5 мин.

«Оранжевые» трансляции

Искренне прошу прощения за долгое молчание. В течение месяца не мог найти подходящей темы, которая могла бы быть вам интересна.

В результате одна новость, пришедшая из Франции, подсказала тему для нового поста. На мой взгляд, новость прекрасно иллюстрирует логичное и разумное отношение к одному из самых популярных спортивных продуктов в этой стране и его потенциальной аудитории и дает много поводов для размышлений о новом виде услуг, доступном спортивным болельщикам.

Суд обязал Orange Telecom, крупнейшего во Франции телефонного оператора (мобильная и фиксированная связь), и провайдера Интернет и IPTV открыть доступ к футбольным трансляциям для всех желающих (а не только собственным подписчикам). Купив права на показ матчей французской футбольной лиги, Orange Telecom (количество подписчиков спортивного канала Orange Sport, распространяемого через IPTV (broadband) – около 60 тысяч человек) вздумал ограничить аудиторию только теми, кто подписан на другие его услуги и таким образом спровоцировал подобное разбирательство (разумеется, с подачи конкурентов). Теперь, согласно постановлению суда, оператор (49% рынка) обязан предоставить «картинку» своим конкурентам (SFR и Free – по 20% в среднем) в течение месяца или платить штраф в размере 50 тысяч евро в день!

Французское государство оперативно отреагировало на увод футбола в Интернете в одну, пусть даже потенциально крупную потребительскую нишу

Так французское государство оперативно отреагировало на увод футбола в Интернете в одну, пусть даже потенциально крупную потребительскую нишу, сыграв на перспективу – рынок неминуемо расширяется и уже начинает теснить традиционные телетрансляции.

Для справки. В данный момент, Orange предлагает как раздельно, так и в комплексе Интернет (вместе с wifi), телефонию и IPTV по ценам от 20 до 35 евро в месяц (при подписании годового контракта). За доступ к Orange Sport нужно платить 6 евро в месяц. Кроме футбола, Orange Sport предлагает своим подписчикам трансляции других популярнейших в стране видов спорта – регби и гандбола, а также NBA традиционных зимних, extreme sports и автомотоспорта.

До прошлого сезона монополией на вещательные права французской Ligue 1 (речь идет о внутреннем рынке) владел спутниковый гигант Canal+, принося клубам до 60% от всех генерируемых ими доходов (согласно закончившемуся в прошлом сезоне контракту – 600 миллионов евро). С нынешнего сезона и до сезона 2011-12, французская профессиональная лига (LFP) будет получать немного, но больше – 668 миллионов. Но что интересно, согласно новому контракту с Лигой Canal+ будет платить только 460 миллионов евро, остальное, чуть больше 200 миллионов евро – возросший вклад Orange.

Спрос на спортивный контент во французском Интернете огромен. Согласно обнародованным в прошлом году цифрам, количество подписчиков Orange TV (в который входит Orange Sport) в мае 2008 года равнялось 1,4 миллионам человек, что в 2 раза выше, чем годом ранее (771,000), при этом количество закачек программ по технологии video-on-demand выросло с 440,000 до 1,06 миллионов.

Оператор, действующий также в Великобритании, странах Восточной Европы и ближнего Востока с суммарным годовым оборотом более 50 миллиардов евро до прошлого сезона был титульным спонсором Ligue 1 и Ligue 2 (15 миллионов евро в сезон), попутно владея только правами на трансляцию изображений (лучшие моменты, аналитика, результаты) по мобильным телефонам. Прекрасная иллюстрация того, как коммерческий бренд использует собственность правообладателя (LFP) стратегически – решив маркетинговую задачу (узнаваемость), он теперь использует аудиторию, в лояльность которой несколько лет вкладывались силы, время и средства, в качестве собственной потребительской.

Интернет осваивают все новые спортивные федерации, лиги и клубы

Возвращаясь к решению судебной инстанции, можно отметить следующий любопытный факт. Бренд Orange принадлежит France Telecom – холдингу с серьезным влиянием государства в капитале (26.7% акций), но даже этот факт не стал помехой для антимонопольных властей страны. В их логичном решении четко прослеживается желание защитить развивающийся бизнес и расширить его возможности. Рост количества пользователей Интернета, постоянное усовершенствование технологий, скорости передачи данных и объемы потраченных гражданами средств на мобильные и особенно интернет-сервисы уже давно очевидны, и в ближайшие несколько лет еще большее количество пользователей спорта в мире полностью перейдет в Сеть и будет наблюдать матчи и турниры оттуда. Соответственно, будет постепенно меняться и структура дохода крупнейших спортивных организаций, действующих как на территории конкретных стран, так и в глобальном масштабе. Речь в первую очередь идет о наиболее развитых рынках – США, Канады и Мексики, 3-4 азиатские страны и 5-6 европейских. Войдет ли в их число Россия?

Интернет осваивают все новые спортивные федерации, лиги и клубы. Например, некоторые клубы германской футбольной бундеслиги продали права на свои матчи интернет-платформе Maxdome, другая платформа – Laola TV, владеет правами на определенное количество матчей бундеслиги в определенные дни. Многие европейские футбольные клубы организуют собственное вещание, доступное на различных носителях из категории новых media. При этом в некоторых странах аудитория таких носителей доступна для тех категорий рекламодателей, чья продукция не представляется возможной для показа по общедоступным носителям ввиду различных запретов (табак, алкоголь, ставки).

В России пока только несколько поставщиков контента и провайдеров присматриваются к подобному виду услуг, единицы осуществляют показ или планируют его (оговорюсь – я имею в виду традиционных интернет-провайдеров вроде Стрима, Акадо или интернет-компаний вроде mail.ru). С правообладателями ситуация еще более зачаточная, и пионером здесь является КХЛ, транслирующая отдельные матчи на своем официальном сайте. В основном, организаторы трансляций предоставляют контент бесплатно. Большинство российских спортивных сайтов сегодня ограничиваются ссылками на ролики с видео-сообществ типа youtube. Но я не сомневаюсь, бум спортивного интернет-вещания в нашей стране неминуем, пускай кризис и несколько отсрочит его.

В качестве хорошего примера приведу Олимпийские игры и их показ на sportbox – среди моих друзей и коллег были многие, кто забросил текущие дела и целыми офисами смотрел соревнования, попутно громко их комментируя и нарушая рабочую обстановку.

Среди моих друзей и коллег были многие, кто забросил текущие дела и целыми офисами смотрел соревнования

В связи с этим я хочу предложить аудитории блога небольшой опрос. Особенно мне интересны те, кто находится вне Москвы и Питера. Вы живо интересуетесь различными видами спорта. Футбол, хоккей, баскетбол, биатлон, теннис, фигурное катание и единоборства стоят на первых местах. Также многие из вас наверняка платят за различные онлайн-сервисы – платные скачивания музыки и видео, подписки, ставки, знакомства и подарки в известных сообществах, а также давно делают покупки через Сеть. Насколько вам могли бы быть интересны качественные спортивные трансляции через Интернет?

Если нетрудно, оставьте, пожалуйста, в комментариях пару фраз, сопровождающих ваш выбор.

Мой вопрос к вам нисколько не связан с каким-либо конкретным проектом. Он пока, так сказать, текущий.

Загрузка...