Ножик в тумане
''Впервые за шесть последних лет Россия может попасть в финальную часть главных футбольных турниров. Если выиграет у Югославии или даже сыграет вничью. Почти без разницы. Можно не сомневаться, что команда Олега Романцева отдаст все силы, чтобы достичь нужного результата. Для большинства футболистов нынешнего состава это последний шанс принять участие в финальной части чемпионата мира. Странность момента заключается только в том, что от того, как сыграют Карпин, Мостовой и Онопко, результат игры зависит мало. Наша судьба -- в руках соперника. Сборная России встречается с самой непредсказуемой и самой неуправляемой футбольной командой Европы. Что она выкинет на этот раз -- Бог знает. Но скорее -- черт. Югославия сегодня -- это чертовски опасная команда.
Югославия -- команда русской мечты. Шум пьяной свадьбы и ярость благородная, религиозное вдохновение и безбожная лень, душа нараспашку и ножик за пазухой, молитва в соборе и брань на кухне коммунальной квартиры -- это Россия какой она себя хочет видеть, какой она себя хочет любить и ненавидеть. Но какой она никогда не была. В футболе -- уж точно. Сборная России до сих пор не давала своим болельщикам весомых поводов для любви и ненависти. Югославия же неизбежно пробуждает даже в самом равнодушном зрителе сильные чувства. В футболе -- уж точно.
Поэтому нет ничего смешнее, чем рассуждать о сегодняшней игре в рациональных терминах футбольной тактики. То, что происходит с югославской сборной последние 12 месяцев, описывается так -- подвох и облом. Такая вот тактика. Первый и самый главный облом с югославами случился на Евро-2000. Все, что последовало за ним, -- его проекция, облом, уходящий в мрачную бесконечность. Что бы ни говорили моралисты, великие футбольные турниры для сборных -- это прежде всего ярмарки тщеславия. Единственная возможность в эпоху запрета на дуэли и бессилия холодного и огнестрельного оружия переписать старинное представление о твоем народе, полное злонамеренных искажений заезжих летописцев, или отомстить на зеленом поле давнюю обиду, нанесенную на поле, красном от крови солдат.
Явление сербской делегации на Евро-2000 в этом смысле вышло шокирующим. Можно даже сказать, что ключевой спор мировой политики 99-го года разрешился именно на зеленых лужайках Голландии и Бельгии. Глядя на сборную Югославии, решительно ничего нельзя было возразить ястребам из Пентагона. Этих ребят действительно можно усмирить только бомбами. Сиэнэновский портрет злобного гопника, поджигающего дома кротких албанцев, был не только не переписан, но и низведен до жанра злобной карикатуры. Как если бы ее нарисовали Кукрыниксы или Б. Ефимов. На европейский парад футбольных наций югославская команда приехала, кажется, только с одной целью -- устроить дебош.
Дебош получился отменным. Уже после первого матча тренер норвежцев Семб, обычно хмурый, как Северное море, исходил сарказмом: "Поздравляю сборную Югославии с победой и с тем, что она установила мировой рекорд по количеству симуляций". Во втором матче югославам удалось втянуть самый цивилизованный народ СФРЮ -- словенцев -- в дурацкую игру, напоминавшую поддавки. Югославы отыгрались со счета 0:3, играя в меньшинстве. Потом был матч с Испанией, о котором чем больше думаешь, тем больше убеждаешься в том, что это был великолепно разыгранный фарс в духе Кустурицы с заранее оговоренным за богатым столом под пиликанье цыганских скрипок исходом.
Звучавшая нестерпимо громко, так что все жители окрестных домов повскакивали с диванов и прилипли к окнам, югославская песенка смолкла в один миг. Просто во двор вышел здоровый детина с кулаками и ногами Патрика Клюйверта и четырьмя ударами заставил шпану глотать золотые фиксы и вернуться домой в свою коммунальную кухню. Оттуда вот уже 10 месяцев доносится шумная возня и брань.
На место старого и усталого директора дома для трудных подростков Вуядина Бошкова водрузился Илия Петкович, ставленник президента федерации футбола. Потом свергли Милошевича и стали разбираться с теми, кто с ним ручкался. Милошевич следил за футболом. Поэтому Петковичу пришлось уходить в отставку вместе с президентом федерации из соображений солидарности. Потом был Джорич -- безвестный тренер и истинный серб. За три месяца он успел отцепить от сборной Стойковича и разругаться вдрызг с Ковачевичем, Милошевичем, Миятовичем, Кежманом и Станковичем. То есть почти со всеми игроками мирового класса сербской и черногорской национальностей. Нужно было решать: либо сборная остается с Джоричем, но без игроков, либо -- с игроками, но без Джорича.
На месте отрубленной головы Джорича выросло сразу три -- Деяна Савичевича по прозвищу Гений, Ивана Чурчича, президента белградского клуба "Партизан", реального мужика и друга футболистов, и все того же Бошкова -- такого почтенного, такого усталого от всего этого бесконечного бардака. Но отказать тем, кто просил, у Бошкова, видимо, не было сил. Это бредовое чудище зовется "консультативным тренерским советом" и приходится спиритическим родственником знаменитому советскому триумвирату -- Лобановский, Бесков, Ахалкаци, который вел сборную СССР к победам на испанских полях в 82-м году.Дальше отступать некуда. Дальше -- забвение и уже ничем не отменимое проклятие. Незачем ругаться, незачем просить пенальти, незачем бить сзади по ногам и хватать за то, что в трусах, -- никому это больше не интересно. Никто не поверит, как скучно жить, не притворяясь. Как ты любил свою несчастную и прекрасную родину. Каким ты был великим и ужасным игроком.
Нам повезло с югославами в апреле. Нам будет очень трудно с ними сейчас, потому что сегодня в мире нет команды, которая хотела бы выиграть так же сильно, как Югославия.
Ориентировочные составы
Россия: Нигматулин - Ковтун, Онопко, Дроздов, Никифоров - Смертин, Аленичев, Титов, Карпин - Мостовой - Федьков
Югославия: Илич - Джукич, Михайлович, Миркович - Томич, Югович, Друлович, Станкович - Миятович, Кежман, Милошевич