12 мин.

Футом по болу, часть 2

Заключительная часть истории киккеров в американском футболе. Универсалы и специалисты. Гроза по прозвищу «Носок». Как соккер помог футболу – европейское вторжение. Неудачники и комедианты – герои и рекордсмены. (Первая часть)

Если начать сравнивать статистику игроков настоящего с показателями тех, кто играл 20, 30, 50 лет назад, окажется, что футбол в целом примерно такой же, как и был. В цифровом выражении, конечно. Да, результаты куотербеков стали получше – но во многом благодаря многочисленным изменениям в правилах. Эффективность же игроков на остальных позиция близка к той, что была у их предшественников, получавших по 100 долларов за матч и еще 5 баксов суточных. Многие рекорды NFL установлены в 60-е или даже 40-е годы. И есть только один тип футболистов неизменно и постоянно прогрессирующих, каждый год, из сезона в сезон.

Разумеется, это киккеры. В 1950-м средняя точность киккеров по лиге составляла всего 44.2% (для филдголов). Спустя десять лет эта цифра выросла до 51.6%.  В сезоне 1970-го – уже 59.4%. Дальше – больше:

И это несмотря на то, что ворота переносились дальше на десять ярдов (1974), ужесточались наказания за промах (1994), вводились специальные, менее удобные мячи (1998), и т.д. и т.п. Экстра-пойнты (они же PAT – point after attempt) доведены до такого автоматизма – 98.9% реализации в сезоне 2010 – что некоторые горячие головы предлагают их вообще отменить.

Тридцать лет назад, в сезоне 1980, все команды суммарными усилиями сделали 1037 тачдаунов. В прошлом году – 1150, всего на 10% больше. По точным филдголам же разница колоссальная – 478 в 1980-м и 789 – в 2010-м!

И все же киккеры многими считаются игроками второго сорта.

Чтобы разобраться в том, откуда взялся этот стереотип и заодно понять некоторые шутки Адама Сэндлера, песню которого мы прослушали неделю назад, нам придется совершить – как говорят в таких случаях – экскурс в историю.

* * * * * * * * *

Филдголы и киккеры существуют в футболе практически с момента создания этого вида спорта. Согласно правилам 1883-го года за точный филдгол команда получала 5 очков (а за ТД – только три). Спустя десять лет Уолтер Кэмп (Walter Camp), отец американского футбола, написал эпохальную книгу о тактике и стратегии игры, и посвятил киккерам отдельную главу – наравне с другими позициями. С 1909 «стоимость» филлдгола уменьшилась до 3 очков, но никому и в голову не приходило считать футболистов, бивших по мячу ногой, отщепенцами. Возможно потому, что киккеров-узких специалистов в футболе в те годы не было.

Вплоть до конца Второй Мировой войны и в студенческом и в профессиональном футболе практиковалась игра одним составом. Игрок мог быть куотербеком в нападении и линейным в защите. Или исполнять поочередно функции QB, пантера и дефенсив-бэка. Один из лучших киккеров 30-х годов, Кен Стронг из Giants, большую часть времени играл как хавбэк. Филдголы пробивали бегущие, линейные , куотербеки, да практически кто угодно. Первым футболистом, ставшим исключительно киккером, считается Бен Агаджанян (Ben Agajanian) в 1946-м – и то только потому, что он потерял несколько пальцев на ноге в результате несчастного случая.

Но правила менялись. Команды получили возможность проводить замены в любое время матча. С точки зрения эффективности киккеров нужно было делать специалистами. И тут свою роль неожиданно сыграл последний великий киккер-универсал.

* * * * * * * *

Я уже писал про замечательных Cleveland Browns 40-50-х годов, наводивших ужас на своих соперников сначала в AAFC, а потом и в NFL. Символом той команды считается Пол Браун, ее главным оружием – куотербек Отто «Автоматический» Грэхэм. Третьей же звездой той кливлендской dream team часто называют киккера/дефенсив тэкла Лу Гроза (Lou Groza), по прозвищу «Носок».

Сын восточноевропейских эмигрантов Гроза был феноменальным атлетом, даже по меркам настоящего времени. В хайскул он начинал играть как защитник, но довольно быстро выяснилось, что кроме габаритов, скорости и отменной реакции у Лу еще и совершенно фантастическая нога. Кикоффы в его исполнении пролетали по 60 ярдов ¬– и это в школе! В колледже Гроза провел только три матча, но забил пять филдголов, включая один победный. Его студенческая карьера оборвалась по вполне прозаичным причинам – в 1943-м Гроза был призван в армию и три года отслужил на Тихом океане. А когда Лу вернулся домой, его уже ждал Пол Браун.

В составе Browns Гроза провел целый 21 год. К тому моменту, когда он заканчивал карьеру, в NFL уже были киккеры получше, но в молодости у Лу не было равных. В AAFC он был единственным, способным точно пробить с 50-ти ярдов. В первом же сезоне Кливленда в NFL команда стала чемпионом – благодаря победному филдголу Гроза на последней минуте матча. В финале 1951-го Гроза забил гол с 51 ярда – рекорд для чемпионских матчей, продержавшийся почти пол века. В 1953-м Гроза штамповал филдголы с точностью, которой позавидуют многие современные снайперы – 89%!

Даже когда Гроза стал стареть, и его результаты пошли на спад, в NFL не нашлось киккера, способного заменить его. В 1957-м Лу в очередной раз стал лучшим киккером лиги при точности в «всего» 68%; для него это было «всего», для всех остальных – недосягаемая вершина. Помощь пришла откуда не ждали. Меньше чем через десять лет после этого в NFL появятся европейцы – эмигранты, ставшие великолепными киккерами благодаря своим умениям играть в совершенно другую игру.

* * * * * * * * *

В чем проблема вообще сильно и точно пробить по мячу? Казалось бы, бей со всей дури. Проблема – в форме мяча, которым играют в американский футбол: для того, чтобы его было удобно бросать и ловить, мяч сделали не сферическим, а продолговатым. Но что пошло на пользу куотербекам и принимающим, неприятно сказалось на киккерах. Именно поэтому точность филдголов в ранние годы лиги была такой низкой.

Смотрите, как бил по мячу тот же Гроза, да и вообще все киккеры в его время:

Грозе недаром дали прозвище The Toe, т.е. «Носок» (носок ботинка, в смысле). Удар носком ботинка по мячу должен быть идеально точным, в противном случае мяч полетит куда угодно, только не прямо вперед. Я пробовал так бить – малейшая ошибка приводит к промаху. Чтобы быть снайпером, нужно быть Лу Гроза – но других таких не появлялось.

В то же время в Европе уже давно знали, что по мячу, пускай и сферическому, гораздо удобнее бить подъемом стопы – площадь соприкосновения ноги с мячом больше. Как следствие, проще контролировать силу и направление удара.

Соприкосновение двух видов спорта с одинаковым названием произошло в маленьком техасском городке Смиттсвиле, одним весенним днем 1955-го года. Сын польских эмигрантов Фред Беднарски (Fred Bednarski) во время перерыва на ланч сидел на скамеечке под деревом и наблюдал, как его одноклассники играют в футбол – американский. Сам Фред кроме европейского футбола другой игры не знал. «Эй, хочешь попробовать побить по нашему мячу?» – закричали с поля. «Я даже не знал, что это тоже называется футбольным мячом» – вспоминал потом Беднарски – «эта штука не была круглой. Я пнул ее несколько раз, ярдов на 40 или 50. После игры ко мне подошел тренер школьной футбольной команды и сказал, что завтра ждет меня на тренировке». Осенью 55-го Беднарски поступил в колледж Texas и стал первым в истории американского футбола киккером, использовавшим европейский или соккерный стиль.

А в 1961-м в другой университет, Cornell, поступил другой сын эмигрантов из восточной Европы – венгр Пит Гоголак (Peter Kornel Gogolak). Пит в детстве тоже любил соккер, и так же как и Беднарски, в первый раз попробовал пробить филдгол по просьбе приятелей. И сделал это, опять же, по-европейски, подъемом стопы. В свой последний год в коллежде Гоголак уже был признаной звездой среди киккеров и капитаном команды. В 1964-м Buffalo Bills из AFL подписали с Гоголаком контракт; в следующем сезоне Пит стал самым результативным в лиге – 115 очков – и был приглашен на Матч Звезд. А еще через год New York Giants предложили молодому снайперу сумасшедший по тем временам контракт для киккеров – 96 тысяч долларов. В Баффало Гоголак получал всего 11 тысяч. В том же, 1966-м году, впервые в истории NFL в первом раунде драфта был выбран киккер – младший брат Пита Чарли Гоголак.

Успехи братьев Гоголак установили всеамериканскую моду на киккеров из Европы. Не нужно быть вторым великим Лу Гроза, можно быть просто хорошим игроком в соккер. В 1971-м Боб Кэп (Bob Kap), бывший тренер соккерной команды Dallas Tornado, убедил владельцев Dallas Cowboys подписать бывшего игрока венского «Рапида» и сборной Австрии по соккеру Тони Фритча (Toni Fritsch) . Позднее Кэп привез из Европы еще 9 футболистов.

Другие приезжали сами, услышав о том, что в США вдруг стали востребованы игроки в европейский футбол. У некоторых пришельцев из Европы истории успеха были абсолютно голливудские...

* * * * * * * *

Киприский армянин Гаро Епремян (Garo Yepremian) в 1965 году жил в Лондоне, работал в полуподвальной швейной мастерской и играл в любительской футбольной команде. По совету старшего брата, тоже футболиста-любителя, Гаро приехал в Штаты. В октябре 1965-го Гаро подписывает контракт с Detroit Lions и уже через два дня выходит на поле против Baltimore Colts.

«Я ни разу не видел футбольного матча до этого момента. Я не знал, как толком надеть мою униформу. Когда тренер сказал мне, что мы проиграли подбрасывание монеты, я решил, что мы потеряли что-то важное и бросился искать ее в траве посреди поля»... Именно незадачливый Епремян несет ответственность за тот немного дурацкий имидж, который имеют киккеры в NFL до сих пор. В одном из матчей Детройт Епремяна крупно проигрывал, но на последних секундах сделал ничего не решающий тачдаун. Гаро, пробив экстра-поинт, был так рад, что победно вскинул руки и побежал к своей скамейке запасных. «Что, черт тебя дери, ты празднуешь?», спросил радостного киккера его партнер по команде. «Я забиииииил тачдаун!»

После Lions Гаро Епремян 8 сезонов играл в Miami Dolphins и в 1972-м году вместе с остальными «Дельфинами» стал автором уникального достижения – весь сезон Майами прошли без поражений и выиграли в Супер-Боуле у Washington Redskins. В несчастью, Гаро, до этого блестяще игравший весь год, едва не испортил «Дельфинам» праздник.

Меньше чем за две минуты до конца решающей игры года, при счете 14-0 в пользу Майами, Епремян вышел на поле, чтобы пробить филдгод. Возможно, попытка была бы удачной, если б только защитник Redskins не заблокировал удар. Мяч отскочил прямо в руки киккера. Вместо того, чтобы просто упасть на траву и закончить розыгрыш, ошалевший Епремян в панике отбросил мяч от себя – и конечно же прямо в руки корнербэку Вашингтона Майку Бассу. И тут несчастный Гаро допустил вторую подряд ошибку: вместо того, чтобы попытаться остановить Басса, он просто стоял и смотрел, пока тот заносит тачдаун в зачетную зону Майами.

Помните?

...Бедный Гаро. Все киккеры современности, несправедливо подвергающиеся насмешкам, наверняка вспоминают его разными нехорошими словам.

* * * * * * * * * *

Европейцы, а впоследствии и американские киккеры, использующие соккерный стиль постепенно вытеснили «традиционных» киккеров. Последним киккером, бившим по мячу прямой ногой, был Марк Моузли (Mark Moseley), закончивший карьеру в 1986-м. По иронии судьбы Моузли, последний из могикан, сумел стать единственным киккером, выигравшем награду MVP сезона – в 1982-м. А спустя год он же установил «вечный» рекорд по числу очков, набранных за сезон – 161. «Традиционный» стиль мог приносить результат не хуже «соккерного», но для него требовались исключительные игроки. Такие как Гроза или Моузли.

Или как Том Демпси, еще один «традиционный» киккер, забивший в 1976-м рекордный, 63-х ярдовый филдгол – результат, не побитый до сих пор!.

Но все остальные рекорды ставили уже киккеры, использующие «соккерный» стиль. К ним  относится единственный среди специалистов киккеров член Зала Славы Футбола норвежец Ян Стенеруд (Jan Stenerud). И датчанин Мортен Андерсен (Morten Andersen), тоже бывший игрок в соккер, ставший самым результативным игроком NFL за всю историю лиги. И южноафриканец – да, да, игравший в соккер! – Гэри Эндерсон (Gary Anderson), первый из киккеров, кто не промахнулся ни разу за весь сезон. И живая легенда современности, автор двух победных филдголов в Супер-Боулах, Адам Винатьери (Adam Vinatieri).

* * * * * * * *

Киккеры давно и прочно завоевали свое место в футболе. Без надежного киккера в составе ни одна команда не может надеяться на высокие результаты. И все же их полезность, вкупе с  обычно высокой эффективностью иногда играет с этими футболистами дурную шутку. Забитый филдгол многими, даже тренерами и владельцами команд, воспринимается как данность, а незабитый – как повод повесить на киккера собак за все неудачи команды. С любым, вплоть до увольнения, результатом.

А киккер? Что киккер... Он снова забьет, может быть уже в форме другой команды. И потом еще. И еще. У него такая работа. Быть самым полезным, самым эффективным. Я уже почти что написал – «быть Темным Рыцарем». Не такое уж и преувеличение, на самом деле.

* * * * * * * * *

Другие материалы блога

Правила американского футбола "для чайников"

Как Джонсон стал Очосинко и другие странные переименования

История чемпионских перстней в футболе и других видах спорта