Мегаконфликт в «Ред Булл» в острой фазе: отец Ферстаппена выдавливает бессменного шефа команды
Признаюсь: мне очень хотелось, чтобы скандал с руководителем «Ред Булл» Кристианом Хорнером завершился в прошедший четверг, сразу после обнародования вердикта корпоративного расследования. Да, возможно в этом кейсе не хватало прозрачности, однако открытие любых деталей уже перетекало во вторжение в личную жизнь – заходить же на эту территорию стыдно и низко. Именно поэтому, похоже, англоязычная профильная пресса очень аккуратно подходила к вопросу освещения истории в межсезонье.
Однако спустя сутки после вердикта случилась «утечка» архива с предполагаемой перепиской шефа гоночной команды, а затем заистерил Йос Ферстаппен, папа лучшего гонщика мира:
«Есть напряжение, пока Хорнер остается на своем месте. Команда под угрозой распада. Так дальше продолжаться не может. Все взорвется. Он строит из себя жертву, хотя сам создал проблемы».
Ирония момента в том, что с морализаторской речью выступил человек, неоднократно попадавший в сводки полицейских хроник за избиения подруг и отца (ну и, конечно, сложно забыть, что Йос поколачивал собственного сына в воспитательных целях). Впрочем, нередко наиболее яростными поборниками святости становятся самые закоренелые грешники.
Мне до последнего не хотелось верить, что Ферстаппену-старшему выгоден этот шум, хотя на это указывали все кусочки мозаики: главные подробности дела и переписки всплыли в нидерландском издании De Telegraaf, а первым человеком, ознакомившимся с «архивом» (задолго до его «слива» в сеть), был журналист Эрик ван Харен, известный плотной информационной работой с трехкратным чемпионом мира и его отцом.
Отдельно отмечу, что уверенный тон в февральской статье ван Харена о виновности Хорнера выглядел в лучшем случае непрофессионализмом – независимо от правдивости скриншотов, ни в одном расследовании и уж тем более в суде они не могут быть признаны доказательствами чего-либо (хотя бы потому, что переписку в мессенджерах легко подделать в фейковых чатах). Но, возможно, в De Telegraaf и не планировали верифицировать данные, потому что это не входило в их планы? – Источник получал столь необходимый ему шум вокруг Хорнера, а медиаиздание – просмотры.
Английские Daily Mail и The Telegraph пишут, что в пятницу Ферстаппен-старший был в бешенстве, а затем демонстративно пообщался с боссом «Мерседеса» Тото Вольффом и намекнул на возможный уход Макса из «Ред Булл» – «если придется». И даже если Йос действительно не стоял за раскручиванием скандала – его последние действия словно говорят об обратном: в моменте, когда шефа «быков» публично поддерживали жена Джери, президент ФИА Мохаммед бен Сулайем и даже мажоритарный владелец концерна «Ред Булл» Чалерм Ювидья (этот непубличный человек специально прилетел в Бахрейн и обнимал Хорнера перед камерами), Ферстаппен-старший вместо попытки занять примирительную позицию доводил напряжение до максимума агрессивными комментариями и открытым шантажом ухода к конкурентам.
Говорят, в окружении Хорнера уверены: именно Йос стоит за этой кампанией по дискредитации руководителя команды.
Но зачем? И какая Ферстаппену от этого выгода? Ведь уход Хорнера вряд ли пойдет на пользу «Ред Булл» – Кристиан не только поздравляет гонщиков после финиша по радио. Именно он выстроил победный коллектив, сумел привлечь гениального Эдриана Ньюи и дал тому полную творческую свободу. Чтобы вы понимали, насколько Ньюи комфортно работается с Хорнером – просто небольшой факт: в «Уильямсе» инженер проработал 6 лет, в «Макларене» – 9, в «Ред Булл» – уже 18. Далеко не каждый босс дал бы Эдриану возможность тихо отойти от дел и заняться мечтой по созданию серийного автомобиля (почитайте эту интересную историю), а затем без проблем вернуться.
Почему же Йос так хочет, чтобы Хорнер ушел? Явных и открытых причин не видно, поэтому можно лишь предполагать. Не исключено, что проистекают они из событий 2022 года, когда после начальных гонок у Макса возникли серьезные трудности в работе с машиной и он не почувствовал полной поддержки команды.
В тот момент сработала гиперопека обеспокоенного отца – в дни Гран-при Монако Ферстаппен-старший обрушился на «Ред Булл» с жесткой критикой и написал колонку в De Telegraaf, в которой недвусмысленно дал понять, что коллектив должен больше работать ради успехов его сына, в том числе второй пилот – которого Хорнер постоянно поддерживает публично. Легко представить, что статьей история не ограничилась и импульсивный Йос добавил шефу команды что-то в приватном разговоре, а острый на язык Кристиан не менее жестко ответил. Могло бы хватить такой искры, чтобы стороны начали откровенно враждовать, особенно если помнить о склонности обоих не забывать обиды? В такой ситуации для Ферстаппена-старшего Хорнер может выглядеть последней преградой, мешающей окончательной трансформации «Ред Булл Рейсинг» в «Ферстаппен Рейсинг» – и тогда становится понятной неуемное желание выдавить соперника из коллектива.
В паддоке говорят о более прозаичных вещах – дело как всегда в деньгах: Йос считает, что Макс должен получать больше, но опцию по изменению контракта (который длится до 2028 года) можно активировать только в том случае, если коллектив покинет ключевая фигура вроде Хорнера. Лишь в подобном случае у Макса появится возможность перезаключить соглашение на более выгодных условиях.
Какой бы ни была истинная причина конфликта – очевидно, что крепко заморозить его уже не удастся и отношения между воюющими сторонами не наладятся: оба участника будут отравлять жизнь друг другу до той поры, пока один из них не покинет боксы «Ред Булл».
А вот другие тексты – уже о гонках
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson
При всем уважении, без сына его к паддокам и на пушечный выстрел не подпустили бы.
А его ментальные игры и манипуляции попахивают не стремлением чем-то помочь сыну, а комплексами и желанием что-то доказать формуле.
На месте «большого» Рэд Булла (чтобы не подставлять руководителей гоночной команды) я бы выдал приказ - не допускать родственников гонщиков в паддок до конца сезона. И заодно напоминание, что публичные комментарии вредят имиджу компании.
Глядишь, и поутихнет все.
РБ легко найдёт человека, который на машине Ньюи будет выигрывать
1. самый успешный босс Ф1, который почти с нуля построил команду и удерживает её на вершине 15 лет, идя к восьмому титулу с разными гонщиками.
2. истерик, а возможно, и психопат, единственное достижение которого - сын-чемпион.
разбирательство над Хорнером уже закончилось, он имеет поддержку хозяев Ред Булла и ФИА. никто серьёзный из мира Ф1 уже не вспоминает про эту историю. Ред Булл начал с победного дубля.
зачем Ред Буллу с его самовозкой платить ещё больше денег Ферзю, избавляясь от главного творца успехов Хорнера, если легче пнуть Йоса? если Макс захочет, он вполне может проследовать за батей. только вот куда? в Мерседес? скатертью дорога.
А вот построить чемпионскую машину на 2026 год без Ньюи будет гораздо труднее.
После смерти Матешица в те дела, которые традиционно вел он лично, стали заходить тайские владельцы РБ, которые раньше сидели тихо и получали результат от работы очень успешного и талантливого в бизнесе австрийца . Если так пойдет и дальше, то их много откуда выдавят, а что такое случайные владельцы из Азии, многие уже убедились на примерах британского футбола. А это в том числе и сфера гонок.
Хорнер сделал ставку на тайцев в этой борьбе, тогда команда уйдет под его единоличный контроль. Тайцам, кстати, в силу менталитета даже секс-скандал показался незначительным. Притащил даже свою Джинджер Спайс, с которой, по слухам, уж пару лет живет раздельно. За Хорнера и Сулайем вписался. Все связи вылезут наружу:)
За Матешицев, как я понимаю, Марко и Ферстаппены. И те, кстати, понимают, что поскольку РБ - продукт маркетинговый, себестоимость там мизерная, кормовой таурин, кстати - отход со скотобоен, входит в корм для животных и продается в мешках, для успокоения публики часто пишут о синтетическом таурине, но там выход реакции плохой, только для фарминдустрии и исследований такой применяют. Понятно, что устроить разнос такой компании в прессе - элементарно. Поэтому им нужно держать репутацию на американском и европейском рынках любой ценой. Естественно, австрийцы и голландцы это понимают, а тайцы - нет.
Разделить компанию с акциями 51 на 49 невозможно, но если тайцы подставятся под скандал и покажут себя деревенщиной, шанс у Матешицев есть. Вот оттуда и надо плясать.
Скандал интересный, надо смотреть.