0

Засчитывается!

''В заключительный день чемпионата мира по фигурному катанию в Дортмунде российские спортсмены не участвовали в борьбе за медали. Однако Россия вправе себя чувствовать причастной к тому зрелищу, которое подарили зрителям участницы турнира в женском одиночном разряде. Победительницей этого вселенского представления неожиданно для многих вышла Шизука Аракава, не имевшая ни одной награды чемпионатов мира и Олимпийских игр. За несколько недель до начала главного старта сезона японка решила поменять тренера, обратившись к сотрудничеству с Татьяной Тарасовой. Аракава принесла Японии третью золотую медаль за всю историю проведения чемпионатов мира, а Тарасова стала первым человеком на земле, который выигрывал этот турнир как тренер во всех четырех видах фигурного катания -- парах, танцах, мужском и теперь женском одиночном катании.

Алексей Мишин, тренер трехкратного чемпиона мира Евгения Плющенко, после победы своего ученика в Дортмунде заявил, что по накалу борьбы и уровню спортивных результатов это был сильнейший турнир за всю историю мужского одиночного катания. Все то же самое можно сказать и о финальном дне чемпионата мира, когда разыгрывали медаль женщины. И даже больше. По сравнению с предыдущими турнирами рост результатов еще более впечатляет, а градус борьбы -- еще выше. Предлагаю считать 27 марта Международным женским днем в фигурном катании.

С прекрасной четвертью фигурного катания происходит сейчас то же самое, что и с женским теннисом в 90-х, когда из ухудшенной версии мужского тенниса с участием двух -- двух с половиной суперзвезд он превратился в самоценное зрелище, на сегодняшний день заметно превосходящее в популярности монотонные и унифицированные мужские перебранки с ракеткой в руке.

Прихотливое и нервное переплетение линий судеб, космическое в соседстве с комическим, воинское (самурайское?) бесстрашие в сочетании с балетной грацией. Ничто и никогда в фигурном катании, включая все страсти-мордасти олимпийского Солт-Лейк-Сити, не захватывало меня с такой силой, как это зрелище на льду Дортмунда. Я не могу похвастать большим опытом наблюдений за фигурным катанием. Но я открыт для общения, я готов принимать звонки. Убедите меня, что в эпоху Катарины Витт или Пегги Флемминг было что-то более значительное или хотя бы даже сопоставимое. В том-то и дело, что совершенно не понятно, кому принадлежит эта эпоха. Она может принадлежать многим.

Я пришел в зал к началу выступлений второй группы участниц, то есть девушек, занимавших после короткой программы места с 13-го по 18-е. Традиционно эта группа иллюстрирует, насколько показателен разрыв в классе между самыми лучшими и всеми остальными. Обычно довольно скучно наблюдать, как девушки борются с тройными лутцами. Вот и на этот раз я раскрыл рот и -- так и не закрывал его до конца соревнований. То был не зевок, а изумление. Сюсанна Пойкио, эта европейская Мишель Кван, показала такой прокат, с которым еще год назад она могла бы стать третьей, в худшем случае -- пятой. Ее итоговое место в произвольной программе -- десятое. И нельзя сказать, что судьи были к ней несправедливы. Француженка Кальвез делает каскад 3+3, и в конце программы закрывает лицо руками, скрывая слезы счастья. Безвестная хорватская девушка Идора Хегель отвечает тем же.

Пока заливочная машина ровняет и остужает раскаленный лед, я иду в пресс-центр за протоколом, где указано, какие технические элементы собираются выполнить другие фигуристки. Протокол похож на отчет с конференции стахановцев. Горы сложнейших каскадов, прыжковые комбинации, которых никто никогда не исполнял. Девушки, конечно, выполнили не все свои обещания. 16-летний японский вундеркинд Мики Андо вспорхнула испуганной бабочкой при заходе на сальхов в четыре оборота, хотя однажды уже сделала этот рекордный прыжок в официальных соревнованиях. 17-летняя тирольская принцесса Каролина Костнер исполнила один за другим тройной флип, тройной тулуп, двойной ритбертер и тут же превратилась в усталого олененка.

Мне не хотелось бы обсуждать невысокие места российских фигуристок. Довольно странно подробно осматривать наши ржавые трубы и трещины в стенах, когда только что закончился турнир всемирно-исторического значения. Нужно крайне невнимательно следить за фигурным катанием, чтобы называть эти результаты "провалом". Все в порядке, пол на месте. Просто изменилось положение потолка. Собственно, даже трудно сказать, где он, этот потолок. Нет его -- выход в небо.

Провалив короткую программу, Елена Соколова показала один из лучших прокатов произвольной программы в этом сезоне. Вика Волчкова, напротив, здорово выступила в квалификации, еще лучше -- в короткой программе. Судьи были к ней почему-то очень строги, поэтому, не дожидаясь приговора арбитров, Вика просто сдалась в произвольной программе. Ирину Слуцкую судьи, напротив, всячески ободряли оценками. Но ободряй не ободряй, даже ее девятое место (худший результат в карьере) выдано исключительно за прежние заслуги. Эта троица могла выступить чуть лучше, а могла и хуже. Но даже если бы Соколова выдала прошлогодний "серебряный" прокат, Волчкова не расклеилась бы в решающий момент, а Слуцкая явилась Дортмунду такой, какой ее все помнят, никто из них не смог бы претендовать на медали. Еще не стихло эхо общенародной дискуссии "кто похитил олимпийское золото Ирины Слуцкой?", как мы уже лишились по итогам чемпионата в Дортмунде третьей представительницы в женском катании на следующем чемпионате мира. Таков темп времени в этой дисциплине. И нужно готовиться, что будет еще хуже, учитывая, сколько одаренных девочек уже стучат коньками, желая сразиться с Мишель Кван, Сашей Коэн и теперь -- Шизукой Араковой.

Ситуация вовсе не безнадежная. Напротив, электрическое напряжение борьбы за высшие места очень легко передается другим. Нужны хорошие проводники электричества. Нужно наконец перестать раскладывать эти византийские пасьянсы вокруг сборной. Не потому, что это безнравственно, хотя и безнравственно тоже. Но уже в первую очередь потому, что это очень непрагматично. Господину Писееву следует раздать все свои плетки конюхам, а пряники -- детям в Парке культуры. Объявить, подобно Путину, о равноудаленности от власти всех олигархов, включая самых заслуженных тренеров и их титулованных учеников. Превратить чемпионат России по фигурному катанию из школы нытиков и циников в школу бойцов, каковой являются чемпионаты США и Японии. На удивленный вопрос судей "Как судить сегодня будем, Валентин Николаевич?" ответить: "Как-как? Честно!" Византийская дипломатия может быть вполне успешной в танцах и парном катании -- там же, где присутствует слишком острая конкурентная борьба, там, где наблюдается столкновение очень сильных интересов, Византия пасует -- потому что не технологична. Однако сомнительно, что Писеев -- это Путин, а тысячелетний рейх российского фигурного катания обнаружит способность к быстрому выздоровлению. Вернемся к самому важному -- к тому, что сделало этот день великим. К тем шести первым, чей выход на лед казался богоявлением. Так хорошо подготовили к их выходу предыдущие участницы действа.

''Обычно спортсмены очень горюют, когда вытаскивают первый стартовый номер в финальной группе. Но в этот день, кажется, мог победить только тот, кто делает первый ход. Кажется даже, что любая из этих шести была готова сделать то, что сделала Шизука Аракава, -- подавить соперниц своим прокатом. Начать и выиграть. Это всего лишь догадка. Но случилось все именно так. На лед вышла Аракава, а все остальные выступления превратились в великий комментарий, в рефлексию по поводу ее грандиозного проката. Даже у Саши Коэн, откатавшей короткую программу так же гениально, как Аракава произвольную. Даже у пятикратной чемпионки мира Мишель Кван.

Не поверите, но я почти не хихикал, когда вместе с Кван на льду появился "акционист". Я с почтением отношусь к тем людям, которые умеют ударом яйца или демонстрацией голой задницы избавить от чванливости чинуш и скучных буржуа. Но этот заслуженный английский эксгибиционист не угадал со временем и пространством. Его тюленье тело оскорбило священнодействие, парень всерьез богохульствовал. Зал шикал, а не заливался чистым смехом зрителей шоу мистера Бина. И, полагаю, дело не только в пресловутой немецкой терпимости. Все были захвачены этой битвой красивых маленьких девушек. Даже те, кто не отличает сальхов от лутца.

Казалось, полуголый господин сделал напор Кван еще решительней. Повторно вылетая на лед, Кван напоминала сокрушающую всех и вся фею из какого-нибудь красивого китайского фильма. Она сражалась вдохновенно, запнулась на последнем прыжковом элементе, проиграла Аракаве одним голосом и в итоге осталась на третьем месте -- худший ее результат за все выступления на чемпионатах мира, исключая первый ее турнир, на который она явилась 14-летней девочкой.

"А если бы она прыгнула этот лутц, она бы выиграла?" -- спрашиваю у Рафаэла Арутюняна, уже полгода работающего с самой титулованной фигуристкой современности.

"Не знаю, не знаю, -- зло качает головой Арутюнян. -- Даже думать об этом не хочу".

Он очень хотел выиграть этот турнир с Кван. Больше, намного больше, чем сама Кван. И, может быть, больше, чем хотела выиграть его с Аракавой Тарасова, хотя этот чемпионат складывался для нее неудачно, никак. Мировая презентация Андрея Грязева и новой танцевальной пары Светлана Куликова -- Виталий Новиков прошли незамеченными. Израильтяне Хаит -- Сахновский опустились еще на одну ступень в мировой классификации. И вот сумасшедший успех Аракавы, которая в этом сезоне показывала отменное катание, но все же не такое, чтобы можно было предположить, что она станет чемпионкой мира.

Я не буду присоединяться к фанатам Тарасовой и говорить, что в успехе Аракавы решающая заслуга -- русского тренера. Я не принадлежу к числу ее завистников, говорящих, что Тарасова -- гений конъюнктуры и всего лишь ловко запрыгнула в ультрасовременный японский экспресс на воздушной подушке (хотя, знаете, тоже умудриться надо). Я не представляю, что можно было изменить за те две недели, что Тарасова работает с японкой. Я скажу самое очевидное, что можно сказать по данному поводу: засчитывается, Татьяна Анатольевна!

Дортмунд

Все золото Тарасовой

1975 (Колорадо-Спрингс) Ирина Роднина -- Александр Зайцев (пары)

Ирина Моисеева -- Андрей Миненков (танцы)

1976 (Гетеборг) Ирина Роднина -- Александр Зайцев

1977 (Токио) Ирина Роднина -- Александр Зайцев

Ирина Моисеева -- Андрей Миненков

1978 (Оттава) Ирина Роднина -- Александр Зайцев

1985 (Токио) Наталья Бестемьянова -- Андрей Букин (танцы)

1986 (Женева) Наталья Бестемьянова - Андрей Букин

1987 (Цинциннати) Наталья Бестемьянова -- Андрей Букин

1988 (Будапешт) Наталья Бестемьянова -- Андрей Букин

1992 (Окленд) Марина Климова -- Сергей Пономаренко (танцы)

1997 (Лозанна) Оксана Грищук -- Евгений Платов (танцы)

1999 (Хельсинки) Алексей Ягудин (мужчины)

2000 (Ницца) Алексей Ягудин

2002 (Нагано) Алексей Ягудин

2004 (Дортмунд) Шизука Аракава (женщины)

Блеск и нищета России

Результат выступления сборной России по фигурному катанию на чемпионате мира в Дортмунде выглядит крайне противоречиво. Три золотые медали -- выдающийся результат. Лучше российские фигуристы выступали только в Хельсинки в 1999 году, когда в первый и единственный раз в истории представители одной страны победили во всех четырех дисциплинах фигурного катания. Три золотые медали -- это повторение результата 1975 года (Колорадо-Спрингс), 1977 года (Токио), 1985 года (Токио), 1992 года (Окленд), 1998 года (Миннеаполис) и 2002 года (Нагано).

Однако по общему количеству медалей -- три -- это худший показатель российской команды за последние девять лет. На чемпионате мира в Бирмингеме (1995) было завоевано только две медали.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости