13 мин.

Самые русские команды в истории НХЛ

Пока Стиви Айзерман коллекционирует для своей «Тампа-Бэй» талантливую российскую молодежь, блог «Эпицентр» перечисляет другие попытки клубов НХЛ собрать у себя большие группы наших соотечественников.

Останется ли «Вашингтон» русским? Фото: Fotobank/Getty Images/Greg Flume

«Виннипег» – 1992/93. Сергей Баутин, Анатолий Федотов, Игорь Уланов, Евгений Давыдов, Алексей Жамнов

Джим Девеллано, Кен Холланд и Скотти Боумэн – не первые, кто решились собрать в одном клубе НХЛ не два, не три, а целую пятерку хоккеистов из России/Советского Союза. Генменеджер «Джетс» Майк Смит, тот самый, что в 1990-м пристроил в киевском «Соколе» Тодда Харджи, не боясь братков с обрезами под длинными плащами, принялся перетаскивать в Виннипег не успевших уехать из развалившейся страны талантов с красными паспортами. Неудачный опыт Сергея Харина, не сумевшего адаптироваться к заокеанским скоростям, его, Смита, только раззадорил. Он принялся коллекционировать российских спортсменов, словно диковинных для американцев матрешек. Вслед за Хариным в лиге дебютировали Уланов и Давыдов, а осенью 1992-го в распоряжении тренеров «Джетс» было уже 5 игроков, совсем недавно выступавших в союзной лиге. Права на еще десятерых были резервированы на драфте.

Представить квинтет легионеров широкой публике «реактивщикам» удалось в январе 1993-го. В домашней победе над «Ойлерс» поучаствовали Сергей Баутин, Евгений Давыдов, Анатолий Федотов, Игорь Уланов и Алексей Жамнов, набравшие 7 (3+4) очков. «Клондайк! Я нашел золотую жилу!» – наверное, подумал тогда Смит, но собраться в том же составе канадский клуб больше не смог. Федотов на следующий вечер после игры был дисквалифицирован за отсутствие контракта, затем во «Флориду» был обменян Давыдов.

По пять россиян было в «Виннипеге»/«Финиксе» и в сезонах-1993/94, 1995/96, но в день единственного матча Яна Каминского за «Джетс» приболел Жамнов, а когда «Койотс» вызвали из фарма Гусманова, Алексей лечил травмированное колено.

«Сан-Хосе» – 1994/95. Илья Бякин, Вячеслав Буцаев, Виктор Козлов, Игорь Ларионов, Сергей Макаров, Андрей Назаров

Еще дальше Смита пошел джиэм «Шаркс» Чак Грилло, который на четвертый год существования клуба собрал в Калифорнии полдюжины россиян, а вдобавок к ним еще и латышей Ирбе с Озолиньшем. К Макарову и Ларионову, ушатавшим в плей-офф-1994 сильный «Детройт», был добавлен Виктор Козлов, больше игрового времени получал Андрей Назаров, продолжил бороться за место в основе Вячеслав Буцаев, а шестым стал Илья Бякин, блеснувший в дебютном сезоне за «Эдмонтон». В тренерском штабе команды нашлось место для Василия Тихонова, так что тогдашнего главного «акул» Кевина Константина можно смело звать в КХЛ и не думать о языковом барьере.

Впрочем, от такой русификации «Сан-Хосе» выгадал немного. Молодежь большую часть сезона пролечилась, а когда играла – делала это на недостаточном для НХЛ уровне. Бякин, заглянувший на время локаута в Екатеринбург, вернулся в США с серьезным ушибом почки. Попасть в заявку на матч вшестером россиянам не удалось, да и впятером они провели всего одну встречу. 10 февраля 1995-го «Шаркс» (не вышел только Козлов), несмотря на гол Буцаева, драку Назарова и 15 штрафных минут Макарова, были разгромилены «Эдмонтоном» со счетом 1:5. В плей-офф стабильно играли только Ларионов, Макаров и «Грязный Наз».

Любопытно и вот еще что. По данным Mercury News, том сезоне сразу три игрока «Сан-Хосе» попались за вождением автомобиля в нетрезвом состоянии. Национальности двух из них угадать несложно.

«Детройт»-1995/97. Вячеслав Фетисов, Владимир Константинов, Сергей Федоров, Игорь Ларионов, Вячеслав Козлов

История формирования «Русской пятерки», а также ее распада, не нова и вряд ли нуждается в подробном повторении. Организация побега Сергея Федорова, выкуп Владимира Константинова у российской армии, где за 50 тысяч долларов в личное дело игрока вписали диагноз «рак», еще одна взятка в 25 тысяч долларов и подделка документов Вячеслава Козлова, приходившего в себя после серьезной автомобильной аварии и смерти друга. И, наконец, приобретение Вячеслава Фетисова у «Девилс» и чудовищно нелогичный, на первый взгляд, обмен снайпера Рэя Шеппарда (150 голов за 4 сезона в «Ред Уингс») на 34-летнего Игоря Ларионова, в разговорах о которых все чаще слышались слова «экс». Каждому элементу, из которых, в итоге, была собрана невиданной красоты картина, можно посвятить отдельный материал.

В первом же матче против «Калгари» новое сочетание забило два гола – отличились Козлов и Ларионов, в первом сезоне – помогло «Детройту» установить рекорд НХЛ с 62 регулярными победами, в первом полноценном сезоне (1996/97) – выиграло Кубок Стэнли, уничтожив в финале «Филадельфию» Линдроса (4-0). Весной 1998-го место Константинова по известной причине занял Дмитрий Миронов, отбастовался Федоров, и «Ред Уингс» еще раз победили в плей-офф.

Последняя версия именно русской пятерки (Голубовский, Юрий Буцаев, Федоров, Ларионов, Козлов) успехов не снискала – поражение в четвертьфинале плей-офф-2000, но смешанный вариант с Дацюком, сменившим Козлова, и гревшим лавку казахстанцем Кузнецовым принес «красным крыльям» Кубок Стэнли-2002.

«Питтсбург»-1998/99. Герман Титов, Максим Галанов, Дарюс Каспарайтис, Алексей Морозов, Алексей Ковалев

Наблюдая за тем, как сходят с ума по Малкину болельщики «Пенгвинс», даже не верится, что до середины 90-х российских хоккеистов в команде из Питтсбурга не очень-то жаловали. Первопроходцами стали Дмитрий Миронов и Сергей Зубов, примерившие форму в 1995-м – это, на секундочку, спустя почти пять лет после начала массовых переселений игроков на Запад притом, что в Москве велось активное сотрудничество с ЦСКА. Тогда же генменеджер черно-золотых Крэйг Патрик выбрал Алексея Морозова под общим 24-м номером, задрафтовав в общей сложности четырех россиян (Белов, Воронов, Колкунов), и пошло-поехало.

В 1996-м на смену Зубова и Миронова пришел Каспарайтис, следующим летом к команде присоединился Морозов, путем нехитрого трейда был получен центрфорвард Герман Титов (Кен Регетт и Дэйв Рош), на драфте отказов «Рейнджерс» подобран Галанов, а 26-го ноября 1998-го после обмена с участием пятерых хоккеистов в «Питтсбурге» появился Ковалев. Через несколько дней дружная компания соотечественников в полном составе сыграла в матче с «Анахаймом», а в ряде следующих встреч Кевин Константин (ну а кто еще мог справиться с таким количеством русских) выпускал их на лед одновременно.

Впрочем, тренерский эксперимент надолго не затянулся, и в отличие от «Детройта» успешным стал лишь с долей условности. «Питтсбург» проиграл в четвертьфинале плей-офф «Торонто», той же весной Галанов ушел в «Атланту», после чего по разным причинам стали расползаться остальные. Перед дэдлайном 2000-го был обменян Герман Титов, в 2002-м та же участь ждала Каспарайтиса, а в 2003-м «пингвины» вернули «Рейнджерс» Ковалева.

«Торонто»-1998/00. Игорь Королев, Даниил Марков, Сергей Березин, Александр Карповцев, Дмитрий Юшкевич

В середине 90-х, не иначе, как под впечатлением от побед «Ред Уингс», на русских начали заглядываться и в «Мэйпл Лифс». Пример Николая Борщевского доказывал, что за сравнительно скромные деньги можно получить игрока очень и очень высокого класса, да и Дмитрий Миронов, обменянный в свое время на самого Ларри Мерфи, погоды в «Торонто» совсем не испортил. Скауты клуба разглядели в 9-м и 10-м раундах драфта Даниила Маркова (спасибо Вайсфельду) и Сергея Березина соответственно, а остальную работу сделали Клифф Флетчер и Пэт Куинн, заполучившие Юшкевича, Карповцева и Игоря Королева через обмены и рынок свободных агентов.

Выйти на площадку в одном звене по объяснимым причинам – играть в три защитника в равных составах все-таки нонсенс – им не удалось, но каждый из россиян провел не менее 50 матчей и показал неплохую результативность. Березин в том сезоне забил рекордные в карьере 37 голов, Карповцев завершил чемпионат с показателем полезности «плюс 38», 47 очков набрал Королев. Для «Мэйпл Лифс» это сотрудничество стало выгодным не только в плане результата – канадцы скакнули с шестого места в дивизионе до финала Восточной конференции, но и в плане финансов. Суммарная зарплата всей пятерки за сезон была ниже, чем у одного Кертиса Джозефа (5,5 млн.).

А распалась она почти так же быстро, как и собралась. За обменом Карповцева в октябре 2000-го вскоре последовали другие – Березина и Маркова в «Финикс», Королева в «БлэкХокс» летом 2001-го, а Юшкевича во «Флориду» в 2002-м. Дону Черри задышалось спокойнее.

«Чикаго»-2002/03 Александр Карповцев, Игорь Королев, Игорь Радулов, Андрей Николишин, Сергей Березин, Алексей Жамнов, Борис Миронов

В июле 1989-го владелец «Чикаго» Билл Уирц вдруг выдал следующее: «Этих «Советов» в моей команде не будет. Они хотят разузнать все про нашу систему, а потом вернуться в Союз и передать знания молодежи. Поэтому они и посылают нам ветеранов – Макарова, Крутова, Ларионова и Фетисова. Мы лучше будем продвигать своих юниоров». Мужик сказал – мужик сделал. Весь 1991-й «индейцы» гонялись за Игорем Кравчуком, уговаривая ЦСКА продать защитника, в 1992-м два из трех первых драфт-пиков были потрачены на Кривокрасова (№12) и Климовича (№41). В 1996-м за Алексея Жамнова был отдан сам Джереми Реник, а в начале 2000-х раздевалка «Чикаго» по количеству русскоговорящих не уступала московскому «Динамо». Что, в общем, не удивительно, ведь генменеджером «БлэкХокс» к тому моменту стал уже знакомый нам Майк Смит. В сезоне-2002/03 чикагцы задействовали аж 7 российских игроков, причем в ноябре в заявке команды на матч стабильно находились шестеро – Березин, Карповцев, Королев, Миронов, Жамнов и Николишин.

Толку, скажем прямо, было немного. Сочетание экс-динамовцев хорошо смотрелось на бумаге, но не на площадке. Захандрил Борис Миронов, который, не ужившись с Брайаном Саттером, потребовал обмен, травмировались Карповцев и Николишин. Последний в интервью «Спорт-Экспрессу» позже все объяснит: «За 10 лет выступлений в НХЛ мне еще не приходилось видеть такого разрозненного коллектива, как в «Блэкхокс»! Он был разделен на несколько группировок. На молодых – Арнасон, Белл, Колдер, русских – Жамнов, Карповцев, Березин, я и Миронов, франкоязычных – Тибо, Салливан, Дазе. Все ходили сами по себе, единой команды не было». На следующий год Смит был отправлен в отставку, а Павел Воробьев и вовсе уехал из Чикаго со словами «там наших не любят».

«Рейнджерс» – 2002/03. Каспарайтис, Владимир Малахов, Борис Миронов, Павел Буре, Алексей Ковалев, Роман Ляшенко

Если предположить, что Миронов убежал из «Чикаго» не из-за тренера, а из-за переизбытка общения с соотечественниками (не, ну всякое бывает после 10 лет жизни в США), то обмен в «Рейнджерс» его должен был добить. В Нью-Йорке Бориса ждали Павел Буре, Дарюс Каспарайтис, Владимир Малахов и Роман Ляшенко, к которым перед дэдлайном присоединился снайпер Алексей Ковалев. Молодому ярославцу пришлось довольствоваться игрой за фарм-клуб, а вот пятерка дорогостоящих звезд до последнего грызлась с «Айлендерс» за восьмую путевку в плей-офф от Востока. Не получилось. В очной встрече за неделю до конца чемпионата у «островитян» блеснула тройка Эшем – Яшин – Кваша, которая подложила червяка богатеям из Большого Яблока.

В предлокаутном сезоне в составе «Рейнджерс» также было пять россиян, но из-за травмы Каспарайтиса в заявку на матч одновременно попадали в лучшем случае четверо.

«Флорида»-2002/03. Игорь Уланов, Игорь Кравчук, Дмитрий Юшкевич, Валерий Буре, Виктор Козлов, Иван Новосельцев, Денис Швидкий

Но их переплюнули «Пантерс», и, что интересно, в том же сезоне. После переезда Павла Буре в «Рейнджерс» число русских игроков в Майами не сократилось – оно возросло. Будто менеджеры клуба пытались восполнить потерю забивной «десятки» не качеством, а количеством. Если при Павле в основной состав «кошек» пробивались в лучшем случае по три-четыре россиянина (да еще какие: Козлов, Ларионов, Кваша, Шталенков), то в его отсутствии тренерам «Флориды» приходилось чаще доверять куда менее мастеровитым Новосельцеву и Швидкому.

В первом же матче сезона-2002/03 Майк Кинэн дал сыграть пятерым (плюс Юшкевич, Валерий Буре и Козлов), а через недельку добавил к ним еще и Игоря Уланова. Куда там «Детройту»… Жаль, что Кравчук присоединился к южанам только в конце регулярки, когда большая часть наших была обменяна. Был бы рекорд.

«Анахайм»-2003/04 – Илья Брызгалов, Сергей Федоров, Виталий Вишневский, Петр Счастливый, Алексей Смирнов, Станислав Чистов

Упоминания заслуживает и «Анахайм», пусть и с маленькой оговорочкой. Колонии из 5-6 российских хоккеистов собирались в «Дакс» сразу несколько раз – в сезонах-1993/94 (Бец, Семенов, Федотов, Шталенков, Касатонов), 1995/96 (Твердовский, Карпов, Оксюта, Семенов, Буцаев, Шталенков), 1996/1997 (Шталенков, Карпов, Миронов, Цулыгин, Оксюта) и 2001/02 (Брызгалов, Твердовский, Вишневский, Кривокрасов, Титов) – но сыграть или хотя бы попасть в заявку всем скопом им ни разу не удавалось. Это получилось бы у «Анахайма»-2003, будь Гербер и Жигер хоть чуточку хуже пылившего в АХЛ Брызгалова. В октябре 2003-го на матч с «Далласом» Бэбкок включил в состав Смирнова, Чистова, Федорова и Вишневского. Наличием родившихся в Союзе Руслана Салея с Сандисом Озолиньшем одного недостающего человека можно компенсировать.

С тех самых пор русских хоккеистов на родине Диснейлейда почему-то очень-то жалуют. С 2002-го «утки» выбрали на драфте только Игоря Бобкова, а когда за «Анахайм» играл кто-то из нащих соотечественников, сходу и не вспомнишь. Брызгалов что ли?

«Нью-Джерси» – 2005-06. Александр Суглобов, Александр Могильный, Владимир Малахов, Виктор Козлов, Сергей Брылин

Русская пара защитников (Фетисов – Касатонов) была у «Девилс» еще в 1990-м, русская тройка (Могильный – Брылин – Немчинов) неплохо зарекомендовала себя в начале 2000-х, а то, что можно назвать пятеркой, появилось только после второго локаута. 17 декабря 2005-го в гостевой встрече против «Каролины» коуч «дьяволов» Ларри Робинсон дал поиграть всем своим легионерам, выпустив из запаса вызванного из фарма Александра Суглобова. Новичок не подвел, забив единственный гол «Нью-Джерси» в матче, но постоянного места в основе ему это не принесло. Более того, та игра стала прощальной для Владимира Малахова в НХЛ, с которым оперативно разорвали контракт; в отставку был отправлен Робинсон, а еще через две недели на драфт отказов выставили Могильного. Чистку пережили только Брылин и Козлов, да и тот в клубе не задержался.

«Вашингтон»-2008/09. Александр Овечкин, Александр Семин, Виктор Козлов, Сергей Федоров, Семен Варламов

Последняя на сегодняшний день попытка построить команду, в основе которой была бы группа игроков из России. Ее первым кирпичиком в 2005-м стал вундеркинд Овечкин, спустя год к нему присоединился забастовщик Семин. На укрепление фундамента были брошены опытные Федоров и Козлов, а вратарь Семен Варламов, появившись в «Кэпиталс» позднее всех, своим присутствием разбавил группу форвардов-весельчаков. В декабре 2008-го они впервые сыграли все вместе, победив «Монреаль», а всего в 17 матчах с русской «пятеркой» в составе «Вашингтон» потерпел лишь пять поражений в основное время.

Что было дальше – хорошо известно. Козлов и Федоров отправились зарабатывать на старость в КХЛ, Варламов уже в Денвере, а Семин может оставить «столичных» со дня на день. В резервах у Макфи хватит материала на создание еще одной русской бригады, но когда ж Кузнецов, Кугрышев, Костенко и Галиев приедут к Овечкину и Орлову? Да и приедут ли вообще.

«Тампа-Бэй»-20??. Задрафтованы: Владислав Наместников, Никита Кучеров, Никита Нестеров, Никита Гусев, Андрей Василевский.

По 5 российских игроков было в составах «Ванкувера»-1997 (Буре, Наместников, Семак, Могильный, Немчинов), «Эдмонтона»-1999 (Шталенков, Воробьев, Миронов, Селиванов, Коваленко), «Калгари»-2000 (Торгаев, Кривокрасов, Буре, Сапрыкин, Назаров), «Вашингтон»-2000 (Гончар, Тезиков, Николишин, Миронов, Волчков), 7 – в «Тампа-Бэй»-2001 (Хабибулин, Константинов, Галанов, Гусев, Зюзин, Афанасенков, Харитонов), но их не выпустили впятером хотя бы в одном матче.