9 мин.

Джо Коул: «Во время Чемпионата Мира в ЮАР мы, я и Терри, хотели поплавать с акулами»

Прошло ровно 6 недель с того момента, как Джо Коул уехал покорять французские бастионы. О пище, быте, менталитете и попытке поплавать с акулами – он рассказал в интервью газете The Guardian, перевод которого мы можете прочитать в блоге «Англия, Англия».

Ранним утром, выпивая свой кофе без кофеина в кафе неподалеку от площади Шарля де Голля, расположенного в центре Лилля, англичанин чувствует себя весьма непринужденно, даже слишком, и это, несмотря на толпу бастующих, заполнивших не без того крохотную улицу. Ненадолго нам даже показалось, что он слишком доволен положением вещей, сложившимся вокруг него. В этот день Джо Коул специально запланировал все самое важное на вторую половину, поскольку он и его жена, Карли, собирались посетить свой первый урок французского языка, который в последний раз изучали еще в школе. Одним словом, теперь его жизнь сильно изменилась, но, как только мегафоны бастующих умолкают, настает момент разузнать у него все поподробнее.

«Мы еще толком не освоились, но потихоньку – медленно, но верно – все становится на свои места, как, например, с уроками французского», – начал рассказ Джо Коул. «Когда появляется возможность, я делаю как сейчас: сижу в кафе, листаю L′Equipe. Пытаюсь погрузиться в эту глубину новой для меня культуры. Кстати, очень красивый город. Я не знал, чего ожидать, но жизнь здесь и вправду хороша. Знаете, как тут говорят: «Когда вы приезжаете на север Франции, вы плачете от всей этой красоты, но когда вы уезжаете – плачете еще сильнее. Здесь люди, в первую очередь, влюбляются в места, а потом уже в атмосферу общества, которое это место окружает. Даже на подсознательном уровне чувствуешь себя прекрасно». 

Знаю, это что-то новое видеть Коула в таком хорошем расположении духа, поскольку на один миг мы все засомневались в карьере 29-летнего игрока, дескать, она свернула с правильного курса, особенно после завершения контракта с «Челси» в начале лета 2010 года, которое совпало с неудачным выступлением сборной Англии в финальной стадии ЧМ-2010. Казалось, что переход в качестве свободного агента в стан «Ливерпуля» должен был встряхнуть игрока, изначально казалось, что клуб и игрок друг другу подходят, но сложилась как раз наоборот: плохая форма, удаления, мелкие травмы, смена тренера, а также проблемы в верхах клуба отбросили Джо обратно на периферию. И после всего этого, настоящим сюрпризом стала его годичная аренда, которая держала путь через Ла-Манш – прямиком в Лигу 1. Через дорогу, которую в последний раз проходил Крис Уоддл ровно 22 года назад. Путь, который должен будет вернуть Джо Коула к жизни. 

Всего лишь пять игр за «Лилль» во внутреннем первенстве, а полузащитника уже боготворят. Во время нашего разговора за чашечкой кофе был нескончаемый поток охотников за автографами, при этом большинство из них пришли просто сказать «спасибо». Нестандартное мышление, слаломный проход и, как итог, голевой пас в игре против «Сент-Этьена» в прошлом месяце, который лишь задал соответствующий тон, а его блистательный удар с 23 метров в ворота «Лорьяна» стал хорошим олицетворением отличного начала карьеры в новом клубе. Сейчас «Лилль» идет на пятом месте, отставая от богачей из «ПСЖ» всего на четыре очка, а во вторник команде предстоит игра в Лиге Чемпионов против «Интера», который, кстати, тренирует бывший тренер Джо по «Челси», Клаудио Раньери. Что уж говорить, Коул играет в команде, считающейся одной из самых техничных в лиге, числится в клубе, который со следующего года будет играть уже на новеньком 55-тысячном стадионе. На данный момент у Джо есть все основания полагать, что все встало на круги своя.  Ведь это чувство, будто он – часть чего-то особенного, до сих пор заставляет его работать.

«Сложился стереотип, дескать, англичанин за границей – это сразу 10 литров пива, а потом караоке.  Знаете, если не обращать внимания на футбол, то для меня и моей семьи в целом – это был реальный шанс пожить за границей. Поскольку я обычный парень из Камден Таун, который никогда в жизни не мечтал о возможности жить и играть в футбол во Франции. Общеизвестно, у нас отсутствует практика, когда наши игроки уезжают играть за границу. Но я хотел бы надеяться, что смогу помочь изменить эту тенденцию. В первую очередь, я говорю о вызове, который мы бросаем себе сами. Я видел много иностранцев, которые приезжали в Англию и общались с игроками, ходили на вечеринки вместе, перенимали менталитет, так сказать, они адаптируются лучше. А те, кто был застенчив или скромен, естественно, сталкиваются с трудностями. Сейчас я пытаюсь перенять новый для меня менталитет настолько, сколько могу себе этого позволить».

«Как раз язык – это основная его часть. Если бы у меня был волшебный шар, который позволял бы мне видеть будущее, то я, наверняка, больше времени уделял французскому языку в школе, который на тот момент был мне не так интересен. Поэтому пришлось начать с нуля. Теперь слушаем всей семьей аудиокниги Мишеля Томаса на французском языке и скоро у нас будут постоянные занятия французского языка. На данный момент могу заказать себе чашку кофе, минералку и сказать пару плохих слов. Из сегодняшнего, спросил у одноклубников: «à quelle heure?» (прим. - когда будут тренировки?), они ответили: «cet après-midi» (прим. - во второй половине дня). Но мои познания еще крошечны». 

Безусловно, нормальная адаптация требует времени. Хотя Джо, покидая тренировочный комплекс Domaine de Luchin, уже привык разглядывать французские журналы, в частности, сегодня в его руках был новый выпуск Le Foot en 7 langues, авторство которой принадлежит небезызвестному французу Александре Деллалу. 19-месячная дочурка Джо со следующей недели начнет ходить в детский сад и вообще будет расти на съемной квартире в Лилле, где все теперь будут вынуждены говорить по-французски. Конечно, все вокруг будет способствовать адаптации. Даже элементарная покупка телевизора, благодаря которой вся его семья теперь будут смотреть только местные каналы, особенно Canal+, где каждую неделю показывают Match of ze Day.

«Думаю, будет ой как тяжело научиться говорить на беглом французском всего за девять месяцев, но я приложу все силы. Считаю, что Вам стоит акцентировать на этом особое внимание. Знаете, я рос в академии «Вест Хэма» вместе с Ричардом Гарсия, так ему вообще пришлось покинуть Австралию в 15 лет, только ради учебы в Лондоне. Знаю, моя карьера состоит только из маршрута Лондон – Ливерпуль, но уверен, что каждый из нас, хотя бы иногда, должен высунуть свой нос из дома – расширить кругозор, попробовать что-то новое. Иногда опыт скрыт в незаметных вещах. Приведу пример, недавно попробовал лягушачьи лапки, очень вкусно. На вкус как жирные куриные крылышки. В центре Лилля есть ресторан, где это блюдо делают постоянно, вы обязательно должны их попробовать».

«Я еще не наигрался. Был момент, когда я находился в подвешенном состоянии, часто приходилось бороться, особенно под руководством Роя Ходжсона, тактика которого не совсем подходила под мой стиль игры, но я ни в коем случае его не обвиняю. На тот момент ему было очень тяжело работать: ключевые игроки выбывали из-за травм, а в состав приходилось ставить молодежь. Но что ж, так, видимо, должно было быть».

«Уже под руководством Кенни у меня было несколько травм, думаю, это стало решающим фактором при переходе. Знаете, когда я был молод, в моей карьере была доля везения, например в «Челси» и в «Вест Хэме» по приезде мне удавалось зацепиться за тот самый единственный шанс, который помогал мне остаться в клубе. Когда я перешел в «Ливерпуль» я снова почувствовал себя молодым игроком и чувствовал, что нужно сделать что-нибудь особое, значимое. Но, к сожалению, этого не произошло. Я не собираюсь обвинять кого-либо еще, поскольку мне импонирует этот клуб, который сейчас может чего-нибудь добиться. У меня был выбор – и я приехал сюда. Конечно, на адаптацию уйдет время, которого у меня не так уж и много, поскольку у меня нет 4-летнего контракта как у Луиса Суареса, всего 9 месяцев».     

Его взрывной старт в Лиге 1 сразу дал понять, что он подходит для французской лиги, где рефери уделяют больше вниманию защите игроков, чем в премьер-лиге, а темпу предпочитают скрупулезную игру. Сложилось впечатление, что он просто родился с футбольной философией Руди Гарсии. Единственным шоком для него стал тот факт, что теперь бутсы приходиться мыть самостоятельно. «В Англии профессионалы этим не занимаются», – на первых порах открещивался Джо.

«Игры регулярного чемпионата напоминают Лигу Чемпионов, но каждый из соперников, с которыми мы успели сыграть в чемпионате, пытались играть в свой футбол. Как раз в таких матчах судьи позволяют более техничным игрокам цвести еще ярче, в то время как в премьер-лиге тебя могут сразу поставить на место. Темп игры в конце игры почти не меняется, как раз в тот момент, когда защитники могут упустить вас из виду. Хотя, иногда команды подсаживаются физически, и мы получаем то, ради чего, собственно, приехали. Меня учат не тратить впустую свою силу, не делать лишних пробежек вперед, хотя обычно я на автомате уже лечу вперед на защитника. На первых порах ребята даже кричали: «Что ты делаешь? Экономь силы». На данный момент я учусь этому, ведь, если ты прекращаешь учиться чему-то в футболе, то тебе нет смысла играть дальше».

Тем не менее, если Джо продолжит играть на таком же уровне, как и предыдущие шесть недель, то можно говорить с уверенностью – у англичанина будет шанс задержаться во Франции надолго, тем самым встав на один ряд с Уоддлом, который совершил аналогичный путь через Ла-Манш. А успех тут вполне может послужить напоминанием для Фабио Капелло о том, что у него есть игрок, который буквально жаждет добавить к своим 56 матчам за сборную еще несколько.

«Я скучаю по играм за сборную. На протяжении 10 лет меня постоянно вызывали туда, даже в какой-то момент я считал, что у меня есть некоторая привилегия. Теперь, когда прошел год с момента последней игры, а я приблизился к 30-летнему рубежу, я часто задумываюсь: «Интересно, они все еще следят за мной?»

«Очень надеюсь, что все-таки дождусь вызова. Знаете, многие задавались вопросом, почему я приехал сюда, некоторые, возможно, даже писали об этом. Пожалуй, большинство думают, почему он еще не закончил играть после всего этого, зачем ему это? Нет, это не попытка утереть кому-то нос, а, в первую очередь, возможность доказать себе, что я все еще топ-игрок. Франция – это место, где я могу это сделать. Недавно Джон Терри напомнил мне о случае, когда во время Чемпионата мира в ЮАР мы хотели поплавать с акулами. Естественно, в клетке. Но, в конечном итоге, нам не разрешили, но чуть позже я оказался единственным, кто попытался испытать нечто похожее на возможность искупаться с акулами... Пожить во Франции».

Похоже, этот англичанин уже чувствует себя как дома...   

Источник: The Guardian, Dominic Fifield 

Еще больше интересных текстов на странице «Трибуна. Футбол»