3 мин.

Их нравы

На чем должен зарабатывать футбол – а на чем, пожалуй, не стоит.

Постоянные читатели этого блога знают, что ее автору английская премьер-лига давно представляется передовой в плане устройства футбольного бизнеса. Однако же и стремлению зарабатывать на производимом лигой зрелище (в целом – совершенно оправданному) есть некий разумный предел. Мне кажется, премьер-лига его перешла, когда принялась требовать от СМИ (включая фанатские «самиздатовские» журналы и сайты) деньги за публикацию календаря, существенно ограничивать их возможности по публикации фото и даже запрещать такие мелочи, как использование интернет-пользователями эмблем клубов в качестве аватаров.

Из тысяч английских футбольных сайтов позволить себе публикацию календаря английской или шотландской премьер-лиги могут лишь единицы. Вот уже более 5 лет Football DataCo, представляющая интересы этих лиг, требует за публикацию подобных данных серьезные деньги. Публикация полного календаря АПЛ стоит более 8 тысяч фунтов, а публикация календаря одного конкретного клуба – 435 фунтов, что по карману лишь ведущим национальным газетам и их сайтам. Нарушением считается публикация календаря даже одного-единственного тура – этого достаточно, чтобы получить приглашение в суд. Диктовать свои условия крупным издателям и авторам любительских фанатских страничек (у Football DataCo хватает энергии для того, чтобы добраться и до них) АПЛ может благодаря существующему в Англии прецедентному праву: в 1959-м аналогичное судебное разбирательство завершилось вердиктом в пользу составителей календаря.

Аналогичные процессы за пределами Англии (в Швеции, Норвегии и Греции) завершились не в пользу Football DataCo. В Евросуде эта компания тоже проиграла, что вроде бы дает основания многочисленным российским сайтам об АПЛ чувствовать себя в этом плане спокойно. Но только в этом. Football DataCo непременно доберется до них со своим запретом на любую несанкционированную публикацию клубных эмблем – даже если они публикуются не редакцией сайтов, а их пользователями в качестве аватаров. Большинство английских сайтов и многие западноевропейские такие требования уже получили. Лицензия на такое использование клубного лого тоже стоит денег, и неважно, что оно является совершенно некоммерческим. Формальные права у клубов и АПЛ для таких действий есть. Хотя сложно себе представить столь же самозабвенное преследование такого распространения своих логотипов со стороны других брендов, будь то «Кока-Кола» или «БМВ». Те, напротив, будут рады дополнительному бесплатному промо и тому, что аудитория стремится ассоциировать себя с ними. «Скоро за исполнение песни в честь клуба на трибуне будут сшибать десятку, а за выкрик в поддержку игрока – от фунта до пяти, в зависимости от его стоимости», – грустно шутят на фанатском сайте theoffside (там все клубные лого по настоянию Football DataCo уже заменили на футбольные мячики).

Медленно, но верно Football DataCo прогибает издателей и по другим направлениям. Настоять на отчислении 7% дохода, генерируемого популярными в Англии играми типа Fantasy Football, там не сумели – обосновать это требование с точки зрения закона также не удалось. Не удалось и ограничить СМИ в количестве обновлений информации о текущих матчах турнира (а такая попытка предпринималась, чтобы поддержать на высоком уровне стоимость прав на SMS-трансляции и другие виды информирования болельщиков с помощью мобильных устройств; трехлетние права такого рода АПЛ продала Vodafone). Но зато английская премьер-лига в той или иной степени навязала СМИ свои правила публикации фото с матчей входящих в нее команд. За это право теперь тоже полагается платить, кроме того, сайты вынуждены принять некие лимиты по количеству публикуемых фотографий (вероятно, чтобы фотогалереи не конкурировали с видео, права на которое продаются отдельно) – может, в чем-то и разумные. Но изначально Football DataCo настаивала также на двухчасовом эмбарго: по ее мнению, фото должны были публиковаться не ранее чем через два часа после начала матча. Урегулирование всех этих требований в свое время, в 2004-м, привело к открытому противостоянию премьер-лиги с Национальной ассоциацией издателей Великобритании. Sun, Mirror и Guardian тогда даже на какое-то время отказались от любых упоминаний спонсоров турнира и даже затирали их лого на фото с матчей – чтобы те осознали, что присутствие на страницах газет в таком качестве тоже чего-то стоит (по мнению Национальной ассоциации издателей, это стоит 45 млн фунтов в год) и, в свою очередь, надавили на премьер-лигу. В АПЛ тогда пошли на попятную, смягчили условия и умерили аппетиты. Но почему-то есть ощущение, что ненадолго.

Колонка из журнала PROспорт.