4 мин.

«Балтика» обыгрывала «Спартак» лишь однажды – благодаря автоголу пионеротряда Ярцева

Телепорт в 1996-й.

Матч «Балтики» и «Спартака» – хороший повод вспомнить их первую встречу в марте 1996 года. Ведь она закончилась сенсационно.

«Спартак» проиграл из-за автогола в начале матча. Ярцев призвал не списывать команду со счетов

Сезон-1996 был первым для «Балтики» в российской вышке. Калининградцы стартовали в чемпионате поражением от нижегородского «Локомотива» (1:3). «Спартак» же только начинал сезон – игру первого тура с «Жемчужиной» перенесли на май из-за накладки на четвертьфинал ЛЧ с «Нантом».

«Нанту» в первом матче «Спартак» проиграл и вообще тяжело вкатывался сезон – команду зимой покинули главный тренер Олег Романцев (его заменил Георгий Ярцев), а также опытные Станислав Черчесов, Виктор Онопко, Сергей Юран и Василий Кульков. 

«Спартак» вряд ли считал соперника большой угрозой, но пропустил уже на четвертой минуте – нападающий Дмитрий Силин подхватил мяч у линии штрафной, обвел Юрия Никифорова, прорвался к углу вратарской и сильно пробил. 21-летний Руслан Нигматуллин рванул на перехват, но мяч, задев ногу 20-летнего защитника «Спартака» Александра Липко, изменил направление и влетел в опустевшие ворота.

«Получил пас от Дементьева на правой бровке. Удачно ушел от Никифорова и прострелил в штрафную. Конечно, мне повезло, но передача была нацеленная, на мяч набегали партнеры, и любой из них мог замкнуть пас. Видимо, Липко видел это и сделал роковую ошибку», – рассказывал после игры Силин.

После гола «Балтика» продолжила атаковать, но «Спартак» ближе к концу первого тайма включился и прижал калининградцев к воротам. Хозяева выстояли и во втором тайме снова выдали мощный атакующий отрезок – но забить не получилось из-за плохой реализации и прекрасной игры Нигматуллина. Отличный матч провел и вратарь «Балтики» Александр Помазун – отец Ильи Помазуна из «Урала».

У «Спартака» так и не нашлось ответа на единственный гол «Балтики» в начале матча, и матч закончился минимальной сухой победой калининградцев – 1:0. 

Правда, была еще одна проблема – весеннее поле в Калининграде. Но в те времена «Спартак» часто играл на таких. Поэтому Ярцев после игры не делал акцент на внешних условиях. 

«У нас сейчас молодая команда, и многим игрокам не хватает опыта. Хочется верить, что молодежь закалится в матчах чемпионата России. И ошибаются те, кто списывает «Спартак» со счетов. Я лично надежды не теряю. Будем работать», – говорил Ярцев после чувствительного поражения.

«Спартак» в итоге вырвал титул у «Алании», а «Балтика» провела лучший сезон в истории

Ярцев был прав – списывать «Спартак» со счетов было рано. После поражения в Калининграде и вылета из ЛЧ («Нант все же не прошли) московский клуб сконцентрировался на чемпионате России и выдал 12-матчевую серию без поражений, которую прервало «Динамо» в начале июля.

До конца чемпионата «Спартак» проиграл еще дважды – «Зениту» дома и «Ротору» в гостях. По его итогам московский клуб вместе с «Аланией» набрал по 72 очка и в золотом матче с владикавказцами вырвал четвертый титул. В историю та команда вошла как пионеротряд Ярцева.

«Балтика» в сезоне-1996 заняла седьмое место – кроме «Спартака» обыграли «Аланию», ЦСКА, «Торпедо» и «Крылья Советов». Помазун по итогам сезона вошел в список 33 лучших футболистов чемпионата России. В сезоне-1997 «Балтика» заняла 9-е место, выйдя в Кубок Интертото, а в сезоне-1998 калининградцы надолго вылетели из вышки.

Те три сезона болельщики «Балтики» считают лучшим периодом в истории клуба.

Кстати, почему пионеротряд?

Костяк «Спартака»-1996 составляли молодые футболисты – в основном воспитанники клуба, в число которых входили Егор Титов, Александр Ширко, Вадим Евсеев, Рамиз Мамедов, Алексей Мелешин и другие.

Ярцев в 2006-м вспоминал, как родилось необычное прозвище.

«После болезненного поражения в финале Кубка от «Локомотива» у нас был выезд в Екатеринбург на матч с «Уралмашем». По разным причинам на него не поехали многие опытные игроки — по сути, туда отправился молодняк. На стадионе провел небольшое собрание. И вот сидят передо мною молодые футболисты, а в глазах их грусть и тоска — многие не отошли от досадного кубкового финала. Никогда не говорил этих слов, но сейчас скажу: в тот момент мне стало их безумно жалко. И только во взгляде одного человека читалась уверенность в себе — Горлуковича. В этот момент у меня и возникли ассоциации с пионерским лагерем и вожатым Горлуковичем», – рассказывал тренер.