продал все билеты на «Спартак» и ЦСКА, а «Зенит» в прошлом сезоне – на «Спартак».
При этом в топ-50 посещаемости европейского футбола нет ни одной российской команды (50-м идет «Эвертон» со средней посещаемостью в 39,1 тысячи).
А вот разбивка по лигам.
В сезоне-2018/19 «Зенит» уверенно входил в топ-20 – между «Гертой» (49,3 тысячи) и «ПСЖ» (46,6 тысячи). В том сезоне зафиксирован клубный рекорд в чемпионатах России (в СССР рекордная посещаемость в далеком 1959 году – стадион им. Кирова в Ленинграде собрал 70,9 тысячи).
Почему посещаемость превзошла доковидную?
Вряд ли причина одна. Есть несколько предположений.
Например, The Athletic считает, что дело в безопасности современных арен и укрепляющихся футбольных традициях, объединяющих разных людей.
«Для тех, кто ходит на матчи – это часть общей связи. Близость с людьми, которые тебя окружают. Эти люди могут быть из самых разных слоев общества, но в этот день и в этот момент у них есть общая цель, – говорит Малкольм Кларк, председатель Ассоциации футбольных болельщиков (FSA) и владелец сезонного абонемента «Сток Сити». – Это создает определенный дух и чувство идентичности, которые присущи очень немногим другим вещам».
За время вынужденной изоляции болельщики явно соскучились по таким впечатлениям.
Важный фактор роста – клубы в поисках заработка теперь ориентируются на семейный отдых и болельщиков всех возрастов, а не только на хардкорную аудиторию. В Англии прошлый сезон стал рекордным по количеству проданных сезонных абонементов для детей до 18 лет.
«Достаточно посмотреть на любой стадион, чтобы увидеть, сколько маленьких детей и женщин теперь посещают игры», – делится Кларк.
Еще один фактор роста – технологические решения. Клубы давно усвоили, что одного футбола на стадионе недостаточно, люди любят дополнительные услуги. Проектная группа Capgemini в июне провела глобальное исследование запросов аудитории на стадионах топ-клубов, опросив 12 тысяч зрителей старше 18 лет в 11 странах. Среди результатов:
● 68% использовали на трибунах смартфоны для получения статистики матча;
● 65% пользовались 360-градусными повторами, чтобы увидеть игровые эпизоды под лучшим углом (десятки камер на стадионе позволяют просматривать 3D-повторы с любого ракурса и глазами игрока);
● 54% через приложения заказывали еду и напитки прямо на трибуну.
Исследователи считают, что расширение цифровых предложений на стадионе составляет достойную конкуренцию домашнему просмотру и привлекает на трибуны зумеров.
«За последние несколько лет способы потребления спорта полностью изменились, – считает Паскаль Бриер, директор по инновациям Capgemini. – Технологии обеспечивают более высокий уровень погружения и интерактивности в игру… Это дает возможность привлечь внимание следующего поколения болельщиков по всему миру новыми, инновационными и захватывающими способами».
Например, на матчах «Баварии» болельщики на смартфонах могут следить за статистикой матча и узнавать интересные факты – совместный проект клуба и интернет-провайдера T-Mobile. 11 антенн на «Альянц Арене» обеспечивают полное покрытие 5G, а платформа SAP Process Orchestration ищет парковочные места на стадионе, незагруженные входы и свободные кассы.
«Теперь мы точно знаем, что происходит в реальном времени, – уверен IT-директор «Баварии» Михаэль Фихтнер. – Это помогает нам доставлять нашим болельщикам наилучшие впечатления, когда они посещают «Альянц Арену».
«Арсенал», «Ливерпуль» и «Манчестер Сити» разместили по 38 камер сверхвысокой четкости 5K вокруг стадионов – технология Intel True View позволяет просматривать 3D-повторы на 360 градусов.
Ну и, конечно, есть самое банальное объяснение роста посещаемости – болельщики просто соскучились по стадионному драйву за время пандемии.
Посещаемость в РПЛ сильно просела из-за Fan ID, но есть тренд на восстановление
Россия не поддержала общий тренд, посещаемость значительно просела по сравнению с доковидным сезоном, особенно потеряли ЦСКА, «Крылья», «Ростов», «Спартак» и «Локомотив».
Причина очевидна – бойкот из-за паспорта болельщика. Средняя посещаемость прошлого сезона до полного введения Fan ID на всех аренах – 10541, после – 7969. Общая – 9426.
Но эти цифры не в полной мере отражают проблему. Учтем посещаемость пяти арен, где работал Fan ID с начала сезона – «Урала», «Пари НН», «Ростова», «Крыльев Советов» и «Сочи».
До последнего доковидного сезона все еще далеко – 16,6 тысячи при 66,4% заполняемости трибун.
Есть и хорошие новости. В этом сезоне посещаемость матчей с Fan ID (теперь это все игры) выросла до 10597 зрителей, а общий процент заполняемости уже выше прошлого сезона – 31,3% против 29%.
Кстати, это уровень десятилетней давности.
Чтобы понять «фактор Fan ID», сравним цифры этого сезона РПЛ с матчами кубка, где пока нет паспорта болельщика.
Посещаемость сопоставима – вероятно, сказывается, что интерес к Кубку ниже, чем к РПЛ. Еще одно объяснение: активные фаны топ-клубов игнорируют и кубковые матчи, ведь финал турнира пройдет с Fan ID.
Глава Миницифры Максут Шадаев в начале ноября рассказал, что паспорт болельщика через «Госуслуги» оформили уже 1,5 млн человек. Последний тур первой части чемпионата суммарно посетили 87,7 тысячи болельщиков. А всего в этом сезоне стадионы РПЛ приняли более 1,5 млн болельщиков (речь о суммарных цифрах, а не уникальных посетителях).
***
Средняя посещаемость предковидного сезона РПЛ была самой высокой в истории российских чемпионатов. Рывок впечатлял – на три тысячи больше, чем в сезоне-2017/18. Но подъем оборвала пандемия.
Вероятно, после нее цифры восстановились бы (или ушли вперед) так же быстро, как по всей Европе, мы были близки к новым рекордам. Но в дело вмешались другие факторы.
«Бавария» заработала рекордные 854 млн за год. Вот рецепт успеха
Как стадион «Спартака» стал «Открытием» и сколько клуб на этом заработал?
Фото: Gettyimages.ru/George Wood, Maja Hitij
Все, что нужно знать об этой распил-системе)
Я не оформляю фанайди не потому, что мне сложно, а потому что не понимаю, зачем мне нужен этот контроль над собой.
Является ли всё это «поддержкой профессионального спорта» в России, когда из-за позиции государства больше всего из всех крупных клубов пострадал по всем параметрам именно частный клуб? (Опять же тут плевать, как там у Лукойла дела)
Контроль не в том, что государство следит за моими перемещениями. Оно и так может следить (хотя я всё равно не хочу ещё сильнее упрощать ему эту задачу). Контроль в том, что государство получает не контроллируемый никем рычаг влияния на мою жизнь. А я этому государству не доверяю.
Но нет. Любимое государство не дает расслабиться. Закончился ковид, началась спецоперация.
В итоге следствия введения фан-айди и всеобщего каждодневного нескончаемого психодогического дискомфорта у населения, беспросветного напряжения от событий в стране, всё это и сказалось на провале в посещаемости.
- нет еврокубков, РПЛ становится изолированным турниром без дополнительной турнирной мотивации, интереса за таким турниром наблюдать меньше
- после февраля уехало много сильных легионеров, уровень игры заметно упал
- многие люди просто уехали из страны в 2022
- многие люди не захотели уезжать резко, но принципиальное решение приняли и действуют в этом направлении. Какой смысл ходить на команду, от которой ты через год уедешь надолго или навсегда?
- многие люди лишний раз не выходят из дома, тем более на заполненные полицией мероприятия. Последствия общения с полицией стали куда смертельнее с февраля 2022
- после февраля 2022 года в очередной раз упала покупательная способность населения (подорожание всего импортного, например, автомобилей). Многим больше не хватает денег на походы на футбол
- футбол - это сфера развлечений, это про отдых, радость, рекреацию. Сейчас самые чёрное время в жизни большинства граждан РФ, и у многих на походы на футбол просто нет настроения или внутреннего ресурса
- многие мужчины сейчас в гостях у соседей, в том числе и в фанатских батальонах
Каждый из факторов может казаться небольшим, но их много. В сумме, думаю, удар по посещаемости февраль-2022 нанёс огромный.
Проблема в том, что, в отличие от госуслуг, в случае с фанайди я не понимаю, какой профит получаю в замен. Что мне даёт эта бумажка? Ничего? Тогда зачем мне её оформлять?
"С чего бы он не контролируемый?
Так можно про любой орган власти сказать."
Нет, нельзя. Каким образом государство может запретить тебе ходить в бары? Или в магазины?
А не по желанию левой пятки товарища майора.
Как появился фан айди из принципа ходить перестали !
За те два года, что этот закон существует, уже надоело его критиковать. Каждый раз это делать не имеет никакого смысла, так дайте уже просто поугорать над теми, кто на этой системе наварился)))