18 мин.

12 самых долгих перерывов между победами в «Формуле-1»

Успех в Абу-Даби стал первым для Кими Райкконена с момента возвращения в «Формулу-1». Блог «Версификаторные россказни» вспомнил самые долгие перерывы между победами.

12. Клей Регаццони

Перерыв между победами: 3 года, 3 месяца, 16 дней (США-Запад 1976 – Великобритания 1979)

Джанклаудио Регаццони редко исполнял главные роли в «Формуле-1» – в «Феррари» времен руководства Луки ди Монтеземоло лидером считался Ники Лауда, но, по правде говоря, Клей отставал от австрийца не слишком сильно. Он даже одержал несколько побед в 1975-м, а затем и в Лонг-Бич в 1976-м, но в Скудерии решили, что швейцарец им больше не нужен и взяли Карлоса Рейтманна.

Клею пришлось перейти в менее выдающиеся коллективы – в 1977 году он выступал за «Энсайн», в 1978-м – за «Шэдоу», а в 1979-м сделал сомнительный переход в скромную конюшню Фрэнка Уильямса. Однако тут гонщику повезло: Патрик Хэд построил быструю (но не слишком надежную) машину с «граунд-эффектом», а напарник Алан Джонс, лидировавший на Гран-при Великобритании 1979 года, сошел, предоставив Регаццони возможность принести команде первую в ее истории победу в «Формуле-1».

Что было дальше?

В том же сезоне Регаццони добыл для «Уильямса» еще три подиума, но команда решила, что лучшие годы швейцарца все-таки прошли, и потому заменила его… на Рейтманна. Клей вновь вернулся в «Энсайн», однако его карьера действительно подошла к концу – всего лишь в четвертой гонке 1980 года Регаццони попал в страшную аварию и сломал позвоночник.

Став инвалидом, Клей не сдался – он выступал в гонках «Париж-Дакар» и «12 часов Себринга» на автомобилях с ручным управлением, а также работал комментатором на телевидении. Погиб он все-таки на дороге – в декабре 2006-го в Италии.

11. Педро Родригес

Перерыв между победами: 3 года, 5 месяцев, 5 дней (Южная Африка 1967 – Бельгия 1970)

Карьера мексиканца в «Формуле-1» началась уже после смерти младшего брата, Рикардо Родригеса. Поначалу Педро выступал лишь на североамериканских этапах чемпионата мира, но в 1967-м неожиданно для всех выиграл Гран-при Южной Африки за команду «Купер» и благодаря этому успеху получил место в «БРМ». Параллельно Педро продолжил гоняться в «Формуле-2», Тасманской серии, «Кан-Ам» и других соревнованиях, а также принял участие в «24 часах Ле-Мана» – эта гонка для мексиканца закончилась победой.

Педро гонялся на различных машинах, распыляя силы на все подряд, так что отсутствие серьезных успехов в «Ф-1» выглядит не слишком удивительным. И все же в 1970-м он одержал свою вторую победу в карьере, отбив все атаки Криса Эймона в бельгийском Спа.

Что было дальше?

В других сериях дела, казалось, шли лучше – Педро удачно сотрудничал с «Порше», время от времени побеждал в различных гонках, но в июле 1971 года погиб на трассе «Норисринг».

10. Ники Лауда

Перерыв между победами: 3 года, 6 месяцев, 25 дней (Италия 1978 – США-Запад 1982)

В 1977-м Ники со скандалом покинул «Феррари», подписал контракт с командой «Брэбэм» Берни Экклстоуна и уже в следующем сезоне выиграл две гонки – в Швеции и Италии. Однако дальше дело пошло со скрипом – мало того, что ненадежный мотор частенько оставлял австрийца без очков, так к тому же гонщик лишился мотивации. Не помог даже новый контракт, согласно которому Ники должен был получать баснословные по тем временам деньги, и после Гран-при Италии Лауда покинул «Формулу-1».

Поначалу австриец не думал о возвращении, но его бизнес требовал денег, да и Рон Деннис, возглавивший «Макларен», был достаточно настойчив. В конце концов, Лауда вернулся в «Формулу-1» в 1982 году и уже в третьей гонке сезона стал победителем.

Что было дальше?

Для победы в чемпионате «Макларену» и Лауде требовалось нечто большее, чем просто хорошее шасси, так что в 1983 году команда с австрийцем развивала новый двигатель «Порше», с помощью которого в сезоне-1984 и был выигран чемпионский титул.

Напарник Ален Прост серьезно давил на Ники еще в 1984-м, а следующий чемпионат француз и вовсе выиграл в одну калитку. Сам Лауда с каждым годом моложе не становился, так что он принял мудрое решение остановиться. Последнюю победу Ники одержал в Нидерландах, в 1985-м.

9. Майк Хоторн

Перерыв между победами: 3 года, 8 месяцев, 12 дней (Испания 1954 – Франция 1958)

В 50-х гонки серьезно отличались от нынешних. Чемпионат был коротким, машины – крайне ненадежными и опасными, а помимо «Формулы-1» существовало множество других соревнований, в которых спортсмены охотно принимали участие. Пилоты могли выигрывать  незачетные Гран-при или другие гонки (вроде «Ле-Мана») и потому не придавать слишком большое значение полосе неудач в зачетных гонках «Ф-1».

Карьера Хоторна в автоспорте оказалась короткой – он начал гоняться в 1950-м, а в конце 1958-го уже завершил выступления в «Ф-1».

Первой победы Майк добился в 1953-м, и, возможно, поборолся бы за чемпионское звание в 1954-м, но в гонки вернулся «Мерседес», который два сезона доминировал на трассах. Тем не менее, в конце 54-го Майк выиграл Гран-при Испании. В 1956-м умер его отец, и Хоторн ограничил свою активность в автоспорте, но в 1957-м англичанин вновь вернулся, хотя победы так и не добыл – в том сезоне практически не было равных знаменитому Хуану-Мануэлю Фанхио.

Наконец, в 1958 году Хоторн все-таки выиграл гонку. Это случилось на Гран-при Франции.

Что было дальше?

В том же 1958-м Майк стал чемпионом мира, но после окончания первенства завершил карьеру из-за смерти близкого друга Питера Коллинза, а в начале 1959-го погиб сам – в автомобильной аварии.

8. Клей Регаццони

Перерыв между победами: 3 года, 10 месяцев, 29 дней (Италия 1970 – Германия 1974)

Еще более долгий перерыв между успехами в «Формуле-1» пришелся на начало карьеры швейцарца. В 1970 году «Феррари» решила дать шанс проявить себя молодым гонщикам, и одним из них стал Регаццони. В дебютной гонке Клей финишировал 4-м, а уже в Италии отпраздновал победу. В следующие два сезона гонщика частенько подводили технические неполадки автомобиля, поэтому в 1973-м он перешел в «БРМ». Увы, это стало ошибкой – лучшим достижением швейцарца стала поул-позиция в Аргентине. Вернувшись в Скудерию в 1974-м, Клей вновь вернулся к борьбе за подиумы и победы, и на Гран-при Германии наконец-то добился успеха.

7. Джонни Херберт

Перерыв между победами: 4 года и 16 дней (Италия 1995 – Европа 1999)

В конце 80-х Херберт считался одним из самых талантливых молодых английских гонщиков, но после жуткой аварии в «Формуле-3000» сломал обе ноги (их хотели даже ампутировать) и, казалось, попрощался с автоспортом. После долгого и мучительного восстановления Херберт все же получил место в «Бенеттоне», однако из-за интриг Флавио Бриаторе вскоре был выкинут из команды.

Несколько сезонов англичанин болтался в умирающем «Лотусе», время от времени демонстрируя удивительные для медленной машины результаты. Его болельщики распевали песню Криса Ри «Джонни нужна быстрая машина» и чудо все-таки произошло: в конце 1994-го Флавио Бриаторе перетащил Херберта в «Бенеттон», в составе которого в сезоне-1995 гонщик одержал победы в Великобритани и Италии.

Тот чемпионат Херберт завершил на четвертом месте в личном зачете, однако затем перешел в более слабый «Заубер» – в «Бенеттоне» все крутилось вокруг Михаэля Шумахера, что привело к осложнениям в отношениях Херберта и Бриаторе.

В «Заубере», разумеется, о победах пришлось забыть, а после перехода в «Стюарт» в 1999-м в Джонни, кажется, вообще уже никто не верил. Он по всем статьям проигрывал напарнику Рубенсу Баррикелло, но после того как разобрался с автомобилем и заставил технику работать так, как ему удобно, наконец-то прибавил в скорости. Невероятный Гран-при Европы, прошедший под дождем, завершился двойным подиумом для конюшни сэра Джеки Стюарта, и на высшей ступени вновь стоял Херберт.

Что было дальше?

В том же году Стюарт продал команду своим давним партнерам, компании «Форд». Конюшня получила громкое название «Ягуар», но даже близко не подобралась к успехам предшественника (позже она превратилась в «Ред Булл», но это уже совсем другая история). Херберт завершил карьеру в «Ф-1» в 2000-м, а сегодня работает телекомментатором на Sky Sports.

6. Рубенс Баррикелло

Перерыв между победами: 4 года, 10 месяцев, 28 дней (Китай 2004 – Европа 2009)

В 2004 году Михаэль Шумахер досрочно стал чемпионом мира еще на этапе в Бельгии, так что затем мог немного перевести дух и в некоторых гонках выступить чуть скромнее, чем обычно. В то же время напарнику немца по «Феррари» Рубенсу Баррикелло победы по-прежнему были очень нужны для завоевания второго места в чемпионате, и Скудерия полностью переключилась на бразильца. Как выяснилось, Рубенс мог выступать не хуже Михаэля, если команда работает на него, в результате чего на этапах в Италии и Китае добился двух побед.

Однако в 2005-м «Феррари» страдала из-за шин, ни о каких успехах речь не шла, а последней каплей для Баррикелло стало поведение Шумахера на этапе в Монако. После этого Рубенс решил уйти в «Хонду», но за три проведенных в ней сезона так ни разу и не вкусил победного шампанского.

К концу 2008 года карьера бразильца зашла в тупик. Рубенса явно планировали заменить на Бруно Сенну, но после внезапного ухода «Хонды» из «Ф-1» картина переменилась: Росс Браун предпочел молодому пилоту опытного и более аккуратного Баррикелло – так судьба предоставила ветерану второй шанс.

У бразильца почти получилось. Болид «Хонды», сменивший имя на «Браун», оказался лучшим в пелотоне, но к победам неожиданно пошел не Баррикелло, а напарник – Дженсон Баттон. Рубенсу ничего не оставалось кроме как обвинять руководство в возникающих проблемах, но, как ни странно, после того как «Браун» перестал быть безусловным лидером первенства, а Баттон внезапно зажался в комок, Баррикелло ухватил птицу удачи за хвост. Победа в Валенсии, добытая в красивом стиле, стала переломной – благодаря этому успеху бразилец стал одним из претендентов на чемпионский титул.

Что было дальше?

После победы на Гран-при Европы Рубенс выиграл еще раз – в Италии, но затем ни разу не финишировал выше шестого места. Шансов на чемпионство он лишился на родине, в Бразилии – гонщик «Брауна» выиграл захватывающую дождевую квалификацию, но в гонке упустил не только лидерство, но даже подиум.

В поисках лучшей доли в 2010 году Баррикелло перешел в «Уильямс», однако после сезона-2011 лишился места в конюшне. Фортуна криво ухмыльнулась Рубенсу – в команде его заменил Бруно Сенна.

В этом году Баррикелло выступал в гонках «Индикар», а после дисквалификации Ромена Грожана намекнул, что вполне мог бы принять участие и в Гран-при «Формулы-1».

5. Джон Уотсон

Перерыв между победами: 4 года, 11 месяцев, 3 дня (Австрия 1976 – Великобритания 1981)

Первая победа пришла к североирландцу на четвертый год выступлений в «Формуле-1». Сначала Джон выступал за частные коллективы, а также конюшню Джона Сертиза, но затем перешел в «Пенске» на место погибшего Марка Донохью. В Австрии Уотсон принес американской команде первую и единственную победу, но уже в конце года был вынужден подыскивать новое место работы – «Пенске» покинула чемпионат.

После двух не слишком удачных сезонов в «Брэбэме» Уотсон направился в «Макларен», однако ни о каких победах речи также не шло – казалось, что лучшие времена команды уже в прошлом. Однако когда конюшню возглавил Рон Деннис, произошли перемены, и на Гран-при Великобритании 1981 года Уотсон одержал неожиданную победу – совершив несколько впечатляющих обгонов, он за несколько кругов до финиша вышел на второе место, а затем из-за проблем у Рене Арну смог опередить конкурента и возглавил пелотон.

Что было дальше?

В 1982-м Джон выиграл еще дважды и стал вице-чемпионом мира, а в 1983-м добился исторической победы после старта с 22-го места. Впрочем, в конце года «Макларен» избавился от североирландца и подписал контракт с внезапно оказавшимся без работы перспективным Аленом Простом.

4. Марио Андретти

Перерыв между победами: 5 лет, 7 месяцев, 18 дней (Южная Африка 1971 – Япония 1976)

Марио провел несколько гонок за «Лотус» и «Марч», прежде чем перешел в «Феррари» в 1971 году, и тут же, с первой попытки выиграл за Скудерию на этапе в Южной Африке. В дальнейшем же что-то не заладилось: машина явно не позволяла бороться за высокие места, да и сам Андретти появлялся не на каждом этапе – он с удовольствием выступал в других гоночных сериях. В 1973-м он вообще не выступал в «Ф-1», а в 1974-м появился в чемпионате уже в самом конце сезона. Конюшня «Парнелли», в составе которой Андретти и вернулся в «Ф-1», звезд с неба явно не хватала, так что еще через год пилот перебрался в «Лотус».

Вот тут-то все и началось. Поначалу «Лотус» 77 был довольно-таки хрупким созданием и ломался практически каждую гонку, однако во второй половине сезона Андретти несколько раз приехал в очки, дважды финишировал на подиуме, а заключительный этап сезона даже выиграл.

Но после той гонки на «Фудзи» больше говорили не о победе Марио, а о решении Лауды прекратить выступление и чемпионстве Джеймса Ханта.

Что было дальше?

Колин Чепмен создал «автомобиль-крыло», Андретти добился нескольких побед в 1977 году, а затем практически без проблем взял чемпионский титул в 1978-м. Весь мир знает Марио не только как чемпиона «Формулы-1», но просто очень успешного спортсмена, побеждавшего и в Европе, и за океаном, а также как основателя целой гоночной династии. Окончательное решение повесить шлем на гвоздь (а это произошло уже на седьмом десятке лет) Андретти принял после жуткой аварии, которая лишь чудом не закончилась плачевно.

3. Джек Брэбэм

Перерыв между победами: 5 лет, 10 месяцев, 19 дней (Португалия 1960 – Франция 1966)

Столь долгий перерыв между победами сэра Джека вызван вполне себе уважительными причинами. После того как Брэбэм выиграл два чемпионских титула за «Купер» и порядочно разругался с владельцами команды, он решил, что работать на чужого дядю – это не его. И основал собственную конюшню.

Сначала он покупал шасси «Лотус», затем создал собственный автомобиль, но побед не было до 1964 года – первую гонку команда Джека выиграла в Руане, но сделал это не сам Брэбэм, а Дэн Герни.

Сам Джек никак не мог выиграть еще два года, но на Гран-при Франции 1966 он все-таки привел свой автомобиль к финишной черте первым.

Что было дальше?

С этого момента австралийца «прорвало». После французского Гран-при он победил еще три раза подряд, что и позволило выиграть третий чемпионский титул. Джек стал первым в истории человеком, выигравшим чемпионат за рулем собственного автомобиля.

2. Брюс Макларен

Перерыв между победами: 6 лет и 6 дней (Монако 1962 – Бельгия 1968)

Несмотря на то, что новозеландец одержал всего четыре победы в карьере, его путь в «Формуле-1» немного напоминает тот, по которому прошел Брэбэм. Как и Джек, он выступал за «Купер» – в этой команде Брюс добился первых успехов. Однако затем, как и Брэбэм, Макларен покинул увядающую команду ради собственного дела. Разница лишь в том, что новозеландский гонщик основал свою команду значительно позже – в 1966 году. Два года он боролся с постоянно возникающими поломками, но в 1968-м, наконец-то, победил на этапе в Бельгии – в захватывающем заезде Брюс вышел в лидеры на последнем круге, после того как на машине Джеки Стюарта закончилось топливо.

Что было дальше?

В том же сезоне «Макларен» благодаря Дэнни Халму праздновал успехи в Италии и Канаде, а в 1969-м Брюс завершил сезон на третьем месте в личном зачете. Несмотря на то, что в 1970-м новозеландский гонщик погиб на тестах серии «Кан-Ам», его имя навсегда осталось в истории – компания «Макларен» добилась потрясающих успехов и сегодня является одной из самых известных в автоспорте.

1. Риккардо Патрезе

Перерыв между победами: 6 лет, 6 месяцев, 28 дней (Южная Африка 1983 – Сан-Марино 1990)

Фото: Fotobank/Getty Images/Pascal Rondeau

Долгое время итальянцу принадлежал еще один рекорд – по числу проведенных Гран-при, – однако и самый длинный перерыв между победами – это тоже внушительно.

В первые годы карьеры Патрезе считался чрезмерно агрессивным, высокомерным пилотом, часто попадающим в аварии, но все же его скорость привлекла внимание Берни Экклстоуна, и итальянец получил место в «Брэбэме». За два года выступлений бок о бок с Нельсоном Пике Риккардо лишь дважды выигрывал гонки, а затем отправился в «Альфа-Ромео», где продолжил попадать в различные неприятности. Возвращение в затухавший «Брэбэм» в 1986-м ничего пилоту не принесло, так что через год, в конце 1987-го, он направился в «Уильямс».

Время перехода в конюшню Фрэнка Уильямса и Патрика Хэда нельзя было назвать очень удачным – времена, когда британский коллектив побеждал, прошли: с моторов «Хонда» команда перешла на слабенькие двигатели «Джадд». Однако с 1989-го «Уильямс» начал работу с компанией «Рено», и это сотрудничество в конце концов вылилось в несколько чемпионских титулов в 90-х.

Впрочем, плоды успеха пожинали другие гонщики – Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсен на первых порах занимались лишь доводкой техники. Однако вкус побед ощутили и они: в 1989-м дважды выигрывал Бутсен, а в 1990-м пришла очередь Патрезе. На Гран-при Сан-Марино итальянец весь заезд был в тени конкурентов, но после того как все конкуренты по разным причинам самоустранились, Риккардо неожиданно возглавил пелотон и победил.

Что было дальше?

В 1991-м в «Уильямс» вернулся Найджел Мэнселл, быстро задвинувший Патрезе в тень (несмотря на то, что итальянец одержал еще две победы), и в 1992-м ситуация не изменилась – Риккардо по всем статьям проиграл напарнику, и тот без каких-либо проблем на лучшей машине в пелотоне стал чемпионом.

Завершал карьеру Патрезе в «Бенеттоне» – он добился двух подиумов в Британии и Венгрии, но в сравнении с Михаэлем Шумахером его результаты, конечно, оказались очень скромными.

Кто из активных пилотов в ближайшее время смог бы попасть в подобный список?

Фелипе Масса – последняя победа – 2 ноября 2008 года Хейкки Ковалайнен – последняя (и единственная) победа – 3 августа 2008 года Михаэль Шумахер – последняя победа – 1 октября 2006 года

Лучшие шансы, кажется, все-таки у Массы. Несмотря на то, что он давно не выигрывал, в его распоряжении болид «Феррари», регулярно занимающий высокие места. Правда, на победу в этом сезоне бразилец сможет рассчитывать только в том случае, если рядом не окажется Фернандо Алонсо.

Хейкки Ковалайнен выступает за более чем скромный «Катерхэм», для которого удачей будут хотя бы очки, не говоря уже о подиумах и победах, а форма «Мерседеса», кажется, не позволит Михаэлю Шумахеру повторить шанхайский результат Нико Росберга.

10 самых ярких прорывов в «Формуле-1»

7 самых грандиозных событий в истории Гран-при Монако

10 самых долгожданных побед в «Формуле-1»