6 мин.

Money for nothing или деньги в спорте. Часть I.

Большие деньги давно стали частью мирового спорта. Но мы почему-то до сих пор не можем ужиться с ними. Блог "Sports Feed" в своем традиционном пятничном размышлении попытался понять, откуда в мировой спорт пришли большие деньги и почему нам в России с ними так нелегко. 

money

 Money for nothing или деньги в спорте. Часть I. 

 Многие считают, что большие деньги в мировой спорт пришли из Америки. Все эти контракты с шестью нулями, баснословные рекламные гонорары и прочий пиар – это чисто американская история, которой весь мир привычно хочет подражать. И до определенной степени — это правда. Все хотят жить как Америка. Все думают, что они могут жить как Америка, но это не так. Не так просто жить «по-американски» за пределами США. Америка давно играет со всем миром в очень интересную игру: она никому не навязывает свой образ жизни, как это принято считать – она его продает, и продает за немалые деньги.

Когда игрок НФЛ (американский футбол) подписывает контракт на 30 миллионов долларов, то клуб, в котором он выступает реально понимает, что заработает на этом игроке 40 миллионов. А иначе никак. Иначе клуб закроется не следующий день. У большинства клубов в США нет бездонной кубышки спонсоров, а есть только реальные доходы. И именно стимуляцией этих реальных доходов, а значит расходов конечных потребителей и занимается огромная маркетинговая махина американского профессионального спорта. И именно её достижения пытается скопировать весь остальной мир.

Что такое топ 10 самых высокооплачиваемых спортсменов мира? Мейуэзер и Пакьяо, Роналду и Месси, Леброн и Коби, Вудс и Микельсон, Федерер и Надаль – лучшие из лучших в своих видах. Топ-звезды, на которых ровняют других. Те самые люди с которыми конкретный спорт ассоциируется у … И тут самое важное.  Ассоциируется не у болельщиков, а у среднестатистического потребителя. Обычного обывателя, которому нет никакого дела до спорта.

Вы думаете в Америке стадионы битком заполнены преданными фанатами любимого вида спорта? Нет. Их там меньше половины. Основная часть – это желающие увидеть в живую Леброна Джеймса или побывать на игре, которую считает крутой Канье Уэст. Именно эта категория самая прибыльная. Именно на них лежит ответственность за покупки в магазинах сувениров и в кассах кафетериев. Для обывателя поход на спортивное мероприятие – это не рядовое событие, а отдельный праздник со всеми вытекающими. Ему все интересно и ему все хочется попробовать. Он делает кассу и за него стоит побороться.

Так в США. Но что происходит в остальном мире? Здесь звездами становятся по корпоративному признаку. Доходы и контракты звезд завязаны на больших международных корпорациях и инвесторах. Контракты Роналду и Месси – это контракты мировых звезд, которые вынуждены посещать пиар-акции по всему миру, чтобы продавать нужные корпорациям бренды. Контракт же топ игрока НФЛ, скажем 100-миллионный контракт Мэтта Райана – это контракт с клубом Atlanta Falcons. Вы знаете такой клуб? А кто-нибудь в Китае болеет за него и покупает атрибутику? США окупает себя сама. Её звезды – это звезды, оплаченные американцами по-американской же модели. Они не против, если кто-то в Китае купит майки «детроитских львов», но ничего не случится, если этого не произойдет.

И в этом ключевая проблема американской модели в мировом контексте – глобальный мир устроен иначе, чем США. Европейский футбол, скажем, это исторически футбол фанатов. Не так просто заманить на стадион среднестатистического европейца, даже если на нем каждую неделю будут выступать одновременно Месси и Роналду, а на трибунах среди фанатов будут сидеть Джордж Клуни с Дженнифер Лоуренс. Мир вне границ США, что называется, не так легок на подъем. Такого потока обывательских денег никогда не было и не будет. Временно что-то похожее на США получается в Китае, но это просто эффект новизны, который уже начинает сходить на нет. В остальном же мире большие деньги – это деньги больших людей и больших компаний.

Для миллиардера или совета директоров трансконтинентального холдинга иметь в своем рекламном буклете топ-звезду спорта – это часть имиджевой политики. Ты не заработаешь миллионы на том, что тебя рекламирует Роджер Федерер – ты потеряешь миллионы на том, что Рождер Федерер будет рекламировать кого-то другого. Таковы правила игры. И в этих правилах совсем нет ничего про спорт, только про бизнес.

И этот «только про бизнес» главное, чему нам всем стоит поучиться. Мы должны научиться разделать спорт и глобальный маркетинг. То, что у Артема Дзюбы или Александра Кокорина контракты с необоснованными цифрами – это про бизнес, а не про спорт. Кто-то же покупает яхту за десятки миллионов долларов и если бы мы хорошо разбирались в яхтах, то, наверное, могли бы поспорить с его выбором, сказав, что «красная цена» этой яхте меньше миллиона. Но мы не разбираемся в яхтах и поэтому нам нет никого дела сколько денег миллионер тратит на свою яхту. В футболистах же мы разбираемся и нам хочется сказать: «Какого черта?». А того самого черта, что кто-то хочет платить за этих игроков эти деньги. Хочет и может себе позволить. По идее, нас это касается ровно по-американскому принципу - мы должны ахнуть на нули в контракте и заполнить трибуны в ожиданиях крутой игры. Ведь в США большие деньги гарантируют шоу.

В России большие деньги тоже гарантируют шоу. Например, в инстаграммах с закрытых вечеринок. Но это не выглядит как на продажу, а значит это не работает на маркетинг. Звезды отдельно, все остальные отдельно. Звезды в России – это не небожители, которые озаряют жизнь простых смертных, звезды в России это те, чей жизнью хочется зажить любому простому смертному, чтобы забыть о своем прошлом, как о кошмарном сне. И это проблема тех, кто платит нашим топ-игрокам такие деньги. Имидж этих денег не работает на общество. Скорее, наоборот, отталкивает тех, кто мог бы стать частью футбольного или иного спортивного мира. Но это так же объяснимо, ведь никто в России, за редчайшим исключением, не собирается зарабатывать на футболе большие деньги. Такие деньги, которые чистой прибылью будут оплачивать контракты мега-звезд. Все хотят «понтов», будем называть вещи своими именами. Но «понты» в спорте нужно заслуживать, а не покупать.

Мы хотим считать себя лучше Америки. Так давайте. Давайте сделаем из наших звезд не людей с ограниченной ответственностью за результат, а тех, кто способен вдохновлять. Давайте уберем деньги на второй план. Пусть они зарабатывают миллионы, но пусть эти миллионы работают на нас всех. Аргумент, что «мы не платим, не нам и судить» ­­– не работает. Мы, болельщики, делаем любой вид спорта популярным. Наши просмотры новостей, комментарии, рейтинги трансляций делают тот или иной вид спорта популярным. Не мы назначаем цену, но мы выбираем кумиров. И давайте попробуем выбирать их тщательней. Так чтобы нам потом не было за них стыдно.

 

Вторая часть «Кумиры, которых мы не выбирали или коллективный «латентный» Дзюба» в следующую пятницу. 

_______________

Каждую пятницу авторы «Sports Feed» будут затрагивают в своих текстах самые актуальные проблемы из мира спорта. Проблемы расизма и «культуры боления», государственной политики в спорте и её влияния на общество, необходимость пересмотра отношения к наследию советского спорта. Среди авторов и консультантов блога есть не только спортивные журналисты, но и эксперты в других гуманитарных областях (истории, социологии, философии). Вместе мы попытаемся создать нечто новое и, как нам видится, нечто очень важное.

Также в этот понедельник стартует еще один проект от «Sports Feed»: F*** MondayЖанр этого проекта можно описать как "спортивный комедийный монолог" (вы ведь сразу поняли, что под звёздочками скрывается добропорядочное Funny Monday, а не какая-нибудь безнравственная ерунда, хотя называть ерундой бронзового призера ОИ и четырёхкратного призера ЧМ не очень то красит спортивный блог).

В общем, будет и серьезно, и весело. Подписывайтесь и вступайте в наши группы.

http://vk.com/sportsfeed

https://twitter.com/rusportsfeed

https://instagram.com/rusportsfeed/