Игорь Албин: «Отставание по «Крестовскому» превышало 300 дней, сейчас оно на уровне 30 дней»
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин рассказал о ходе строительства стадиона «Крестовский».
«За что переживали все участники процесса, когда было принято решение о расторжении госконтракта с генеральным подрядчиком? Мы понимали, что отставание по объекту превышало 300 дней, в августе – отставание на год.
Эксперты ФИФА, Минспорта, наше бизнес-сообщество не сильно верили в то, что мы способны этот объект завершить до конца текущего года. Но тем не менее эта проблема решена.
Я сейчас фиксирую отставание по некоторым работам на уровне 30 дней. В основном это слаботочные системы, системы вентиляции и электроснабжение. Но мы наверстаем график за ближайшие две недели.
Я, конечно, настаиваю на том, чтобы мы завершили все работы до конца декабря. Но надо быть реалистом. Инженеры говорят: спецификация по оборудованию, материалам, уточнение проекта, строительно-монтажные работы, реальный срок – конец января. Одна из задач будущего периода – комплексная пусконаладка всех систем стадиона.
Мне пришлось приглашать интеграторов, формировать группу из числа службы технического заказчика, проектной организации, внешних экспертов. Все это для того, чтобы те 127 инженерных систем, которые смонтированы на стадионе, были взаимоувязаны и были энергоэффективны.
Провели расчеты по нагрузкам всех систем, по потребителям. И подошли к следующему этапу – создать современную систему управления стадионом. Я думаю, что совместно с «Зенитом» мы над такой системой будем работать весь 2017-й год.
Мы взяли как пример разработки корпорации IBM, которыми управляются подобные спортивные объекты, сооружения в Европе и США. Получение акта ввода объекта в эксплуатацию запланировано на 25 декабря 2016 года, после чего будет начата передача объекта «Зениту», — написал Албин в твиттере.
Для информации......
"Конфликт между «Трансстроем» и Петербургом начался после того, как вице-губернатору Игорю Албину поручили курировать стройку. Чиновник уже успел прославиться крутым нравом на одной из своих предыдущих работ. Раньше Албин носил фамилию Слюняев; с 2007 по 2012 год он служил губернатором Костромской области. Там его ноу-хау стали советы по инвестициям, через которые обязан был проходить каждый предприниматель, даже если он хотел построить баню; комиссии по мобилизации доходов, куда регулярно звали бизнесменов, чтобы отчитывать за небольшие налоговые отчисления; а также резкие повышения сборов за пользование лесными участками. Когда Слюняев уехал в Москву на повышение — работать министром регионального развития, — горожане в Костроме даже устроили по такому случаю фейерверк."
"В первом постановлении, подписанном тогдашним губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко в декабре 2004-го, речь шла о том, что стройка будет идти именно за счет «Газпрома».
Через год, однако, Матвиенко заявила, что «Зенит-Арену» (именно так чаще всего называли будущий стадион — название «Крестовский» было утверждено значительно позже) будет строить город — в обмен на то, что «Газпром» переедет в Петербург из Москвы и станет местным налоговым резидентом. Вскоре в Петербурге была зарегистрирована компания «Газпромнефть» — и фактически газовый гигант все равно косвенно финансировал строительство, платя в городской бюджет более 20 миллиардов рублей ежегодно.
Первым исполнителем подряда стала фирма «Синтез-СУИ», позднее переименованная в «Авант», — в конце 2006 года владелец компании — сенатор от Чувашии Леонид Лебедев взялся построить арену за 6,7 миллиарда рублей; при этом «Синтез-СУИ» предпочли немецкой компании, строившей стадион московскому «Спартаку».
«Того, кто называл эту сумму, я не понимаю, — говорит Виталий Лазуткин, гендиректор компании „Инжтрансстрой-СПБ“, которая строила стадион после „Синтеза“. — Объект, который выставил Курокава, никак не мог стоить шесть миллиардов, это фиктивная стоимость»
В 2008 году был объявлен новый конкурс на определение подрядчика — и его выиграл «Инжтрансстрой-СПБ»: владеющая им компания алюминиевого магната Олега Дерипаски «Трансстрой» тогда как раз занималась возведением Олимпийской деревни и инфраструктурных объектов в Сочи.
В качестве основной проектной организации выбрали конструкторское бюро «ВиПС», самым заметным достижением которого до того было участие в проектировании нового здания Мариинского театра (управляющий партнер «ВиПСа» Вячеслав Семененко с 2009 года работал председателем комитета по строительству в правительстве Санкт-Петербурга).
И.т.д.
"Сменив фамилию, Албин в ноябре 2014 года переехал на новую работу в Санкт-Петербург. Сначала он отвечал за ЖКХ, а в конце 2015 года губернатор Георгий Полтавченко поставил заместителя заниматься строительным сектором — и конкретно главным объектом, за строительство которого город отвечал перед Москвой: стадионом. Конфликтовать с подрядчиком Албин начал сразу, применив уже традиционные для себя жесткие методы.
«Трансстрой» практически сразу огорошил нового куратора необходимостью в очередной раз повысить стоимость строительства. «Из-за изменений, которые были внесены в проект, у нас появились новые объемы работы, которые мы на тот момент оценили в полтора миллиарда рублей, — рассказывает Лазуткин. — Кроме того, от инфляции не убежишь: мы просили компенсировать дефляторами [специальной инфляционной надбавкой] изменение стоимости оставшихся оборудования и импортных материалов».
Ситуация зашла в тупик: повышать и так раздутый бюджет Албин не хотел — и отказывался идти на любые уступки. Лазуткин утверждает, что предлагает различные варианты того, как можно было сэкономить и завершить стройку в срок, но чиновник не соглашался. «Вместо этого он стал создавать штабы, наращивать объемы совещаний, призывать [проверяющие] комитеты на стройку. Вместо правильных шагов заказчик пошел по пути популизма. „Давайте делать два обхода в день“. „Давайте совещаться по выходным“. „Давайте 8 марта с утра сделаем совещания“. Второго и третьего января — обязательно обходы», — вспоминает глава «Инжтрансстроя», добавляя, что с Албиным исправно ходил видеооператор, снимавший, как вице-губернатор распекает менеджеров."
Спустя некоторое время, по словам Лазуткина, замечания прекратились — а заодно перестали платиться деньги. Чтобы закрыть работы и получить оплату за их выполнение, нужно сдать соответствующий акт — но заказчик перестал эти акты подписывать, ссылаясь на необходимость госэкспертизы, которая бы подтвердила дополнительные расходы.
«Это был террор со стороны Албина. С ним нельзя было ни о чем договориться, — рассказывает один из топ-менеджеров, работавших тогда в „Трансстрое“. — У них была возможность не принять работу каждый месяц».
В марте 2016 года город пообещал все же компенсировать инфляцию и повысить стоимость работ на 22% — однако формальное принятие решения было отложено до мая. «Если тебе в марте говорят, что в мае работы будут оплачиваться по более высоким ценам, логично в марте попридержать объемы, чтобы не сдавать [заказы] по старым ценам», — рассуждает источник в «Трансстрое». Подрядчик остановил стройку и перестал выплачивать зарплаты работавшим на ней сотрудникам.
Для продолжения финансирования строительства хотя бы с помощью авансов заказчик поставил дополнительные условия. «Заказчик сказал: давайте включим штрафные санкции в случае срыва промежуточных сроков — 54 миллиона рублей ежемесячно», — рассказывает Лазуткин. По его словам, это были заведомо невыгодные условия, которые потенциально ставили компанию на грань банкротства — при нулевой прибыли любой штраф мог бы оказаться критическим. «Не срывать сроки можно при достаточных оборотных ресурсах, при утвержденном окончательном проекте и после применения индекса-дефлятора. Заказчик на ходу вносил в проект изменения, полного комплекта необходимых документов не было, без дефляторов закупка импортного оборудования постоянно сдвигалась — срывы были неизбежны», — объясняет гендиректор «Инжтрансстроя-СПБ».
В обход генподрядчика Албин пытался заключать договоры с субподрядчиками — тоже на странных условиях. «Он открыто говорил — мы будем платить по долгам, если будете брать новые объемы, но это будут авансы. То есть ты сделал работ на 100 рублей, просишь, чтобы их оплатили, а тебе говорят: возьми еще работ на 100 рублей — тогда мы тебе оплатим 80 рублей долга. Конечно, мы на это не соглашались», — рассказывает владелец одной из субподрядных организаций.
Поставленные перед сложным выбором субподрядчики либо брали заказы и становились заложниками ситуации, либо уходили со стройки. Некоторые из них теперь судятся с «Инжтрансстроем» за невыплаченные деньги — впрочем, представитель одной из таких компаний отметил, что виноват в этом все равно город, который не платил генподрядчику. Кроме того, по словам предпринимателя, затягивались сроки — и тоже по вине властей: «Стоишь, ждешь, пока твои работы согласуют проектировщики, потом еще две недели — город. На каждом этапе добавляй полтора месяца».
От куда такая ущербная психология?
--------------
Это Вы слишком. Хорошая детская площадка с выдвижным батутом, дети так любят попрыгать на батуте.
"оследний, судя по всему, генподрядчик стадиона, компания «Метрострой», появилась на «Крестовском» внезапно — первые работы они начали исполнять по распоряжению Албина в августе 2016 года, еще не заключив контракт с правительством Петербурга. 46% «Метростроя» принадлежат городскому комитету по управлению имуществом и ГУП «Петербургский метрополитен», еще 36% — гендиректору компании Вадиму Александрову и его сыну. Работы на стадионе «Метрострой» начинал на фоне новостей об обысках в компании и у ее совладельцев (24 августа в офис «Метростроя» вошли бойцы спецназа ФСБ «Град» и сотрудники в штатском): компанию обвиняют в том, что она экономила на логистике, исполняя один из подрядов по строительству метрополитена, сбрасывая подземный грунт не там, где было положено по контракту.
Сейчас строительство «Крестовского» — главный показатель эффективности губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. На карту поставлена его карьера — именно из-за проблем с возведением стадиона заговорили о его отставке. Как рассказывают источники в окружении Албина, вице-губернатор сейчас часто даже не успевает побриться — он приезжает на стройку ранним утром и уезжает поздно вечером. В «Ижтрансстрое-СПБ», впрочем, считают, что волноваться незачем — по словам бывших подрядчиков, когда они прекратили стройку, объект был готов на 79% (в марте компания говорила о 84%) — осталось отделать помещения, установить двери и решить проблемы с полем. Впрочем, и на эти цели «Метрострой» уже получил более семи с половиной миллиардов рублей из городского бюджета. В самой компании эти цифры не комментируют, однако Лазуткин считает эти суммы оправданными — по его словам, именно столько «Трансстрой» так и не смог получить от Петербурга.
На заключительном этапе стройки начали обнаруживаться очередные проблемы с самой конструкцией объекта. Например, в 2016 году оказалось, что стадион переувлажнен. Представители «Инжтрансстроя» вновь указывали на недостатки проектирования; их оппонент Албин намекал на других виновников: он громко возмущался тем, что объект «начал покрываться плесенью и грибком, с которыми нынешний генподрядчик вынужден бороться», называя представителей компании Дерипаски «чудиками от строительства».
Главная же беда случилась с выкатным полем. Поле, которое можно при необходимости убрать, делалось для того, чтобы «Крестовский» можно было использовать для больших городских мероприятий, таким образом выполнив давнюю мечту директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, которому надоели концерты на Дворцовой площади. Как рассказывает источник в «Ижтрансстрое», генподрядчик задумывал легкий вариант поля, чтобы его можно было полностью развернуть вдвое быстрее, чем обычно, — за четыре часа, а не за восемь. В результате был выбран вариант из алюминиевого сплава — и когда в 2016 году дошло до тестов, выяснилось, что материал пружинит, а футболисты прыгают по полю почти как мяч, которым они играют. «Люди не думали, как своровать, они думали, как сделать легче, чтобы меньше энергии тратить, сокращали толщину „пирога“, — разводит руками бывший сотрудник „Инжтрансстроя“. — Были совещания, которые длились сутками. И все это привело к такому печальному результату».
Сейчас на стройке стадиона работают около четырех тысяч человек. После ухода многих субподрядчиков, связанных с «Трансстроем», на «Крестовском» возникла нехватка в кадрах — глава «Метростроя» Александров даже публично обращался через журналистов к гражданам с просьбой помочь стройке, а Албин утверждал, что доделать «Крестовский» сможет один полк ВДВ. В результате вице-губернатор решил проблему изящно: привлек в добровольно-принудительном порядке рабочих из компаний-девелоперов, работающих на городском рынке".
"Провели расчеты по нагрузкам всех систем, по потребителям. И подошли к следующему этапу – создать современную систему управления стадионом. Я думаю, что совместно с „Зенитом“ мы над такой системой будем работать весь 2017 год."
Не один миллиард еще туда ввалят. Слюняев постарается.
Я, конечно, настаиваю на том, чтобы мы завершили все работы до конца декабря. Но надо быть реалистом. Инженеры говорят: спецификация по оборудованию, материалам, уточнение проекта, строительно-монтажные работы, реальный срок – конец января. Одна из задач будущего периода – комплексная пусконаладка всех систем стадиона.
Мне одному кажется, что первый и второй абзац друг другу противоречат? Он под боярой что ли вьюшку давал?