0

Владимир КРАМНИК: "Я не дожидался миллиона на блюдечке"

''В прошлом году россиянин Владимир Крамник свел вничью матч с Петером Леко и сохранил свой титул 14-го чемпиона мира по классическим шахматам. После этого на родину гроссмейстер не возвращался, играл лишь на супертурнире в Вейк-ан-Зее, избегая публичных заявлений. В интервью для "Известий" в Голландии Крамник рассказал главному редактору журнала "64" Александру Рошалю о закончившемся турнире, о своих проблемах со здоровьем и о взаимоотношениях с Гарри Каспаровым.

- Как вам игралось в Вейк-ан-Зее?

- Вначале мое состояние было просто ужасным. После проигранной Топалову партии уже в дебюте, да еще белыми, думал, что вообще уйду в глубокий минус. Ничего не соображал... Вновь посетили худшие опасения, которые были у меня перед турниром. А вот тура с третьего-четвертого заиграл, по-моему, очень прилично. Но где-то не хватило напора, энергии, удачи. Похоже, свой запас удачи я исчерпал в Бриссаго. Конечно, в актив этот турнир записать не могу, но в целом своим выступлением не расстроен. А то, что показываю достойную игру в разобранном состоянии, и вовсе порадовало.

- Так что же все-таки со здоровьем? Вот и на суперфинал России не приехали...

- Не выбираешь же в конце концов, когда тебе болеть! И нет желания объяснять -- чем и как. Все абсолютно восстановимо, просто нужно время. Реакция же некоторых коллег и журналистов меня задевает и свидетельствует о скверной атмосфере в шахматном мире. После матча с Леко потребовался курс восстановления. Когда отстоял свое звание, все сразу захотели, чтобы я бился и занимал неизменно первые места на супертурнирах. Неплохо, конечно, выиграть Вейк-ан-Зее, но еще лучше, чтобы здоровье было в порядке. Как профессионал, я трезво смотрю на вещи и потому пока не ставил перед собой сверхзадач. Придет время, и включу полные обороты.

- И где проявятся чемпионские амбиции?

- Надеюсь уже к Монако набрать приличную форму.

- Там в марте очень тяжелое шоу -- играют вслепую и быстрые шахматы. А народ ждет встречи Крамника с Каспаровым, которая могла бы состояться на майском супертурнире в Софии.

- Я не знаю, где собирается выступать Каспаров, и меня это не сильно волнует. Есть определенные условия, на которых я подписываю контракт. И прежде всего -- категория турнира. Каспарова выделяю не больше, чем Леко или Ананда. А в отношении нашей с ним встречи... Заявляя, будто кто-то его избегает, Каспаров остается пиарщиком: вот, мол, все меня боятся, даже Крамник. Когда в прошлом году я играл практически во всех турнирах, а Каспаров отказывался, почему-то никто не говорил, что он избегает меня или Ананда. Почему не играю в Линаресе в этом году? Организаторы вышли на меня после матча в Бриссаго, когда я уже подписал контракт на участие в Вейк-ан-Зее и Монако. Жаль, Линарес мне больше подходил -- в плотных турнирах, где нет заведомых аутсайдеров, у меня игра идет лучше. А выступать везде пока не могу.

- В своем недавнем заявлении Каспаров по существу отказался от борьбы за мировую корону...

- Этот выбор Каспарова я уважаю. Понимаю, что с ребятами из нынешнего руководства ФИДЕ каши не сваришь. Но он знал на что шел -- ведь это его друзья, а не мои, и теперь убегает от проблем... Я мог поступить так же, когда у меня был контракт с "Эйнштейн групп". Сегодня готов объявить: они гарантировали 2 миллиона долларов на финальный матч с победителем претендентского цикла, но не выполнили своих обещаний. И я мог бы заявить: я -- чемпион, несите пару миллионов, тогда и сыграем. И сидели бы до сих пор, куковали. У меня было желание играть и была ответственность. В итоге мы резко понизили планку призового фонда, лишь бы цикл завершился. Вы же понимаете, что и у другой стороны есть варианты разрешения этой ситуации. Но Гарри Кимович устал ждать, пока Кирсан Николаевич принесет ему на блюдечке с голубой каемочкой миллион или два на матч с Касымжановым.

- В сложившейся ситуации Каспаров винит не одного президента ФИДЕ Илюмжинова, но и Крамника, который уклонился от матча-реванша...

- Мы с Каспаровым перед матчем в Лондоне подписали контракт, согласно которому проигравший в поединке участвует затем в турнире претендентов. А Каспаров от контракта отказался, мотивируя это тем, что истек период его действия. Он меня обвиняет в соблюдении документа, который сам предложил подписать.

- Контракт тот и впрямь просрочен. Однако согласитесь, он наложил отпечаток на все дальнейшие события, включая процесс объединения.

- Я выполнил Пражские соглашения, пусть они не слишком мне нравились. В них четко записано: Крамник -- классический чемпион мира и играет матч на первенство мира с победителем отбора в Дортмунде. Каспаров любое состязание со мной желает начинать с равного этапа, хотя я-то чемпион, выигравший у него матч. Ладно, согласен -- но, будь добр, сыграй, например, с Анандом или с тем же Леко. Ну хотя бы уж с Касымжановым. Я же по-своему отбирался в объединительном цикле, играя в Бриссаго свой матч. А сейчас безусловно великий шахматист Каспаров уходит с авансцены... И ясно, что большого желания встречаться со мной у него нет.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости