12 мин.

«Я не плакса». 10 главных нытиков НБА

Фото: Fotobank/Getty Images/Bill Baptist/NBAE

Два ярчайших нытика из НБА – Винс Картер и Дуайт Ховард – не смогли определить, кто же из них главнее. Блог «Фонарь» помогает самым шумным героям.

10. Винс Картер («Даллас»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 7

Апелляции к арбитрам: 5

Страсть жаловаться прессе: 5

Естественно, такая десятка была бы невозможна без человека, поднявшего вопрос о том, кого же все-таки стоит называть главным нытиком НБА. Винс оказался в этом списке не из-за публичного проявления эмоций, а вот из эпизодов вроде этого, красной нитью протянувшихся сквозь всю его карьеру и ставших лучшей ее иллюстрацией.

Правда, претендовать на что-то большее Винс уже не может. Лет семь назад – когда конкуренты были послабее, а он сам показывал себя во всей красе, до одурения споря с судьями, публично кляня партнеров по «Нетс», нападая на Сашу Павловича и возрождая в болельщиках «Торонто» все худшие эмоции из-за самого нагло-драматичного «предательства» (равно как и в болельщиках «Нетс», который отделали ему машину после одного из матчей) – ему ничего не стоило даже возглавить топ, но сейчас Винсэнити растерял позиции и пополнил ряды уважаемых старичков, которые порождают тоску по ушедшей молодости.

И периодические проявления Винса-получеловека/полунытика лишь усиливают это ощущение.

9. ДеМаркус Казинс («Сакраменто»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 5

Апелляции к арбитрам: 8

Страсть жаловаться прессе: 6

Строго говоря, Казинс – не нытик, он просто настолько находится во власти эмоций, что они делают с ним практически все, что хотят. Проявляется это по-разному: кому-то может прилететь между ног, в других случаях форвард устраивает молчаливую забастовку и не подает руки, выходы к прессе и медиа-срачи тоже активно практикуются.

За спиной Казинса хватает самых разных историй: то он интригует против тренеров, то выбивает себе контракт через прессу, то рассказывает о том, что его сложную натуру так и не научились понимать, то жалуется на Блэйка Гриффина, с которым «нянчится лига», то плачет, что подлеца Шредера пощадили исключительно из-за того, что именно Казинс выступал в роли жертвы, то критикует симулянтов, то просто объясняет, что команда ни фига не играет в защите. Но тут суть даже не историях. Проблема Казинса – то, что по-английски называется body language – лишь Дуайт Ховард из этого списка ведет себя более живописно: ДеМаркус постоянно чем-то недоволен, постоянно с кем-то переругивается и спорит, постоянно наседает на арбитров. Все его переживания отображаются на его лице и выдают в нем нытика.

8. Крис Бош («Майами»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 6

Апелляции к арбитрам: 6

Страсть жаловаться прессе: 7

Когда-то Шакил О’Нил придумал наилучшее определения для Криса Боша, назвав его «РуПолом «больших» игроков»: к тому времени форвард «Торонто» уже заработал репутацию одной из самых нелюбимых звезд лиги, а все его попытки реабилитироваться и как-то смягчить образ странного, мягкотелого и вечно ноющего субъекта лишь усугубляли ситуацию. По поводу шутки Шака Бош тогда тоже поныл, кстати.

Переход в «Майами» не исправил реноме Боша радикальным образом: он не стал менее экзотическим, приятным или мужественным, но к нему худо-бедно привыкли. Как известно, он захотел перебраться в «Хит», «чтобы его, наконец, начали показывать по телевизору», так что телевизор отображает все отличительные особенности игры Криса во всей красе. Так он заработал репутацию флоппера. Так он запомнился разговорами с арбитрами. Так возбудил гнев Криса Дюрэнта, разгадавшего, что «тот лишь прикидывается крутым парнем».

Повышенный интерес прессы к «Хит» привели к тому, что Бош озвучивает свое мнение по любому поводу – и всегда остается недовольным. То он переживает из-за роли неудачника и пытается убедить всех, что является на самом деле крутым парнем. То объясняет, почему же ему никак не удается собирать удовлетворительное количество отскоков. То выражает недовольство соперниками/одноклубниками/роль в команде и недостаточным количеством передач в атаке.

Жалобные способности Боша, конечно, преувеличены, но Шак перестал бы меня уважать, если бы РуПол «больших» пролетел мимо этого списка.

7. Пау Газоль («Лейкерс»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 8

Апелляции к арбитрам: 5

Страсть жаловаться прессе: 8

На самом деле, Газоль, конечно, офигенный мужик: с тех пор, как он отрастил бороду, чтобы стать похожим на мужчину, то окреп настолько, чтобы вынести Ховарда и Гарнетта в финалах, выдержать постоянный прессинг Кобе и не сломаться перед тысячью слухами об обмене (один из которых был воплощен в жизнь). Все его заслуги, впрочем, не отменяют и другого: крики поверженного страуса сопровождают каждое появление испанца под щитами.

От репутации «женообразного игрока» довольно сложно избавиться, если постоянно находить во всем происки судей, стократно преумножать видимость болезненных ощущений и столько жаловаться. После последнего титула «Лейкерс» Газоль дал себе волю и объяснил практически все: время от времени он начинал негодовать по поводу недостаточного количества передач на него, жаловался на то, что его неправильно используют, недоумевал по поводу решений Майка Брауна, а затем Майка Д’Антони, по поводу политики «Лейкерс»…

Короче, его признали нытиком даже в собственной команде: Д’Антони посоветовал ему заткнуться и доказывать свои умения на площадке, а Кобе просто порекомендовал надеть «штанишки большого мальчика». Комон.

6. Кармело Энтони («Никс»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 5

Апелляции к арбитрам: 8

Страсть жаловаться прессе: 7

Если бы не драматическая история вокруг ухода из «Денвера», то многое из того, что происходит с Кармело Энтони в Нью-Йорке, можно было бы списать на излишки главного медийного центра НБА. Игра под постоянным давлением и скрупулезным вниманием в исполнении главного звезды «Никс» как-то уже и сложно представить иначе: Мело валит все неудачи на судей и партнеров, чересчур плаксиво рефлексирует на тему собственного эгоизма, время от времени начинает склоняться к переходу и в принципе делает все, чтобы показать, что к нему относятся совершенно не так, как он того заслуживает.

Так вот слезливые сюжеты из бытности игроком «Наггетс» лишь подтверждают, что все происходящее отнюдь не случайно. Жалобные штрихи стали столь органичным дополнением образа Энтони, что как-то иначе его уже и не воспринимаешь.

5. Марчин Гортат («Вашингтон»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 4

Апелляции к арбитрам: 7

Страсть жаловаться прессе: 10

Главная проблема Марчина Гортата в том, что он совершенно не умеет держать язык за зубами. Как он тут недавно признался, ему легче ничего не говорить, чем говорить то, что он не думает. Или не совсем думает таким образом. Это, конечно, замечательное качество в людях, за которое Гортата нельзя не уважать, но баскетболиста НБА из посредственной команды оно постоянно втягивает в неприятности.

В бытность запасным «Мэджик» поляку его болтовня сходила с рук: ну жаловался он там на свое игровое время, это даже как-то особенно никого не интересовало, кроме него самого. Но переход в «Финикс» и превращение в игрока стартовой пятерки изменили ракурс внимания, а значит, дали Гортату возможность всласть поплакаться. В «Санс» Марчин дал зубодробительное неслыханное даже для НБА интервью, в котором объяснил, что довольно сложно играть в команде, где тренер ни черта не понимает, половина команды – единоличники, половина – неумехи, и лишь он выходит на сцену во всем белом. И да, он не требовал обмена – просто констатировал очевидные вещи. Как это ни странно, но Гортата все же обменяли: теперь он бегает за «Вашингтон»… и опять жалуется. Жалуется, что ленивый Нене не играет через боль и не помогает команде, жалуется на свою роль вдали от кольца, косвенно жалуется на тренера, как бы невзначай вспоминая Стэна Ван Ганди, сидящего без работы – «у которого он хотел бы играть».

И, кстати, да, если вы интересуетесь, то на Ван Ганди Гортат тоже в свое время жаловался. Называл его паникером и говорил, что тот своими нервами убивает команду.

4. ЛеБрон Джеймс («Майами»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 6

Апелляции к арбитрам: 7

Страсть жаловаться прессе: 9

При очень большом желании можно войти в положение Джеймса: ЛеБрон страдает от «синдрома Шака» – так как он атлетичнее и сильнее многих, то и достается ему побольше и посильнее. Да и пресса сама ловит его, чтобы выцарапать очередную критичную/жалостную сентенцию.

Но из-за того, что в положение ЛеБрона мало кто хочет входить, да и вообще гораздо больше людей на свете убеждены, что лига относится к нему чересчур снисходительно, откровенно закрывая глаза и на «крабовый дриблинг», и на постоянные апелляции к арбитрам, Джеймс не мог пройти мимо этого списка. В верхнюю его часть он пробился потому, что с равным успехом делает практически все, что составляет образ нытика: флоппинг ЛеБрона не так давно перерос в целое явление, постоянный прессинг судей подарил ему технические за одни только прыжки (но тут он хотя бы сумел себя оправдать), свою вину он может переложить на несчастного Рио, а уж острые выступления после матчей (например, на прошлой неделе в адрес Кириленко) постоянно оказываются в топах. Джеймс жалуется на неоправданно жесткие фолы на нем, выводит флопперов на чистую воду, рассказывает, как тяжело быть суперзвездой НБА и постоянно находиться в центре внимания – в общем, вовсю использует свое королевское положение ради собственной корысти.

3. Марк Кьюбан («Даллас»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 5

Апелляции к арбитрам: 10

Страсть жаловаться прессе: 8

Вообще, человек, который жалуется на узкие джинсы (это по поводу «желания привлечь внимание к своим страданиям»), естественно, не мог пройти мимо списка главных нытиков: Марк Кьюбан довольно активно ноет по жизни на самые разные темы (чаще всего, финансовые), но еще к тому же вовсю пользуется статусом владельца клуба НБА, чтобы выражать свое негодование по любому поводу.

Кьюбан ненавидит «Майами», ненавидит «Лейкерс», ненавидит «Сан-Антонио», ненавидит Скипа Бэйлесса. Но больше всего он, естественно, ненавидит арбитров: человек, заплативший больше всех штрафов в казну лиги за критику судей, на прошлой неделе выложил еще 100 тысяч – после встречи с «Клипперс» он опять не смог отказать себе в удовольствии, чтобы не выбежать на площадку после игры и не обматерить людей в сером.

2. Блэйк Гриффин («Клипперс»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 10

Апелляции к арбитрам: 10

Страсть жаловаться прессе: 5

Добротный сезон в исполнении Блэйка Гриффина пока не помог ему хоть чуточку реабилитировать собственную репутацию. Репутация эта по-прежнему такова, что милый добродушный паренек, перебравшийся из деревни в город ангелов, как-то превратился в самого ненавистного игрока лиги. Очевидно, что, помимо местами грубоватой игры и вызывающих данков, огромную роль в этом сыграло его пристрастие к нытью: Гриффин – один из признанных флопперов лиги (настолько, что им возмущается даже ДеМаркус Казинс), один из самых главных зачинателей конфликтов (настолько, что за него уже устал впрягаться сам Мэтт Барнс) и один из тех, кто не стесняется пойти против общепринятых ценностей и указать на притеснение себя любимого (до того, что открыто выступил против штрафов за флоппинг). Разночтения между отношением к Гриффину болельщиков (тех самых «труфанов, любящих прыжки и веселье) и игроков в лиге (Рон Артест чуть не убил себя, аплодируя Заку Рэндолфу в прошлогоднем плей-офф) можно выразить лишь парадоксом. Но сам он особенно из-за этого не переживает: все логично – именно «труфанам» он и жалуется на недостойное поведение окружающих.

1. Дуайт Ховард («Хьюстон»)

Желание привлечь внимание к своим страданиям: 8

Апелляции к арбитрам: 8

Страсть жаловаться прессе: 10

Дуайт Ховард на вершине – потому, что он такой один. Потому, что настолько уникален, что был назван главным нытиком лиги самим Винсом Картером. Потому, что за два последних года умудрился взорвать мозг абсолютно любому, кто хоть минимально следит за баскетболом. Потому, что его появление на площадке подразумевает критические ужимки и неодобрительные взгляды в сторону партнеров, судей, соперников и болельщиков.

Все самые дикие экспромты Ховарда в области нытья можно объяснить: ему, и вправду, достается больше, чем кому бы то ни было, под щитами, против него иногда играют грязновато; дабы специально вывести его из игры; он долго не мог договориться сам с собой относительно места для продолжения карьеры; ему не повезло оказаться в Лос-Анджелесе тогда, когда он еще не совсем оправился от травмы, но уже почувствовал, как ему на спину забрался Кобе. Но он все равно умудряется удивить даже тех, кто уже ничему не удивляется: то возмутится тем, что «Орландо» отдал его 12-й номер какому-то неизвестному щеглу, то кинет булыжник в сторону Карима Абдул-Джаббара, то потребует отставки Д’Антони и увольнения Кобе Брайанта, то будет отрицать, что он плакса.