0

Процедурные вопросы

''"Известия" стали единственной российской газетой, корреспондент которой собственными глазами наблюдает в эти дни, как принимается решение по "делу Лазутиной". Вчера в Лозанне в Арбитражном спортивном суде (CAS) начались слушания по апелляциям знаменитых российских лыжниц Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой на решения Международной лыжной федерации (FIS) и Международного олимпийского комитета (МОК) о дисквалификациях якобы за применение допинга. Первый день, когда обсуждались претензии Лазутиной к FIS, закончился за несколько минут до подписания этого номера "Известий" в печать.

Ежегодно CAS разбирает десятки (если не сотни) спорных вопросов, и все они рассматриваются в штаб-квартире на Avenue de l Elysie, 28. А вот местом проведения слушаний по апелляциям Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой CAS выбрал один из самых дорогих и престижных отелей Лозанны. Причина -- желание избежать, насколько это вообще возможно, пристального внимания общественности. "Хотя процесс и объявлен закрытым, у суда наверняка соберутся несколько десятков репортеров с телекамерами и диктофонами", -- в администрации CAS объяснили представителям российской стороны именно так. Вряд ли удастся скрыть место проведения слушаний до их окончания. Но в первый день специальный корреспондент "Известий" оказался единственным журналистом, который получал информацию о процессе из первых уст практически в режиме онлайн.

Представители российской стороны собирались на слушания в Лозанне до воскресного вечера. Следует признать: адвокату лыжниц Анатолию Кучерене, несмотря на некоторые противодействия, удалось сформировать профессиональную и боеспособную команду. Во всяком случае, именно такой она показалась во время затянувшегося до поздней ночи воскресенья обсуждения тактики и стратегии поведения.

Итак, в помощь себе Кучерена призвал Дэвида Риваша и Рэми Вилара. Риваш -- словно сошел с киноэкрана. Он невысокого роста, носит фетровую шляпу и фривольную "бабочку" и постоянно курит сигару. Имеет офисы в Нью-Йорке и Париже, довольно неплохо знает русский язык, однако длинные анекдоты предпочитает рассказывать на английском. Вилар -- один из наиболее авторитетных в Швейцарии уголовных адвокатов по делам и блестящий знаток швейцарского права. Хотя имена помощников Кучерена назвал в последний момент, они прекрасно разбираются в нюансах дела. А роли распределены в команде примерно так: за Кучереной -- общее руководство, Вилар сконцентрирован на процессуальных нюансах, а Риваш осуществляет "presentation".

В качестве третьей стороны на слушаниях также присутствуют специалисты юридического отдела Олимпийского комитета России (ОКР) Александра Бриллиантова и Дина Назаргалина. Лазутина выдала им доверенность. Однако в соответствии с существующими правилами они не имеют права на комментарии и даже реплики. Тем не менее Кучерена сказал, что рассчитывает на их интеллектуальную помощь. Руководитель антидопинговой инспекции ОКР, а с недавних пор еще и член антидопинговой комиссии FIS профессор Николай Дурманов участвует в суде в качестве независимого эксперта -- не путать со свидетелем.

Процесс, который, по мнению специалистов, определит пути развития не только антидопинговой борьбы, но и всего мирового спорта, начался в 9.00 по местному времени. Первые два с половиной часа стороны посвятили обсуждению очень важных процессуальных, или формальных, моментов. Наша сторона сразу взорвала "бомбу" -- заявила ходатайство об отводе арбитров! Всех трех арбитров, которые должны разрешить спор Лазутиной и Даниловой с чиновниками FIS и МОК! Уже на последнем этапе подготовки к слушаниям адвокат Рэми Вилар выяснил, что и Барбара Шикофф (ее выбрала наша сторона), и Дирк Райнер Мартенс (его выбрали FIS и МОК), и даже Питер Ливер (президент скамьи арбитров, назначенный CAS) работали в одних процессах или даже проектах с представителями FIS и МОК. В частности -- с адвокатом МОК Яном Паульссоном.

Такая ситуация на языке юристов называется "конфликт интересов". По швейцарскому праву, о нем немедленно требуется оповестить заинтересованные стороны. Но сотрудники канцелярии CAS адвокату Кучерене об имеющемся "конфликте интересов" почему-то не сообщили. Он узнал о казусе в воскресенье, когда уже прибыл в Лозанну. И после обмена мнениями с коллегами приняли решение: заявить ходатайство об отводе. По правилам, решения об отводе скамьи арбитров принимает, как ни странно, сама скамья арбитров. Чтобы восстановить душевное равновесие и принять решение, президент Ливер в 11.15 даже объявил 15-минутный перерыв. А вернувшись в зал заседаний, объявил: арбитры приняли решение ходатайство об отводе отклонить. Но это решение открывает перед российской стороной возможность обжаловать "по процедурным вопросам" будущее решение CAS в Международном арбитражном совете по спорту и даже в Высшем суде Швейцарии.

Процессуальные вопросы обсуждали примерно до 12.00. И некоторые важные были решены не в нашу пользу; хотя также с формальными нарушениями. В частности, арбитры не разрешили российской стороне заявить независимым экспертом Лорана Ривье -- одного из самых авторитетных (если не самого авторитетного) участников мирового антидопингового движения. Сейчас он возглавляет фирму Scientific Consulting, а вообще является организатором действующей системы антидопингового контроля Швейцарии -- одной из самых жестких и справедливых. Уровень профессионализма ученого, как сказал Николай Дурманов, -- "фантастический".

О моральных качествах Ривье много говорит такой факт: с должности директора центральной антидопинговой лаборатории в Лозанне некоторое время назад ушел в отставку в связи с несогласием с навязываемым методом определения эритропоэтина и производных, в использовании которых и обвиняют Лазутину с Даниловой. Считал и продолжает считать его ненадежным. Интересно, что при обсуждении -- допускать Ривье экспертом или нет -- один из представителей FIS дословно заявил: "Я сделаю все, чтобы его не было в этом зале". Не допустили, сославшись на якобы запоздавшую заявку (в "Известиях" от 2 ноября адвокат Кучерена рассказал, что произошло). Ривье остался консультантом российской стороны.

"Нашей маленькой победой" адвокат Кучерена назвал другое решение скамьи арбитров по процедуре -- удовлетворить ходатайство российской стороны и наложить запрет на участие в понедельничных слушаниях представителей МОК. Как всем известно, дело Лазутиной и Даниловой на самом деле состоит из четырех дел: "Лазутина против FIS" и "Лазутина против МОК", "Данилова против FIS" и "Данилова против МОК". Некоторое время назад CAS решил "ради экономии времени и средств" провести слушания в одни сроки, но очень четко расписал: 5 ноября рассматривается дело "Лазутина против FIS" (то есть о дисквалификации с 8 декабря 2001 года); 6-го, а также в первой половине дня 7-го -- "Лазутина против МОК" (о лишении золотой медали и дисквалификации на Олимпиаде) и "Данилова против МОК" (о дисквалификации на Олимпиаде); наконец, 7-го -- "если останется время" -- "Данилова против FIS".

Наши адвокаты сильно удивились, увидев вчера утром представителей МОК в зале. Тем более что прежде, чем принять какое-то процедурное решение, президент скамьи арбитров Ливер обязательно обращался к адвокату МОК Яну Паульссону: "Что по этому поводу думаете вы?" Адвокат Кучерена обратил внимание арбитров на несоответствие реалий регламенту довольно категорично, завершив свою речь обращением: "А с вами, г-н Паульссон, я с удовольствием пообщаюсь завтра". Президенту Ливеру не оставалось ничего, кроме как попросить делегацию МОК покинуть зал.

В целом складывается впечатление, что арбитры симпатизируют нашим оппонентам; это признали и российские специалисты, которые прежде заявляли о своем несогласии с решением Кучерены сообщать о притеснении и давлении со стороны CAS на страницах газет. Такая частность: несмотря аж на четыре (!) протеста адвокатов российских лыжниц, арбитры разрешили находиться в зале заседаний свидетелям FIS. Это очень существенно, учитывая, что их показания, поданные в письменном виде ранее во многих эпизодах, противоречат не только существующим законам и нормам, но даже друг другу. "Первый раз вижу, чтобы свидетели находились в зале заседаний и могли слушать то, что говорят другие свидетели", -- заметил адвокат Риваш. Однако на его очередной протест по этому поводу президент Ливер заявил: "Вы здесь присутствуете не для того, чтобы делать заявления".

Слушания по делу "Лазутина против FIS" завершились вчера накануне подписания этого номера Известий" в печать. Стороны и арбитры до 20.20 по местному времени опрашивали свидетелей и экспертов -- Дурманова, директора антидопинговой лаборатории в Осло Петера Хеммерсбаха, директора центральной антидопинговой лаборатории в Лозанне Мартеля Сожи и владельца контрольного пакета акций -- одного из руководителей частной компании IDTM из Швеции Стэффана Сальстрема. О чем именно их спрашивали и что они отвечали, -- в завтрашнем номере "Известий".

Лозанна

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости