4 мин.

Внимание к деталям

Сегодня я абсолютно убеждена, что Мосли все-таки будет выдвигаться на выборах президента ФИА в октябре. Потому что сто процентов не устраивающих его обещаний он не сдерживает. Да даже не нужно вспоминать прошлый год, Генеральную Ассамблею и оказанный ему вотум доверия на основе слов о том, что он уйдет в конце 2009-го, а до того времени будет вести скромную закулисную жизнь на благо автоспорта. У людей память короткая, и Макс это знает, надо только для надежности загрузить мозги потоком свежей информации. Но не настолько короткая, чтобы пропустить вчерашний вопиющий факт обмана: команды ФОТА были приглашены на обсуждение регламента, им пообещали принять их предложения, а потом объявили, что, извините, но права-то голоса на изменения у вас никакого нет, потому что, вообще говоря, вы не являетесь участниками чемпионата-2010! Интересно, зачем вообще тогда позвали членов Ассоциации на встречу на «Нюрбургринге»? Чтобы дать им возможность посмотреть, как судьбу чемпионата будут решать «Уильямс», «Форс-Индия» и три новичка, вообще не имеющих пока к «Формуле-1» никакого отношения, кроме надежды добраться до старта первого этапа в Мельбурне?

После собрания ФИА опубликовала странный пресс-релиз. Странный и совсем непонятный. Потому что, зная постфактум, что восьмерка команд ФОТА не входит в чемпионат 2010 года, фраза о том, что ФИА встретилась с участниками, подразумевает, что обсуждение возвращения к версии регламента, существовавшей до 29 апреля (то есть к той, в которой не существует бюджетного ограничения), проходило теми, кто как раз на ограничение согласился. И именно с ними, надо полагать, в следующем предложении ФИА пришла к взаимопониманию по всем изменениям, кроме минимального веса болида, который планировался на уровне в 620 килограммов, и юридического документа о сокращении в течение двух лет бюджетов до цифр начала 90-х. Чем не угодили данные два пункта, «истинным» пяти участникам чемпионата, которые как раз собирались тратить, как увидим ниже, примерно такие суммы, остается только гадать. Команды же ФОТА, то есть «неистинные» участники, которые как раз могли бы воспротивиться предложенным цифрам и особенно документам, права голоса не имели. Они, говорится в документе Федерации, «были приглашены на встречу для обсуждения их предложений на 2010-й, но обсуждение, к сожалению, не состоялось, потому что они покинули заседание». В общем, понятно, что ничего не понятно.

Но цифры, в силу специфики выбранной профессии, мне всегда были интересны, поэтому непонятный пресс-релиз ФИА все же задержал на себе внимание. Первый вопрос: кому и почему мешают 620 килограммов? Вообще, справедливости ради нужно отметить, что увеличение массы болида с 605 до 620 кг произошло как раз на том самом злополучном Совете 29 апреля, то есть возврат к старой версии регламента автоматически должен подразумевать уже ставшие привычными 605 кг. Вообще, первая мысль, когда речь заходит о данном увеличении, только об одном – о KERS. Именно из-за веса этой системы, уменьшающего количество полезного балласта на болиде, команды еще в самом начале работы с ней требовали поднять минимальную планку. Возможно, под нынешним несогласием по данному вопросу (непонятно, снова, чьим несогласием), скрывается большее, а именно, разногласия сторон по поводу запрета или обязательного использования KERS?

Второй вопрос: траты на уровне начала 90-х – это, вообще, сколько? На мой взгляд, эта какая-то ловушка, а вообще, если хотите, это новая формулировка старого понятия. Бюджетного ограничения, в штыки принимаемого некоторыми командами. Потому что звучит, вроде как, красиво и с налетом ностальгии, но не проще ли вместо года указать конкретную сумму, чтобы стало понятнее, хотя бы о каком количестве нулей мы вообще разговариваем. Да и бюджеты почти 20 лет назад различались от команды к команде не меньше, чем сейчас. Как сокращать-то будем: «Феррари» к своей цифре, а «Джордан», простите, «Форс-Индия», к своей?

А вот примеры, из того, что удалось найти. Джо Савард в 1991 и 1992 годах указывал такие цифры: для того, чтобы выступать на уровне Топ-5, нужно было собрать сумму около 50 млн долларов. Топ-3 стоил значительно дороже – 75 млн (по мнению журналиста, в «Ф-1», вообще, все очень просто: чем богаче команда, тем проще ей стать лучшей, что делает ее еще богаче). Бюджет «Бенеттона» по тем временам оценивался в 45 млн (а после побед в чемпионатах, как мне подсказал Дима Федотов, вырос до 65), «Лижье» располагала суммой в 40 млн, а «Джордан» перебивался в районе 15. Хотелось бы, конечно, обладать более полными данными, понять, где конкретно находится начало 90-х, и собирается ли Мосли учитывать столь важный фактор, как инфляция, из-за которой 40 млн «тогда», это далеко не 40 млн «сейчас», но в принципе и без этого ясно, что Макс целит в ту самую цифру, которая фигурировала в бюджетном ограничении.

Проблема еще вот в чем. Вчера в новом витке сценария появился тот самый неподписанный сторонами, но имеющий юридическую силу документ, который обязывает команды сократить расходы до некой суммы. Посыл такого хода можно понять. Обещания и намерения ФОТА – это одно, они могут так и остаться намерениями, особенно если через два года экономический климат значительно улучшится. Но ФИА, похоже, хочет участников связать договором, за невыполнение которого нарушителей вполне законно можно будет привлечь к суду (хотя сама она его подписывать, оказывается и не собирается). Что это как не насильное ограничение бюджета, в еще более жесткой форме, чем раньше?

Ну да, ладно, это все довольно мелкие детали, в пристрастии к которым Мосли обвинил основной держатель коммерческих прав, компания CVC. А смотреть надо шире и глобальнее: война ФИА и ФОТА и не думала заканчиваться.