2 мин.

Немецкая рачительность

Cегодня стартует бундеслига – самый прибыльный (прибыльнее АПЛ) на данный момент футбольный чемпионат во всем мире, но для читателей блога "Игра миллионов" все это не новость.

Не новость, в принципе, и то, откуда эта прибыльность происходит – дело не в одних лишь этих немецких экономности и рачительности. На германских аренах относительно дешевые билеты – зато всегда переполненные трибуны и самая высокая посещаемость в мире; скромные, прямо скажем, телевизионные доходы – но колоссальный (крупнейший в Европе) рынок спортивного спонсорства. Причем колоссален он не столько за счет единичных контрактов с корпорациями-колоссами (хотя без "Газпрома" не обошлось), сколько за счет образцовой работы со спонсорами любого масштаба, вплоть до маленького магазина по торговле краской или шиномонтажа, если те готовы дать клубу немного денег в обмен на некоторое количество промо. Очередное подтверждение нашел, листая предсезонный ежегодник Kicker, приобретенный по дороге из отпуска в берлинском аэропорту.

Бог с ней с бундеслигой – вот как выглядят общекомандные фото во втором немецком дивизионе:

"Аугсбург":

"Дуйсбург":

"Ингольштадт-04":

"04" в названии последнего клуба значит совсем не то же, что и в названии "Шальке" – это 2004-й год, когда была образована команда, стремительно пробравшаяся во вторую бундеслигу из региональных лиг. Большого количества спонсоров за эти годы клуб завоевать пока не успел – зато любит своего основного, судя по фото, очень сильно.