Спартаковский футбол в его современном понимании
''Обозреватель отдела спорта ГАЗЕТЫ комментирует матчи чемпионата Европы в Португалии и отвечает на ваши вопросы в Интернете. На его конференцию можно попасть с первой страницы сайта
. Выдержки из этих бесед регулярно публикуются в ГАЗЕТЕ во время Евро-2004.
СЕРГЕЙ ФАСТОВ: Ярцев испугался! Не тех поставил! Ваше мнение?
О страхе Ярцева говорить не приходится. Ярцев недостаточно долго работает с командой, чтобы она была адекватна его руке. Команда остается собранием игроков, и одно решение тащит за собой другое. Если играет один, значит, партнером его должен быть другой. Пройдет время, полгода-год, и будет по-другому. Будет более проработанное лицо, более основательный стиль сборной. Она наиграется. И тогда будет нормальная взаимосвязь между тренерским решением и его последствиями - не тактика под игрока (что всегда вынужденно или ситуативно), а игрок под тактику.
PETER: Могли бы вы подробнее расписать, в чем конкретно заключается стиль российской сборной?
Контроль мяча. Короткий пас. Активные (в проекте) фланги. В общем, то, что мы называем спартаковским футболом. В его современном понимании. Надо воспринимать эпитет "спартаковский" не как принадлежность к клубу или конкретному отрезку истории. Это просто синоним сыгранности футболистов в сочетании с достаточно высокой техникой. В этом смысле и Кириченко - достаточно спартаковский игрок, и Аршавин с Кержаковым. Элементы такой игры есть в любой команде, где есть техничные, импровизирующие игроки. Для постановки этой игры в сборной осталась доводка, отдельные акценты. Убежден.
MIRSAD: Мне показалось, что если в первой половине мы проигрывали испанцам в движении, то во втором просто встали.
Я тоже не очень понял природу такого казуса. На самом деле ведь в нашей сборной главные игроки - Мостовой, Аленичев, Смертин. Они играют в Европе, хоть у Мостового и не было, впрочем, страшно изнурительного графика. Это стоит учесть.
АЛЕКСАНДР М.: Прокомментируйте, пожалуйста, слова Мостового в интервью испанской радиостанции: "Не думаю, что испанцам приходилось так вкалывать на тренировках накануне турнира, как нам. Я очень расстроен всем этим и не думаю, что нам теперь удастся выйти из группы". Мне кажется, за такое надо штрафовать.
Такие слова как раз показатель нормального климата в сборной. У опытного игрока, каким является Мостовой, есть точка зрения на тренировочный процесс. И если вы последите внимательно за высказываниями очень многих лидеров очень многих европейских команд, вы там порой услышите и не такие замечания в тренерский адрес. Ничего антипатриотического Мостовой не говорил. Тема не стоит выеденного яйца.
PAB: Надо было делать ставки на наигранные клубные связки. Это дало бы шанс. А то вышел Радимов, а что с мячом делать - не знал.
Вы правы, но - в частности. Связки есть, но ведь из них команду еще предстоит составить. Как и если бы речь шла о совершенно отдельных игроках; вы просто укрупнили единицу измерения. Вот, к примеру: нельзя было не обратить внимания, что Ярцев рассматривает вариант игры в середине поля со связкой Радимов - Быстров. Не случайно он вместе их отправил в сборную легионеров в товарищеском матче и Радимов искал на поле только Быстрова. И находил: Быстрик забил. Точно такая же связка играла в двусторонке сборной, причем в команде с основной линией защиты против основной группы атаки. И после всего этого их нет в составе. Почему? Чем-то не устроила. Возможно, Радимов не справился с разрушением или еще с чем-то (мы ведь видели, что и сыграл он в итоге не лучшим образом), возможно, еще что-нибудь. Мало ведь поставить Быстрова вместо Гусева; надо, чтобы ему было кому правильно отдать мяч. Не утверждаю, что этого не может сделать Мостовой, но Радимов знает лучше - Мостовой с Быстровым сыграл вместе в лучшем случае тайм. И в пару к Быстрову тоже другой форвард нужен.
В конце концов по сумме факторов выбирают не Радимова, а Алдонина. Не Быстрова, а Гусева. Неважно, какой выбор состоялся раньше; моя задача сейчас - показать всю сложность и многоаспектность этих связей. Связей в связках, так сказать. Следовательно, в атаке возникает Булыкин, поскольку Гусева игра - это проход и подача.
Смотрите дальше: перерыв. Связка не работает. Как ввести в игру иное звено? Надо три замены. Три! А разве это возможно - в перерыве исчерпать весь лимит замен, тем более что нет и не может быть никакой уверенности в том, что новая связка сработает идеально?
ИВАН ЗУБАРЕВ: Как вы считаете, кто из защитников был у нас лучшим?
Не вижу особенного смысла выделять кого-то из защитников. Тут стоит поговорить о линии в целом. Конечно, многовато проблем приходится решать с помощью тактического фола - но все это делалось своевременно. Конечно, крайним игрокам надо было побольше поддерживать атаку, но они старались избегать риска, и это понятно и профессионально, и по-человечески. Я выделил бы Смертина. Мегаигрок.
АЛЕКСАНДР М.: Кажется ли вам целесообразным перевод еще одного опорника (Алдонина) в центр обороны или это перегиб?
Еще одного опорника у нас нет. Ни чтобы сыграть на месте опорника, ни чтобы переводить его в центр обороны. На самом деле не стоит искать сложные решения, должны быть простые. Допустим, переведем мы Алдонина в центр обороны - и потеряем его на его собственном, алдонинском месте. Точно так же, как с травмами Онопко и Игнашевича. Мы же потеряли с ними не двух, а ТРЕХ игроков: еще и Смертина, который теперь не может играть на своем природном месте. И от этого плюсов совсем мало. Вот и сейчас. Не будет играть Шаронов. Ну, к примеру, вспомним мы, что в центре может прилично сыграть Сенников. Неплохой, кстати, вариант. Но тогда сразу следующие перестановки происходят: Евсеев переходит налево, потому что слева больше некому играть, а Анюков - направо. И мы получаем вместо одной ТРИ перестановки в обороне. Это не придаст ей сыгранности и уверенности. Выбыл Шаронов - будет играть Бугаев. В любом случае другое решение будет серьезным риском, идти или не идти на который, решит только главный тренер, который владеет всей ситуацией.
TT: Что скажете о заменах Ярцева?
Тяжело оперировать заменами в команде, которая недостаточно сбалансирована. Я вам отвечу иносказательно. Вот почему у Саеса такие отличные замены? Потому, что сборная Испании двенадцать лет играет по одной и той же тактической схеме. Модернизируемой, но тем не менее одной. Потому, что в назначении тренеров просматривается преемственность. Причем как от человека к человеку, так и в карьере лично Саеса - от молодежной сборной, в которой он добился огромных успехов, к первой. Вот поэтому он очень точно знает, что может тот или иной игрок. Поэтому игрок выходит на поле и отлично знает, что ему делать. Это устоялось, это живет, за тренером - нюансы. И недопущение ошибок.
На нашем же тренере - функции мессии. Приди, спаси... Спас? А ну-ка, сделай нас теперь чемпионами. Не можешь...
МАКСИМ: Проиграли мы еще до того, как вышли на поле.
Мы проиграли потому, что с нашей командой уже несколько лет никто не работал систематически. Сперва это был Романцев, который - и это не вина его, а беда - постепенно угасал как тренер. Потом был Газзаев - это слишком недавний и слишком памятный пример. Ярцев работает со сборной очень последовательно, весьма результативно. Матч с испанцами - абсолютно лучшая игра сборной во всех финальных турнирах за последние десять, а то и больше лет. Идет работа. Долой панические настроения. Если вы считаете, что команда, у которой есть Аленичев и Мостовой, проигрывает кому-то интеллектуально... Видимо, вы просто не все учитываете. Наверное, у вас здорово плохое настроение. А знаете, почему оно у вас плохое? Вы видели игру, в которой у нас были шансы на победу. Против очень, очень сильной команды. И вы воспринимаете эти шансы как должное и расстраиваетесь, что победа не пришла; а между тем как раз это и есть достижение. Такого с нами не бывало давно.