Экономическая революция в Бундеслиге. Частный инвестор даст один миллиард евро
Фанаты в ярости.
У Немецкой футбольной лиги (DFL) появятся внешние инвесторы – две трети клубов согласились, поэтому решение подтверждено.
Это значит, что немецкий футбол централизованно получит деньги от какой-то крупной корпорации. И это несмотря на активные протесты болельщиков и статус одной из самых консервативных лиг Европы. За продажу инвесторам 8% лицензионного дохода от коммерческих прав планируется выручить примерно миллиард евро.
Вот что нужно знать о революционной для Германии сделке.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/b/83/a04c2c63d445b9deaf8fe640689ca.jpeg?f=webp&q=90)
Все получилось лишь со второй попытки. Весной не хватило четырех голосов
В конце мая на внеочередном собрании DFL поднимался тот же вопрос – соглашение с частным инвестором по предоставлению доли в коммерческих правах. Только цифры были другими: инвестор платит 2 млрд евро за 12,5% акций компании DFL MediaCo, которая бы управляла и продавала права на трансляции лиги в течение следующих 20 лет.
Вот как лига планировала потратить вырученные деньги:
– 0,8 млрд евро (40%) остались бы в лиге на развитие цифрового контента – например, создание платформы видеоконтента для более молодой международной аудитории.
– 1,2 млрд евро (60%) пошли бы клубам, из которых 0,9 млрд – на клубную инфраструктуру, 0,3 млрд – по усмотрению клубов.
Идею поддержали 20 клубов из 36 участников первой и второй Бундеслиг, против выступили 11 клубов, воздержались – пять. По требованию «Бохума» голосование было тайным.
По данным Sportcal, точно против были «Кельн», «Штутгарт», «Шальке», «Санкт-Паули» и «Карлсруэ».
В заявлении «Кельна» говорится: «Вступив в партнерство с частным инвестором на срок 20 лет, клубы Бундеслиги потеряют полную свободу принятия решений». А президент «Санкт-Паули» увидел другую угрозу – еще большее уничтожение конкуренции между богатыми и бедными клубами.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/6/11/3e1b5d6f5459d96f16c32a3a19d4f.jpeg?f=webp&q=90)
По данным The Athletic, предлагалась существующая модель распределения средств от медиаправ, согласно которой 80 процентов телевизионных доходов получает первый дивизион. Четверть всей суммы для Бундеслиги делится поровну между командами, а оставшиеся три четверти распределяются в зависимости от турнирных успехов. Например, в прошлом сезоне «Бавария» получит 95,3 млн евро, а «Бохум» – 33,2 млн евро.
Важное уточнение: дискуссия о реформе проходила на фоне активных протестов футбольных фанатов: группы болельщиков организовывали демонстрации и марши против инвестиций. В опросе более 56 тысяч фанатов, проведенном изданием Kicker в начале мая, 67,5% респондентов выступили против частных инвесторов.
После провального голосования временные директора DFL Оливер Леки (представлял «Фрайбург») и Аксель Хеллманн («Айнтрахт) сообщили, что с июля покинут посты.
Хеллманн жестко высказался по итогам голосования: «Тем, кто был против, придется ответить на один вопрос: откуда в будущем возьмутся безопасность и стабильность Бундеслиги?»
«Иногда в жизни все просто. Несмотря на явное большинство, нам ясно, что процесс окончен. Такова демократия», – грустил председатель наблюдательного совета DFL и босс дортмундской «Боруссии» Ханс-Йоахим Ватцке.
Важный момент: 20 голосов «за» (из 36) – это все-таки большинство. Значит, идею было сложно похоронить.
Теперь голосов достаточно. Что изменилось?
Начнем с того, что сменилось руководство DFL: с июля генеральными директорами DFL трудятся Марк Ленц и Штеффен Меркель, которые работали в аппарате лиги продолжительное время и не имеют прямых связей с клубами. Ленц был исполнительным вице-президентом по корпоративной стратегии и международным связям, Меркель – по управлению национальной и международной продукцией, защите аудиовизуальных прав.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/a/88/abc9ffa6440179ce2eae19c2ae01a.jpeg?f=webp&q=90)
При активной поддержке Ханса-Йоахима Ватцке 11 декабря им удалось согласовать с клубами новую концепцию стратегического маркетингового партнерства с привлечением внешних инвестиций – партнер получит не более 8% (вместо изначальных 12,5%) лицензионного дохода от медиа и других коммерческих прав в течение 20 лет.
Ключевой нюанс – обозначенные «красные линии»:
• Это лицензионное соглашение, а не продажа акций в компании DFL, поэтому влияние инвесторов на лигу и клубы исключено. После истечения соглашения полные лицензионные права автоматически вернутся к лиге.
• Планирование игрового календаря остается исключительно за лигой (значит – клубами): инвесторы не смогут влиять ни на расписание туров, ни на перенос игр за границу, ни на другие аспекты.
• Бизнес-модель исключает риски формирования долгов у DFL: в условиях сложных процентных ставок задолженность лиги может привести к взаимной задолженности между клубами.
• Никакого «наводнения» рынка деньгами: поэтапное стратегическое партнерство не приведет к тому, что «больше денег окажется в карманах игроков и советников».
• Полный суверенитет лиги и клубов при принятии решений: внутренняя организация лиги (например, состав органов управления) останется незатронутой стратегическим маркетинговым партнерством.
Даже при таких вегетарианских условиях голосование прошло на грани: 24 из 36 клубов проголосовали «за», 10 – «против», 2 – «воздержались».
Голосование было тайным, но издание Sportschau смогло подсчитать, как распределились голоса (на основании публичных заявлений ряда клубов).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/c/2a/fd7ab4c9d4e05be67863e74f45b44.jpeg?f=webp&q=90)
Было бы 23 «за» – и проект снова бы не приняли. Все решил один голос.
Возможно, главный герой голосования – 79-летний управляющий директор и акционер «Ганновера» Мартин Кинд. По данным Bild, он получил указание от правления клуба голосовать против, но проголосовал за. Кинд давно борется с немецким правилом «50+1» (когда болельщики-члены должны иметь большинство голосов при принятии основных управленческих решений в клубе) и с ассоциацией болельщиков «Ганновера». Клуб запросил разъяснения от управляющего директора, но пока не получил четких ответов.
«Конкретный вопрос заключался в том, как он голосовал и следовал ли инструкциям, – заявили в правлении клуба. – Однако, как и прежде, Кинд просто указал, что это было тайное голосование».
«Ганновер» даже готов через суд оспорить решение лиги, но тут есть нюанс: в клубе очень сложная управленческая конструкция, которая фактически позволяет обходить правило «50+1». Так, год назад ассоциация болельщиков даже сместила Кинда с должности, но тот через суд оспорил свое отстранение.
«Решение лиги не имеет легитимности», – все равно уверен президент «Ганновера» Себастьян Крамер.
Зачем Бундеслиге инвесторы? И куда пойдет миллиард?
По словам Ханса-Йоахима Ватцке, инвестиции призваны повысить «международную конкурентоспособность» лиги.
Бундеслига идет сразу после АПЛ по внутреннему контракту на телевизионные права – контракты с Sky и DAZN до конца сезона–2024/25 г. ежегодно приносят 1,1 млрд евро.
Внутренние ТВ-контракты топ-5 европейских лиг
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/6/14/251ba6c7d4792b088a0d6a44ae92d.jpeg?f=webp&q=90)
Но немецкая лига отстает по продажам прав за рубежом. Международные трансляции Бундеслиги приносят около 200 млн евро в год, а АПЛ получает почти в десять раз больше – 1,9 млрд евро.
Идея заключается в том, что деньги инвесторов, их маркетинговый опыт и связи помогут Бундеслиге увеличить доходность.
Основная часть ожидаемых инвестиций пойдет на «оцифровку и интернационализацию» Бундеслиги, включая создание собственной платформы видео и потокового вещания.
Лига не сообщила точную сумму предполагаемых инвестиций – она является «частью переговоров с участниками торгов, которые, помимо ключевых экономических моментов, также включают в себя комплексную проверку и дальнейшее уточнение бизнес-планирования».
Но в распоряжении Sportschau появились цифры из инвестиционного плана DFL:
– 183 млн евро – на зарубежный маркетинг: поддержка клубов в планировании и проведении международных поездок, увеличение фан-базы за пределами Германии, открытие офисов DFL по всему миру (пока есть только в Германии, Нью-Йорке и Сингапуре), лоббирование интересов в среде вещательных каналов.
– 164 млн евро – на собственную цифровую платформу. Видеоконтент будет продаваться фанатам напрямую по подписке. Частью платформы станет международный фан-шоп.
– 126 млн евро – на местный рынок. Борьба с нелегальными трансляциями, появление видео из раздевалок и командных автобусов, короткие интервью перед матчами, расширение доступа телевещателей к командам для дополнительного контента между играми.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/b/0b/f8f0f08b34469812ca14caa7ed9d7.jpeg?f=webp&q=90)
– 65 млн евро – на партнерскую рекламу. Большая часть пойдет на «виртуальную рекламу», чтобы по периметру полей настраивать подходящие предложения для конкретной страны, где транслируется игра. Важный пункт: права на наименование – у Бундеслиги скоро появится спонсор, который придется указать в названии.
– 8 млн евро – на развитие «виртуальной Бундеслиги» и киберспортивного направления.
– 54 млн евро – «стратегический резерв» лиги.
– 100 млн евро – на поддержку клубов в поездках за границу. Покрытие транспортных расходов – например, при путешествии в США или Азию для продвижения Бундеслиги
– 300 млн евро – на заполнение финансовой дыры из-за отказа клубов от 8% своих доходов в долгосрочной перспективе.
Важным бонусом лига видит так называемую «добавленную стоимость», которую может принести новый партнер: глубокое знание основных международных медиарынков, сеть глобальных медиапартнеров и других корпораций из различных секторов экономики для улучшения доступа к рынкам, опыт и знания в лицензировании, спонсорстве, технологий для улучшения цифровых стратегий и ускорения роста социальных сетей.
DFL сформулировала цель предстоящего партнерства так: оставаться конкурентоспособной и финансово стабильной лигой с точки зрения спорта и экономики, сохраняя при этом баланс между социальными корнями и экономическим ростом.
Противники инвестиций считают, что баланс может пострадать
Лига заявляет, что для немецкого футбола важно сохранить традиции с учетом фундаментального правила «50+1», которое является «уникальным глобальным преимуществом».
Президент берлинского «Униона» Дирк Зинглер предупредил, что Германия, где большинство клубов контролируется их членами, как раз рискует потерять самобытность в «тщетной попытке конкурировать в финансовом отношении с богатыми владельцами клубов в других странах».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/9/0e/5e7030c0545beb0ace701130a55b0.jpeg?f=webp&q=90)
Болельщики также не очень поддержали новую концепцию. Как сейчас, так и полгода назад организованные группы устроили акции протеста на нескольких стадионах. Их позиция основана на консервативном принципе: лига не должна открываться для внешних инвестиций ради большего дохода.
«Частные инвесторы заинтересованы только в максимальной прибыли, – считает представитель дортмундской ультрас группы «Единство». – В этом нет ничего плохого, но, на наш взгляд, это не совсем соответствует идее социально ориентированного футбола, который мы хотя бы отчасти еще видим в Бундеслиге».
«Красные линии», упомянутые выше, вроде бы нивелируют ряд опасений болельщиков – например, в части переносов соревновательных матчей за границу, возможного вмешательства в календарь или структуру турниров. Но фаны (и клубы, которые голосовали против) все равно считают, что инвестиционные компании с их высокими ожиданиями доходности будут оказывать косвенное влияние. Особенно когда вкладывают миллиард евро.
«Ясно одно: никто ни во что не вкладывает столько денег, не получая ничего взамен, – говорится в заявлении в заявлении болельщиков «Санкт–Паули». – Мы не хотим футбола, как в Англии, где болельщики — всего лишь украшение для спорта, контролируемого инвесторами. К счастью, у нашего клуба есть четкая позиция по этому поводу».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/5/a3/d02745c644916b79662a81afb7a6a.jpeg?f=webp&q=90)
Болельщики еще и недовольны тем, что распределение инвестиционных средств и реализация всего проекта в первую очередь направлены не на стадионного зрителя, а на ТВ-зрителя – лига и инвестор будут явно заинтересованы в повышении доходов именно от ТВ-прав.
Фан-клубы многих крупнейших немецких клубов, включая «Баварию» и дортмундскую «Боруссию», заявили в пятницу, что они будут молчать в течение первых 12 минут предстоящих игр команд в знак признания влияния болельщиков как 12-го игрока футбольной команды. Пятничный матч гладбахской «Боруссии» с «Вердером» приостановили на пять минут – фаны закидали поле шоколадными монетами в золотой фольге.
«Мы не готовы бездействовать, пока немецкий футбол распродается», – говорится в совместном заявлении фанатов.
Лига пока реагирует сдержанно.
«Мы ответственно подойдем к проекту, – заявил на пресс-конференции управляющий директор DFL Марк Ленц. – Потенциальный инвестор обязан принять «красные линии». В противном случае это будет неправильный партнер».
Руководство лиги уже начало переговоры с претендентами: три предложения считаются довольно перспективными.
Ожидается, что процесс выбора инвестора завершится к концу марта 2024 года.
«Бавария» заработала рекордные 854 млн за год. Вот рецепт успеха
Рэтклифф вот-вот купит 25% «МЮ». Что это меняет? Получается, Глейзеры остались?
Фото: Arne Dedert, Hirnschal, Matthias Koch, Hendrik Schmidt/Global Look Press
Есть 6 важных нюансов.
1. Зачем DFL вообще понадобился инвестор?
Бундеслига всерьёз опасается, что условия следующего ТВ-контракта окажутся хуже нынешнего. И бундеслига хорошо понимает свои слабые места в медиа-бизнесе - прежде всего, недостаточное присутствие в Интернете, отсутствие собственной стриминговой платформы и слабый маркетинг за пределами Германии (то, что немцы называют "internationale Vermarktung"). По сути, DFL нужны инвестиции в, скажем так, собственный цифровой капитал.
2. Почему DFL, читай - клубы первой и второй бундеслиг, сами не могли профинансировать развитие медиабизнеса? Например, за счёт текущих и будущих поступлений от ныншнего ТВ-контракта?
Ответ банален: у многих клубов финансовые проблемы из-за ковидной эпидемии. Чтобы закрыть финансовые дыры, как минимум, полтора десятков клубов прибегли к займам. И обслуживать эти займы клубы вынуждены за счёт текущих и будущих поступлений от ТВ-контракта. Поэтому было решено искать деньги вне DFL.
3. Состоявшееся голосование ещё отнюдь не означает, что инвестор действительно появится. Голосование дало право руководителям лиги вести переговоры с потенциальными инвесторами. Не больше и не меньше. Это не гарантия 100%, что инвестор будет готов вложить большие деньги на текущих условиях DFL.
4. Потенциальный инвестор взамен за вложенные деньги получит долю в специально созданном юридическом лице, в которое выведены медиаправа DFL. На данный момент речь идёт о 8%.
5. На данный момент среди потенциальных инвесторов в основном американские компании, имеющие богатый опыт работы с private equity.
6. Инвестор не войдёт в капитал клубов, равно как и клубы не получат ни цента денег. Все инвестиции пойдут напрямую в бизнес DFL, Немецкой Футбольной Лиги, как сообщества 36 клубов первой и второй бундеслиг.
1. Про это достаточно написано в тексте (кмк)
2. Все верно. Именно поэтому не рассматривали даже кредитные средства (не то чтобы самим скинуться).
3. Да, там довольно длительная процедура с согласованием президиумом, но самое главное есть - согласие клубов (без него дальнейших шагов вообще нет)
4. Это формат прошлого голосования. Это как раз и отличается тем, что предлагает долю в лицензионном соглашении, а не в совместной компании.
5. Вполне возможно
6. Это даже не обсуждалось (и не написано в тексте)
Огромное спасибо за оценку и дельный фидбек.
Единственное, чтобы эти деньги доставались не только богатым.
Бавария тоже сейчас не на 1 месте, да могут и Штутгарту сегодня слететь. Но от этого Бавария или МС не перестанут быть главными фаворитами в своих лигах.
Да и про вымышленную силу АПЛ. У Испании 4 из 5 вышли, у Германии 3 из 4, у Италии 3 из 4, а у АПЛ 2 из 4. Притом Боруссия была в одной группе с НЮ и вышла, как и РБ спокойно вышел вместе из группы с МС.
Никого не интересует вымышленная конкурентоспособность лиги, а главное деньги и пиар.
Бундеслига — футбол, каким он и должен быть ©