13 мин.

Теперь ты в «Викингах», сынок! (Сезон 2013)

Как и любая команда, очень долго ничего не выигрывавшая, «Миннесота» живет будущим, и это будущее на данный момент представляют несколько студентов, выбранных на апрельском драфте. Сегодня мы познакомимся с каждым из них, и попробуем предугадать, как сложится их судьба в профессиональном футболе. Но перед этим вернемся ненадолго в прошлое и посмотрим на то, как провели минувший сезон новички драфта 2012-го года.

Бонус к сегодняшнему материалу – прощальный привет Крису Клюи, одному из самых интересных персонажей современной NFL и, увы, теперь уже бывшему пантеру «Миннесоты».

* * * * * * * * * * *

Перед началом сезона-2012 «Миннесота» подписала контракты с десятью новичками, девять из которых принимали участие хотя бы в одной игре. Когда в прошлом мае я давал предварительную оценку игрокам, выбранным на драфте, я написал следующее: «...мы не усилились ни одним футболистом про которого можно сказать difference maker – тот, кто в одиночку может переломить ход игры». Как оказалось впоследствии, этот прогноз был слишком осторожным: «Викинги» заполучили сразу несколько классных футболистов, усилия которых сделали возможным выход в плей-офф. Причем если от некоторых я и ожидал чего-то подобного, то яркое начало карьеры других было полной неожиданностью. Но давайте обо всем по порядку.

Таблица 1. Новички сезона-2012, Minnesota Vikings.

Количество снэпов (розыгрышей) показывает как часто игрок выходил на поле. % от снэпов – процент от общего количества снэпов для нападения или защиты, в зависимости от позиции игрока. Если процент низкий, это значит что футболист либо играл мало, либо выходил на поле в основном в составе спец. бригад.

В первом раунде был выбран Мэтт Калил. Этот парень оправдал все авансы и сходу прочно забронировал за собой позицию левого тэкла. Из всех игроков нападения команды только Калил выходил на поле не просто в каждом матче, но и на каждый розыгрыш; по общему количеству снэпов он уступает только Чэду Гринуэю, но тот играет в защите, а защите «Викингов» в прошлом году пришлось работать чуть больше. Однако, при том, что Калил хорош, ему еще предстоит многому научиться, в частности лучше работать на выносных комбинациях. Зато в игре на пасовых розыгрышах он уже сейчас один из десяти лучших левых тэклов лиги.

Оценка: хорошо.

Чуть ниже в первом раунде Шпильмэн взял Харрисона Смита, сэйфти. За Смитом пришлось обмениваться вверх, и многие считали этот выбор рискованным. Однако сейчас можно сказать, что ставка сыграла. Смит как и Калил все матчи прошлого сезона отыграл в стартовом составе, сделал 1 сэк, 3 перехвата (два возвращены в тачдаун), форсировал один фамбл и подобрал другой. Год назад я писал, что Смит умеет тэклить, и не ошибся: на счету нашего фри-сэйфти 69 тэклов соло за сезон (третий результат в команде).

Оценка: хорошо.

Третьим новичком, сразу ставшим игроком основного состава, оказался киккер Блэйр Уолш, выбранный в 6-м раунде. У Уолша, на самом деле, не было другого выбора, кроме как заиграть – других футболистов его амплуа в составе не осталось, но то, как он это сделал, превзошло все ожидания. После Эдриана Питерсона Уолш был самым опасным оружием нападения «Викингов»: 35 точных филд-голов из 38, включая рекордные 10 из 10 со сверхдальных дистанций. Подобная эффективность позволила ему попасть в Pro-Bowl и быть признанным лучшим киккером лиги по итогам сезона. Показателен тот факт, что в коллежде Блэйр Уолш был не особенно точным, так что большая заслуга в его успехе принадлежит тренерам спец. бригад «Миннесоты».

Оценка: отлично.

Чуть ниже этой групы находится Джош Робинсон, корнербэк, выбранный в третьем раунде драфта. Робинсон начал сезон на скамейке, но по ходу сезона несколько раз выходил в стартовом составе, подменяя ветерана Антуана Уинфилда. Потенциально это наш основной левый корнер будущего. В 2012-м Робинсон сделал 2 перехвата и 49 тэклов соло, плюс несколько раз отметился на возврате кик-оффов: три попытки, 61 ярд.

Оценка: хорошо.

В четвертом раунде был выбран Джариус Райт, принимающий. Райт тоже начал запасным, и получил сколько-нибудь заметное игровое время только в концовке сезона, когда был травмирован Перси Харвин. Всего он поймал 22 паса на 310 ярдов (2 тачдауна), а лучшим пока что матчем в его карьере стала решающая игра регулярного чемпионата против «Грин-Бэя»: 95 ярдов, 1 тачдаун.

Оценка: удовлетворительно.

Еще один ресивер из четвертого раунда – Грег Чайлдс, пропустил весь сезон из-за серьезной травмы, полученной на тренировке в прошлом августе. Его, как и остальных новичков прошлого года, оценивать пока рано: они не прыгнули выше головы, выходили на поле в основном в спец. бригадах, но и не оказались совершенно безнадежными. Главным испытанием для этих парней станут летние тренировочные лагеря: попадут в состав на второй год – получат шанс проявить себя. Нет? Ну, что же, тогда «неуд».

* * * * * * * * * * *

Теперь, перед тем как мы перейдем к «призывникам» этого года, нужно сказать, что в этом году ГМ «Миннесоты» радикально изменил подход к драфту. Вместо того, чтобы выбирать надежных, но не особенно ярких игроков и брать количеством, Шпильман рискнул поставить ва-банк на качество. Как я уже писал, мне больше импонирует прошлогодняя стратегия, тем более что результаты драфта-2012 вполне удачны. Но если все сработает так, как задумал штаб команды, и все выбранные игроки раскроют свой потенциал, этот драфт по продуктивности легко заткнет за пояс предыдущий.

Первым нашим новичком стал Шариф Флойд, дефенсив-тэкл из университета Флориды. Перед драфтов Флойд считался потенциальным Top-10 пиком, но в итоге его подобрала «Миннесота» под 23-м номером. Насколько я понимаю, это был спонтанный выбор по принципу «нельзя пропустить такой проспект». Что известно о Флойде? Играл в сильной конференции SEC, откуда часто выходят хорошие защитники. Был одним из лучших к команде по тэклам. Начинал как DE, потом сместился на позицию DT. Быстрый, атлетичный. Почему же он упал так низко? Первое объяснение, к которому я склоняюсь после просмотра нескольких игр «Флориды» – Флойд довольно «сырой» игрок, и это нивелирует все его физические качества. При том, что он быстро двигается, из-за недостаточно хорошего понимания игры Флойд довольно часто опаздывает к игроку с мячом. Это, кстати, хорошо отражено в его статистике: всего 4.5 сэка за три года. Негусто! Вторая гипотеза, немного анекдотичная, заключается в том, что у Флойда короткие руки – чуть меньше 80 сантиметров. Я не знаю, как меряют длину рук на комбайне NFL, но если считать от плеча до кончиков пальцев, то у меня руки примерно такие же, при чуть большем росте, чем у Флойда. И никто ни разу в жизни не сказал мне, что они коротки. Хотя я, конечно, никогда не рассматривался как Top-10 пик на драфте NFL, к ним требования другие.

Шариф Флойд пробует играть в футбол...

Вторым в первом раунде Vikings выбрали корнербэка из университета Флорида Стэйт по имени Завьер Родс. Родс является представителем корнеров новой волны: достаточно высокий и крупный (шесть футов два дюйма, 217 фунтов) чтобы пртивостоять массивным тай-эндам и первым ресиверам соперника, но при этом все еще быстрый и подвижный. По прогнозам большинства скаутов и аналитиков Родс был вторым по силе корнером этого драфта, так что «Викинги» должны быть рады тому, что сумели ухватить его под 25-м номером. Если описывать манеру игры Родса, то можно сказать, что это копия Харрисона Смита, только на другой позиции: любит и умеет тэклить, и бьет так, что не встанешь. В колледже у Родса были очень хорошие статистические показатели при игре один на один против весьма сильных ресиверов, но его умение играть в зонном прикрытии оставляет желать лучшего. И это довольно тревожный знак, особенно если учитывать, что «Миннесота» тяготеет к использованию зонной защиты Тампа-2.

Наконец третий пик в первом раунде был потрачен на ресивера из Тенесси Кордарелла Паттерсона. Как и два игрока, о которых написано выше, Паттерсон имеет огромный потенциал, но при этом не является готовым игроком для NFL #прямосейчас. Студенческую карьеру Паттерсон начал в Хатчинсон Комьюнити Колледж (ПТУ, проще говоря), и перевелся в серьезную футбольную команду только в 2012-м. Поэтому ни то, как Паттерсон играл в прошлом году (в новой для него команде практически без подготовки), ни его статистика не являются релевантными характеристиками. Что же остается? Отличные атлетические качества и тонна потенциала. Если не принимать во внимание порядок выбора на драфте, то можно сказать что «Викинги» получили Паттерсона за Перси Харвина, и если сравнивать этих футболистов, то легко увидеть, что между ними много общего. И Паттерсон и Харвин отлично играют на возвратах. Харвин является лучшим в NFL по набору ярдов после приема, а Паттерсон хорошо играл на выносе в колледже (3 тачдауна и 12.5 ярдов за попытку) – примерно те же навыки. Харвин, однако же, ни разу за карьеру не имел сезона, в котором он набрал хотя бы 1000 ярдов, так что подобная разноплановость имеет и обратную сторону.

После того, как «Минни» поднялась вверх за Паттерсоном, следующая попытка укрепить состав пришлась только на четвертый раунд, в котором был задрафтован лайнбэйкер Джеральд Ходжс из университета Пенн Стэйт. Ходжс неплохой футболист, но его способность играть на позиции центрального лайнбэйкера под большим вопросом – в колледже он начинал как сэйфти, а потом переместился на позицию аутсайд-лайнбэйкера. Рискну предположить, что Ходжс скорее станет основным OLB через год-два, чем второй раз за несколько лет сменит позицию.

В пятом раунде грянул небольшой гром: «Викинги» сделали странное и первыми в этом году выбрали игрока спец. бригад – пантера Джеффа Локе из UCLA. Обычно киккеров или пантеров так высоко выбирают только в одном случае: когда нужно расстаться с ветераном, играющим на этой позиции. Так было в 2012-м, когда Уолш заменил Лонгвелла, так случилось и сейчас – буквально два дня назад из «Миннесоты» был отчислен Крис Клюи. К Клюи я вернусь чуть позже, пока же еще буквально пару слов о его сменщике. Локе считается лучшим пантером этого драфта, точка. Достаточно ли это весомый повод для того, чтобы потратить на него выбор в пятом раунде? Я сомневаюсь. И тот факт, что «Джексонвиль» в прошлом году задрафтовал пантера еще выше, в третьем раунде, лучше ситуацию не делает. Тем более, что особой необходимости избавляться от Клюи не было – контракт у него небольшой, играет он вполне прилично (выдал один из лучших сезонов в карьере), здорово сработался с Уолшем. Который, напомню еще раз, был выбран на раунд ниже. Предположу, что Локе, даже если он станет одним из лучших пантеров NFL, не отработает свой пик в пятом раунде никогда.

Из более поздних раундов отдельного абзаца заслуживает еще один, после Ходжса, игрок Пенн Стэйт – центральный лайнбэйкер Майкл Маути, выбранный в седьмом раунде. Маути был бы отличным кандидатом на вакантное место стартового MLB, если б не одно «но»: за четыре года в колледже он трижды рвал связки в коленях и пропустил сезон 2009-го, почти весь 2011-й год и последнюю игру 2012-го. Зато когда он был здоров, все считали Маути проспектом уровня первого-второго раундов: умница, работяга, настоящий лидер команды, вдобавок еще и с генами игрока NFL – его отец играл на позиции ресивера в «Новом Орлеане» и «Вашингтоне» в начале восьмидесятых. Еще один плюс Маути: Пенн Стэйт традиционно поставляет в лигу качественных LB. Вот всего один статистический показатель, демонстрирующий потенциал Маути: играя в прикрытии лайнбэйкер Пенн Стэйт позволял ресиверам противника поймать только 30.4% пасов, причем средняя длина пойманного паса равнялась всего 6.0 ярдам. Маути, фактически, давал принимающим соперника набрать 1.8 ярда за попытку – феноменальный результат! Но успеет ли Майкл Маути восстановиться к летнему лагерю?  И в каком состоянии он будет после третьей серьезной травмы?

* * * * * * * * * *

И последняя тема на сегодня – это расставание «Миннесоты» с пантером Крисом Клюи. Это, в принципе, могло бы быть всего лишь очередным эпизодом межсезонья – еще одна команда меняет сдавшего ветерана на молодого и дешевого новичка – если бы не личность Клюи.

Обычно я не слежу за тем, что происходит с игроками NFL за пределами футбольного поля, тем более что большая часть событий, о которых охотно рапортует пресса, это скандалы. Но Крис Клюи? Это уникум. Я любил открывать его твиттер (при том, что я терпеть не могу твиттер), потому что он хорошо шутил. Я комментировал его на реддите. Я получал удовольствие, читая его статьи про компьютерные игры, потому что у него хороший слог и, опять же, замечательное чувство юмора. Я помню как он совершенно уморительно рассказывал о том, как Донован МакНабб хотел получить его пятый номер в «Викингах» и Клюи согласился отдать «пятерку» в обмен на мороженое и обещание Дона трижды упомянуть любительскую группу, в котором играл Крис, в интервью на ТВ. Я согласно кивал головой, когда Клюи яростно ругал членов комитета Зала Славы футбола за то, что они не считают достойными заслуги Рэя Гая, лучшего пантера в истории NFL, и выходил на поле с нашивкой с именем Гая. Я цитировал его здесь, в этом блоге, когда Клюи во время локаута писал о том, что жадность владельцев команд и игроков выставляет обе стороны идиотами. Я мысленно аплодировал, когда Крис написал свое известное письмо сенатору Мэриленда. Полагаю, что это не добавит мне читателей из России, но я искренне считаю, что Клюи, защищающий права геев и лесбиянок, прав, а сенатор Эммет Барнс, написавший владельцу «Балтимора» письмо с требованием, буквально, «остановить рассадник гейской заразы» (ранее один из игроков Ravens публично одобрил однополые браки) – идиот. Это не тема для обсуждения в этом блоге, предупреждаю сразу, да и не об этом сейчас речь. А о том, что из всех футболистов лиги – абсолютно всех! – Крис Клюи самый человечный. Он, пожалуй, единственный, кто ведет себя не как машина для набора ярдов с функциями рекламного плаката. Единственный, кто не ограничивается в своей неигровой ипостаси банальными интервью или шуточками а-ля Аарон Роджерс. Клюи – тот парень, с которым я бы пошел в бар вечером выпить пивка. Крис Клюи – это друг. Который теперь, увы, покидает «Миннесоту». И мне очень, очень жаль, тем более, что я понимаю сомнительность выгоды этого расставания с футбольной точки зрения.

Удачи тебе, Крис, где бы ты ни был и чем бы ни занимался! Я буду болеть за тебя, даже если ты подпишешь контракт с «Грин-Бэем», честное слово.