11 мин.

10 лучших данков на контестах Матча звезд НБА

С готовность принимаю звание ханжи и душнилы каждый раз, когда говорю о том, что данк-контест – это анахронизм.

Не потому, что звездные игроки перестали в нем участвовать. Ведь если окинуть взглядом историю, то полновесные, находящиеся на пике звезды НБА никогда особо не торопились расталкивать друг друга локтями лишь бы поскорее подать заявку и подивить почтенную публику.

Возьмите Винса Картера, воскресившего конкурс в 2000-м. Это был его дебют на Матчах звезд. Лучшую финальную пульку в новейшей истории разыграли между собой Аарон Гордон и Зак Лавин. Первый до сих пор не побывал на Матче звезд, второй добрался до него только спустя шесть лет после победы в первом конкурсе.

Апелляция к временам Джордана и Уилкинса тоже звучит сомнительно.

Во-первых, конкурс тогда был относительно новым и многим, в том числе и звездам, было интересно проверить свою креативность и воздухоплавательные способности.

Во-вторых, давайте не забывать о деньгах: бонусы за участие и победу в подобных мероприятиях гораздо менее избалованные, чем сейчас, игроки ценили выше.

В-третьих, люди воспринимали слэмданк куда адекватнее: они понимали, что это всего лишь развлекуха, тогда как сейчас любой шаг влево или вправо – не в последнюю очередь благодаря СМИ и соцсетям – расценивается как потенциальная угроза «наследию».

Поэтому все попытки периодически реанимировать конкурс лично во мне не находят отклика. Люди относятся слишком серьезно к тому, что раньше воспринималось как лишняя возможность выйти покрасоваться массивными золотыми цепями, чувством ритма, нестандартными придумками. Я всегда ценил слэмданк не за атлетизм или мощь, а за детали, аксессуары, наивные понты, благодаря которым некоторым удавалось заворачивать вполне заурядные попытки в блестящую обертку. Разминочная куртка Брэнта Бэрри, которую он не снимал на протяжении всего конкурса, в 1996-м, для меня важнее его победы. Тем более, что в играх он слэмил куда сочнее.

Так что моя подборка лучших данков на конкурсах по броскам сверху, как ни странно, вовсе не про данки, а про воспоминания и нюансы, делающие их особенными.

Орландо Вулридж (1984)

Обладатель очков «гоглз», крутого прозвища «Робокоп» и звериного атлетизма задолго до того, как подобное словосочетание стали применять к Шону Кемпу, Амаре Стаудемайру и Зайону Уильямсону.

Говорят, что его данк с прононсом за спиной-из-под ноги на конкурсе-1984 стал первым в своем роде. Честно говоря, мне плевать, правда это или нет. Мне понравилась непосредственность, с которой он проделал этот трюк. Очень буднично, будто бы не подозревая, что этот данк войдет в базовый набор каждого следующего участника подобных мероприятий.

Ну и еще, мне, наверное, приятно сознавать, что манеру Вулриджа ценят и более именитые люди.

Терренс Стэнсбери (1987)

Именно так, я не ошибся с годом. Прорывным для жилистого защитника стал конкурс 1985 года, где он исполнил патентованный данк под названием «Статуя Свободы».

Стэнсбери продержался в НБА всего три сезона, прежде чем отправился покорять чемпионаты Франции, Израиля, Греции и Голландии, но все это время он был на виду и на протяжении всех трех сезонов неизменно участвовал в конкурсах по броскам сверху, где стабильно приходил… третьим.

Такая нумерология забавна сама по себе, но в его выступлении на конкурсе 1987 года мне понравился не только желто-зеленый цвет его майки, но и то, что перед каждым данком он демонстрировал, как и что он намерен делать. Это называется диалог с публикой, желание создать атмосферу всеобщего участия в этом баскетбольном празднике. Плюс качество съемки к тому моменту было куда лучше, а свою «Статую Свободы» Стэнсбери к тому моменту отточил до идеала.

Шон Кемп (1991)

В кулуарах Сиэтла до сих пор ходят слухи, что судей подкупила фирма Reebok, спонсировавшая Ди Брауна. Либо их просто перепутали.

«Серьезно говорю. Многие думали, что мы с Шоном Кемпом братья. У нас были одинаковые прически, у нас было что-то общее во внешности. Черт, мы оба были в зеленых майках», – вспоминал Браун.

Но я не поддерживаю ни одну из этих версий. Я безапелляционно и абсолютно субъективно верую: мужика засудили. Моя точка зрения базируется на том, что эстетичный данк с горизонтальной оттяжкой ноги (фактически шпагат в воздухе) не может быть хуже жуликоватого зырканья из-под мышки.

Я голосую за Кемпа, прекрасно осознавая, что и у Брауна были свои козыри. Он был меньше ростом (это всегда смотрится эффектнее), он мастерски вплел сценку с подкачкой кроссовок, в конце концов, он был аутсайдером в конкурсе, где, помимо него, участвовали Кемп, Кенни Смит, Рекс Чепман и Отис Смит.

Но сам данк?

Нет, не лучше, чем у Шона.

Джейсон Ричардсон (2003)

Его противостояние с Десмондом Мэйсоном в какой-то момент создало иллюзию, что уровень, заданный Винсом Картером, как минимум, не будет падать. Хотя сейчас стоит признать, что в 2002-м затея с «Полем чудес» (участники крутили барабан и должны были повторять данки участников предыдущих лет) была откровенно членовредительской.

В 2003-м, в Атланте, вышло куда бодрее.

Заготовки Мэйсона не были оригинальными, зато даже самые заурядные данки он исполнял крайне сочно.

Именно близость преследователя и сделала финальную попытку Ричардсона такой эффектной. Пронос мяча из-под ноги, находясь спиной к кольцу! Казалось бы, такой кульбит должен вызвать мгновенную реакцию, но нет. В моем случае этот данк дозревал несколько лет. Я постоянно натыкался на него в списках, рейтингах и видеоподборках лучших данков в истории конкурса, но так и не мог оценить его по достоинству. Может быть, сыграл свою роль резкое снижение среднего уровня конкурсантов, а, может, я не сразу высмотрел лучший ракурс.

Крис Андерсен (2004)

Даже в худшем слэмданк-контенте в истории (спасибо, Фред Джонс!) можно найти нечто хорошее.

Не считаю, что Криса Андерсена засудили: его второй данк оказался довольно посредственным. Но против «Бердмена» в тот вечер было многое: статус неясного перца, попавшего в НБА транзитом через Китай, Джек Николсон, высмеивающий его напомаженную прическу, даже фамилию на майке Криса написали неправильно (AndersOn вместо AndersEn). И, тем не менее, первой же попыткой он заставил относиться к себе более серьезно.

Джек Николсон как-то посуровел и приосанился, а народ неодобрительным гулом встретил оценки жюри. Ну и ухмылочка Андерсена, при взгляде на счет 42 – это жест пусть и небольшого, пусть и локального, но триумфа. Нет, он не утащил домой приз, но в моменте завоевал сердца людей.

Амаре Стаудемайр (2005)

Редкий пример, когда ассистент не просто статист или одушевленная часть реквизита, а непосредственный участник и архитектор всей затеи. Сам данк получился со второй попытки, поэтому эффект новизны оказался не таким ярким, каким мог бы быть, но результат закономерен – 50 баллов и пример великолепного взаимопонимания Стива Нэша и любого другого игрока, который мог оказаться на месте Стаудемайра.

Андре Игудала (2006)

Приятно, что я не одинок в своем скепсисе, когда речь заходит о правомерности звания Нэйта Робинсона как многократного победителя конкурса.

«Нэйту иногда требовалось по двадцать попыток, чтобы сделать данк. Игудала просто вышел, что-то шепнул Айверсону, а после исполнил все с первого раза», – не щадил своего партнера по «Бостону» Шакил О’Нил.

От этого данка и впрямь веет какой-то импровизацией, хотя обычно подобное исполнить нелегко.

«Я понятия не имел, что он задумал. Игги подошел и сказал: «Набрось от щита, а дальше я все сделаю сам», – свидетельствовал Айверсон.

Если это и впрямь так, то жюри стоило набросить еще пару бонусных баллов за чистоту исполнения.

Джеральд Грин (2008)

Один из лучших участников данк-контеста в истории НБА, если учитывать постоянство, неиссякаемый креатив и уровень исполнительского мастерства. Грину невозможно не симпатизировать, хотя бы потому, что человек не отказывался вписываться в такие вот аферы.

При этом Грин сохранял серьезное (лицо) и отношение к делу, даже тогда, когда это с трудом удавалось окружающим.

Но мой любимый данк-контекст в его исполнении вовсе не этот, а тот самый, где Грину ассистировал капкейп со свечкой (и немного Рашад Маккэнтс).

Прежде всего, это смешно. Веселье и нетерпение, окружавшее подготовку данка, отсылает куда-то в детство, даже если это суровое детство Кэрона Батлера, гогочущего на лавке запасных.

Это не просто домашняя заготовка, это мини-постановка, с акцентами и штришками. Нужно было не просто бахнуть сверху, чтобы сбить пламя свечи. Наоборот, нужно было забить очень вкрадчиво, чтобы капкейк не упал, а на повторе был виден момент погашения свечки. Грину нужно было сделать все по классике – бить аккуратно, но сильно. И он это сделал. Как сказал Кенни Смит: «He blow it out».

Джавейл Макги (2011)

Реджи Миллер, как боженька, молвил. Все так. Едва ли кто-то мог повторить этот данк. Это в нем и подкупает. Он как будто был сгенерирован специально для Макги, с учетом его роста, длины рук, пластики и подвижности.

Пожалуй, даже сам Джавейл не смог бы его повторить на поздних этапах карьеры.

К тому же, это очень рискованный данк. Просто представьте степень пафоса и апломба, с которым выкатывают второй щит, а затем игрок лажает. Одной такой провальной попыткой можно похерить не только шансы на победу, но и закопать свою репутацию данкера. Макги попытку реализовал, назло всем тем, кто долгое время потешался над его пониманием игры.

Аарон Гордон (2016)

Весь данк-контест-2016 в его исполнении.

Лавин был исключительно блистателен, но тут всему виной моя клиническая непереносимость попыток забить с линии штрафных. Я не понимаю, зачем пытаться повторить легендарный полет Джордана. Ведь даже если это получится – у Лавина в общем-то вышло – невозможно повторить этот эффект зависания, руку, оттопыренную на манер авиакрыла. Это было идеально один раз, другого не будет и не надо.

Гордон же предоставил на суд зрителей и жюри целую россыпь новые придумок – эффектных, неожиданных, в духе времени.

В тот вечер я видел, как Аарон Гордон выиграл слэмданк-контест, я просто пропустил момент, когда ему вручили награду.

Фото: Gettyimages.ru/Elsa