4 мин.

С широко раскрытыми глазами

Любой болельщик американского футбола рано или поздно посмотрит хотя бы один фильм про этот вид спорта. Ведь даже не фанаты наверняка видели что-нибудь типа «Каждого воскресенья» с Алем Пачино. Не самое лучшее кино, согласен. А что лучше? Если вы задавали себе этот вопрос и пытались найти что-нибудь более интересное, более качественное, – чтобы и фильм был хороший и футбол был не цирковым, то вы наверняка дошли до Friday Night Lights.

Friday Night Lights – это и книга, и полнометражный фильм, и сериал по мотивам. Это история про маленький город, школьную футбольную команду и людей. Даже больше, чем про футбол, это история людей: играющих в футбол, тренирующих, болеющих, поддерживающих команду, людей живущих футболом, и ненавидящих футбол. И еще это история человека, которому футбол сломал жизнь.

...Джейсон Стрит – куотербек школьной команды, симпатичный парень в которого влюблена самая красивая девченка из группы поддержки. Все говорят о нем, как об одном из лучших футболистов штата, он герой города, младшие школьники смотрят на него с обожанием; впереди у него колледж, а потом, глядишь, и профессиональная карьера. Жизнь не может быть прекраснее. Но все летит к черту в один несчастливый пятничный вечер, когда Джейсон получает травму во время матча. Диагноз – серьезное повреждение позвоночника и паралич нижней части тела. Конец всей жизни, какой ее знал Джейсон Стрит.

Это ужасная история, на самом деле. Даже в кино. Еще пронзительнее ее делает то, что у Стрита был реально существовавший прообраз. В середине ноября 2003-го в Остине (штат Техас) во время матча  школьных команд на поле столкнулись защитник Дэвид Эдвардс и ресивер Кой Он. Удар был такой силы, что у Эдвардса сломались два шейных позвонка. Шестнадцатилетний мальчишка оказался парализован ниже шеи. В пятом сезоне сериала мы узнаем, что Джейсон Стрит сумеет устроить свою новую жизнь. Дэвид Эвдвардс к тому времени будет уже два года как мертв – осложнения после пневмонии.

* * * * * * * * *

Но кроме Стрита и Эдвардса, чьи имена я помню, есть и другие. Их немало. Каждый год в Америке несколько футболистов получает серьезные травмы позвоночника, шеи, головы, лишается здоровья, а иногда и жизни, на школьном стадионе, студенческом, в матчах NFL. Дети, юноши, взрослые мужчины, иногда платят чрезмерно много за занятия любимым видом спорта. А еще одно имя я узнал сегодня.

...16 октября 2010 двадцатилетний Эрик ЛеГранд, дефенсив тэкл университета Rutgers, столкнулся с игроком другой команды во розыгрыша кик-оффа. Это была тридцать первая студенческая игра ЛеГранда. И, увы, последняя его игра вообще – после травмы Эрик остался парализован. Ему потребовалось пять недель терапии и восстановительных процедур только чтобы научиться заново дышать. Еще несколько месяцев, чтобы частично вернуть чувствительность рук. Постепенно ЛеГранд идет на поправку, но, по словам врачей, только пять шансов из ста на то, что он когда-нибудь сможет самостоятельно ходить.

Но в октябре минувшего года он вновь вернулся на футбольный стадион – в инвалидной коляске – и вывел свою команду на матч. Этот момент – Эрик в окружении других футболистов – Sports Illustrated назвали лучшем спортивным моментом 2011-го.

Но еще более трогательное событие, то, ради которого я отложил все дела чтобы написать эту статью, произошло в минувший понедельник. Поздним вечером 30-го апреля бывший коуч Rutgers Грег Шьяно, который теперь входит в состав тренерского штаба «Тампы», позвонил маме Эрика и сказал, что Buccaneers хотят подписать с ее сыном контракт. Во время драфта, – объяснил Шьяно, – я смотрел на других игроков и думал о том, что это должен был быть выпускной год Эрика. Этим жестом мы хотим сказать, что мы ценим его характер, его волю к жизни. Все те качества, которые делают его по по духу настоящим «Буканьером».

Если это не самый великодушный поступок, который можно только представить в этой ситуации, то я ничерта не понимаю в этой жизни. Браво, коуч Шьяно, браво, «Тампа-Бэй»!

* * * * * * * * * *

Закончить же я хочу новостями о другой команде AFC South, экс-«Святых». Молот правосудия Роджера Гуделла упал еще раз, и четверо игроков защиты Saints получили от заслуженное наказание за участие в «Заговоре наемных тупиц». Джонотана Уилму отстранили на год; Энтони Харгроува на  восемь матчей; Уилла Смита на 4 игры; Скотта Фуджиту на три. Что характерно, никто из игроков, замешанных в скандале, до сих пор не признал своей вины – хотя тренеры уже покаялись. Таким образом, хотя история и закончена формально, на самом деле она продолжается. Идиоты остаются идиотами, да еще и стараются отстоять свое право на идиотизм.

Наверное Гуделлу нужно было добавить к дисквалификации обязательный просмотр Friday Night Lights, посещение могилы Дэвида Эдвардса и рукопожатие с Эриком ЛеГрандом. Может быть проняло бы.