4 мин.

Тихие игры. К чему приведут тесты «Мерседеса»

«Тайные» тесты «Мерседеса», прошедшие между этапами в Испании и Монако, могут оказать влияние на всю «Формулу-1». Блог «Версификаторные россказни» оценил возможные последствия этого события.

«Мерседесу» нарушение регламента может сойти с рук, но что будет с «Пирелли»? Фото: REUTERS/Benoit Tessier

В «Формуле-1» давно не было громких скандалов – нет, не историй про желтые флаги или командную тактику, – не было событий, серьезно затрагивающих весь чемпионат. Последнее, что всплывает в уме: политические маневры весной и летом 2009 года и заключительная битва между командами и президентом ФИА Максом Мосли. С тех пор поменялось многое, но прежде всего в самой Федерации – помпезного Макса сменил Жан Тодт, с которым управляющая структура принялась решать возникающие проблемы без шума.

Я помню, с каким волнением четыре года назад мы ожидали каждый пресс-релиз Федерации. Было и страшно (за команды) и жутко интересно. Потому что при Мосли ФИА казалась и организацией, умевшей создать шоу на пустом месте, и настоящей обителью темных сил. Но со временем все прошло. Заявления ведомства Тодта сегодня выглядят как сводки-отчеты о выполненных сельскохозяйственных работах – в них не содержится никаких намеков на триллер, ожидающий зрителей в скором времени.

Так было до Гран-при Монако. Пока не всплыла история о «Мерседесе» и тестах покрышек «Пирелли». Релиз Федерации вечером после гонки намекнул: возможно, грядет буря…

Если вы по каким-то причинам пропустили эту историю, я кратко ее перескажу. Между этапами в Испании и Монако конюшня провела трехдневные тесты шин «Пирелли», и когда информация об этом стала известной всем, некоторые соперники оказались настолько недовольными, что подали протесты. О том, почему в испытаниях принял участие «Мерседес», а не «Ред Булл» или «Феррари» – история отдельная. Камнем же преткновения стал факт использования немецкой командой болида образца 2013 года.

Какими могут быть последствия для «Мерседеса»?

В статье 22 спортивного регламента «Формулы-1» четко указаны все исключения в правиле, запрещающем тесты по ходу сезона: это аэродинамические испытания на прямой, съемка фильма (во время которой командам предоставляются специальные, «рекламные» шины), а также несколько дней тестов для молодых пилотов.

Историю с «Мерседесом» нельзя отнести ни к одному исключению – получается, что команда нарушила спортивный регламент. Однако тут-то и начинаются проблемы. Во-первых, конюшня ссылается на то, что поступила подобным образом лишь по просьбе «Пирелли», которая по контракту может привлечь к работе над шинами любую согласную команду. Во-вторых, упоминаний о наказании за нарушение статьи в документе нет ни слова – лишь отсылка к Международному спортивному кодексу ФИА.

В своем воскресном заявлении Федерация четко обозначила позицию: она разрешила провести испытания с машиной образца 2013 года только «Пирелли» (а не «Мерседесу»). Я полагаю, что таким образом ФИА дала понять: ссылаться на контракт ни немцам, ни итальянцам не стоит. И если их защита будет базироваться именно на коммерческом соглашении, трудно представить, что она окажется успешной.

Что касается возможного наказания, то здесь мы ступаем на скользкую дорожку. Формально трибунал может выписать «Мерседесу» как предупреждение, так и дисквалификацию. Однако, учитывая, что сейчас не времена Мосли, в жестокий вариант поверить сложно – при Тодте Федерация предпочитает действовать менее агрессивно. Более вероятен вариант, при котором немецкую команду заставят выплатить не слишком большой штраф и провести какую-нибудь кампанию по продвижению безопасного движения на автомобильных дорогах. Будет ли при этом остальным коллективам предоставлена возможность устроить тесты, аналогичные тем, что провел «Мерседес» – сказать сложно, однако почему нет? Надо полагать, что за такой вариант двумя руками будет голосовать «Ред Булл».

В целом, это не самое плохое развитие событий, но при этом ФИА нужно будет дать четко понять, что повторное нарушение (пусть и другой командой) будет караться более сурово – иначе в следующий раз соблазн преступить черту появится у кого-нибудь другого. Менее желанной для конюшен станет легализация испытаний по ходу сезона «Формулы-1». Для тех, кто борется с сокращением расходов, это может стать серьезным ударом.

Какими могут быть последствия для «Пирелли»?

Многие считают, что выставлять «Пирелли» виновной сейчас не в интересах ФИА. Контракт на поставку шин в 2014 году еще не подписан, сами итальянцы под огнем критики, и в случае очередных ударов по их имиджу существует вероятность сорвать новое техническое партнерство. Учитывая, что времени на поиски другого поставщика покрышек останется мало, есть сомнения в том, что Федерация пойдет на столь смелый шаг.

Но что если ФИА сознательно обостряет ситуацию? В паддоке появилось мнение, что ведомство Тодта хочет вернуть под контроль решение вопроса о поставщике шин и планирует выдавить итальянцев из чемпионата. Ведь «Пирелли» в «Формулу-1» три года назад привел Берни Экклстоун, представляющий коммерческого держателя прав в чемпионате, в то время как сама Федерация хотела «Мишлен».

Заседание трибунала состоится только в следующем месяце, но у французов еще останется время на создание покрышек для нового сезона – в конце концов, в 2010-м «Пирелли» после июньского объявления все успела...

Перес — реверте. Разбор спорных эпизодов Гран-при Монако

«Прошедший Гран-при Монако – это бред, а не гонка»

Последний герой. 7 главных событий Гран-при Монако