0

Работа в России. Не "Гербалайф"

''Кадровые изменения в высшем руководстве российского спорта напрашивались во всем спектре - от отставок до новых назначений, включая рокировки. Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити показали неготовность, несовременность, немобильность и прочие "не" наших спортивных чиновников. После провала по организационной линии размечтались даже об уходе с должности президента ОКР Леонида Тягачева, личного тренера президента, - слишком явно тот выражал недовольство поведением спортивных боссов в Солт-Лейке. Однако прямых рычагов воздействия не имел: Олимпийский комитет - организация общественная, государству не подотчетная.

Позорную Олимпиаду забыли спустя месяц. И понять избирательность человеческой памяти можно: чиновников ждала титаническая работа. Ни много ни мало - возрождение российского спорта. Что у нас в стране вечный аврал и ударные стройки, сказал кто-то из умных. Главное - чтобы нашелся вожак или нужный приказ. Роль "пленума" сейчас исполняет Государственный совет. 30 января он был посвящен "повышению роли физкультуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян". И, кажется, здесь - в здоровье нации и спорте - неожиданно нашлась даже национальная идея. Председатель Госкомспорта Павел Рожков признался: "Мы не ожидали, что после Госсовета будет такой резонанс. И оказались к нему не готовы".

Ретивость, с которой поручения Госсовета взялись "проводить в жизнь", неприятно удивила; хотя в самой российской кампанейщине, конечно, ничего удивительного нет. Первые две недели все ржали, читая о распоряжениях глав разных администраций об обязательной физзарядке для и сдаче нормативов. Затем каждый занялся рутинной работой. Спортсмены и наставники, окрыленные сиятельным к себе вниманием, возобновили тренировки. Чиновники сели корпеть над проектами распоряжений, законов и предложений. Казалось, скоро зарядка станет такой же скучной составляющей жизнедеятельности соотечественника, как чистка зубов и плотный завтрак.

Десятидневной давности слухи о возможных переменах в спортивном руководстве страны стали чрезвычайно неожиданными, тем более что претендентом на занятые места оказался великий хоккеист Вячеслав Фетисов. История его трудоустройства - анекдот, отражающий нашу совковую суть. Президенту рассказали версию, что Фетисов лишился места тренера в клубе НХЛ потому, что согласился возглавить в Солт-Лейке сборную России. Мол, работодатели намекнули: мы полтора десятка лет платили тебе огромные тыщи, а ты нас на нашей же земле бить собрался?! Фетисов от слова, данного президенту, не отказался. И тот позвал на аудиенцию, во время которой, пригласив вернуться в Россию насовсем, спросил: "Чем бы вы хотели заняться, Вячеслав?" "Я бы тренером пошел поработать..." - ответил он. Но Фетисову посоветовали: проси что-нибудь масштабнее. Он и попросил.

Воображение, впрочем, поражает совершенно другое: решение высших руководителей государства о назначении Фетисова министром спорта зависело от того, получит ли он пост тренера в одном из клубов НХЛ. Потому что когда новый русский герой вернулся в Америку собирать вещи, выяснилось, что ему светит работа главным тренером. Сегодня, однако, Фетисов прилетает в Москву. Если для того, чтобы сказать твердое "да" и начать работу во благо российской физкультуры, а не, извинившись, поблагодарить за доверие, - наши аргументы против. Чиновнические перспективы Фетисова кажутся сомнительными потому, что никогда он не имел опыта подобной работы; незнаком с нашими реалиями; наконец, идет без команды, один. А ведь есть и "маленькие" проблемы: от нежелания возвращаться в Москву супруги до двойного (по некоторой информации) гражданства.

Впрочем, дело даже не в Фетисове. Просто перестановки в российском руководстве, а тем более в руководстве Госкомспорта, - абсолютно ничем сейчас не мотивированы. Может быть, когда-нибудь мы вслед за президентом научимся уважать не только чемпионов и патриотов, но и скромных профессионалов своего дела.Леонид ТЯГАЧЕВ: Мне уже предлагали взять всю власть в свои руки- С чего вы взяли, что Рожкова на посту председателя Госкомспорта сменит Фетисов?

- Не нужно приписывать мне авторство этого. С полпредом президента в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым я проводил в Ростове конференцию по подготовке к Олимпиаде 2004 года в Афинах, когда начались публикации о возвращении Славы в Россию и возможном его назначении одним из руководителей нашего спорта, как вариант - президентом ОКР. На пресс-конференции я разъяснил: Фетисов может претендовать - если захочет - на пост председателя Госкомспорта, но никак не президента Олимпийского комитета. Президента ОКР избирает олимпийское собрание сроком, как минимум, на четыре года. Меня единогласно избрали в июле 2001-го, я нахожусь в начале пути, и реализация перспективных проектов требует времени. А вот главу Госкомспорта можно назначить распоряжением правительства или - если комитет преобразуют в министерство - указом президента. Так что здесь возможны варианты.

- Если Фетисова назначат в Госкомспорт, вы сработаетесь?

- Когда меня избрали президентом ОКР, то было предложение взять в свои руки всю власть - возглавить еще и Госкомспорт. Возможно, это было оправданно с точки зрения создания четкой системы управления спортивным движением. Но наша Конституция имеет особенности, которые препятствуют такому совмещению. Руководить Госкомитетом - трудная и ответственная миссия. Вячеслав Фетисов - профессионал большого хоккея, работал в руководстве успешного клуба НХЛ, знает особенности американского спорта высших достижений. Если станет спортивным министром в России, этот опыт ему пригодится. Нас связывает давняя дружба, и если знания и авторитет Вячеслава будут востребованы, мы можем объединить усилия, работать продуктивно. Но у меня сейчас и с Павлом Рожковым нормальные отношения. Он верно понимает задачи, которые перед нами поставил президент и председатель правительства. Задача Госкомспорта - внедрять физкультуру и спорт в массы, готовить резервы, укреплять систему детско-юношеского спорта. А ОКР - это тот рычаг, который поможет поднять большой спорт на новую высоту.

- Если говорить об отношениях не Тягачева и Рожкова, а ОКР и Госкомспорта - вы удовлетворены их нынешним состоянием?

- И накануне Олимпиады, и во время Игр я и мои коллеги по бюро ОКР находились в напряжении. В Солт-Лейк-Сити было командировано много работников Госкомспорта, не имеющих определенных функций. Народу много, все с претензиями, а помощи - ноль. В конце января на заседании Госсовета было определено, как взаимодействуют ОКР и Госкомспорт. Но только на последнем заседании бюро исполкома коллега Рожков наконец четко признал: спортом высших достижений занимается Олимпийский комитет по договору с федерациями. А задача Госкомитета, председателя - решать процедурные вопросы с Министерством финансов, Минэкономразвития, Министерством здравоохранения... И ни в коем случае Госкомспорт не должен диктовать свою волю спортивным федерациям.

- Почему?

- Федерации - это общественные организации, и по законам никто не может вмешиваться в их деятельность. То же самое касается ОКР. Во всем мире только олимпийские комитеты представляют свои страны в МОК, занимаются спортом высших достижений, готовят команды к Играм. Все другие организации помогают, однако решения принимают НОКи. Я поставил перед собой задачу внедрить эту прогрессивную модель в России: чтобы ОКР имел внебюджетное финансирование спорта на уровне США, Франции, Италии, Германии. Чтобы у нас были свои центры подготовки по зимним и летним видам спорта, свои отели, свое производство экипировки, оборудования. Эта работа уже начата, руководители страны помогают нам не деньгами, а организационно, у нас появляется все больше партнеров - фирм, крупных предприятий, концернов.

- Главным минусом ОКР называют непрозрачность бюджета.

- Это глупости. ОКР, получая благотворительные деньги, на своем бюро, куда входит и Рожков, всегда обсуждает - кому они на данный момент нужнее - на оплату учебно-тренировочных сборов, на закупку оборудования, на помощь ветеранам спорта... Бюджет прозрачный, это подтвердит любой аудитор. Может быть, речь идет о непрозрачности спортивных федераций? Конечно, можно вызвать президента любой федерации на бюро ОКР со всей бухгалтерией и все посмотреть. И в принципе делать это необходимо периодически. Однако моя позиция как руководителя иная: проверять надо другие федерации, где крутятся совершенно непонятные деньги, где ребята, которые даже не стали мастерами спорта, получают по 500-600 тысяч долларов. Я имею в виду хоккей и футбол. Остальные федерации бедные, но при этом - как лыжная, биатлонная или фигурного катания - медали на Играх завоевывают. Необходимо выделить их, больше денег давать от Госкомспорта, поблагодарить, что сами заключили контракты с "ЛУКОЙЛом", "Роснефтью".

- Какая ситуация, по вашему мнению, идеальная для развития спорта высших достижений в России?

- Та, о которой я уже рассказал и которую поддержали президент, председатель правительства, Валентина Ивановна Матвиенко, все губернаторы, общественность... Механизмы российского спорта должны работать по законам, по Конституции.Павел РОЖКОВ: Сейчас уже неважно, кто будет министром спорта- Правда, что вас снимают?

- Об этом объявил на совещании в Ростове-на-Дону Леонид Васильевич Тягачев - в перерыве между заседаниями (улыбается). Я только что в своем докладе очень жестко - как никогда - высказался о его заместителях, о реформировании Олимпийского комитета. Тягачев сидел, согласно кивал головой. А как только вышел - из Москвы стали звонить: мол, Тягачев уже объявил по телевидению, что председателем Госкомспорта назначат Фетисова. На торжественном обеде мы сидели рядом, и я спросил: "Василич, а что это ты меня уже снял-то?" "Знаешь, слухи ведь ходят... А болезнь легче лечить явную, не скрытую. Теперь пусть каждый выскажет про Фетисова все что думает", - рассмеялся Тягачев. Позже, докладывая вице-премьеру правительства Валентине Ивановне Матвиенко "Концепцию развития физкультуры и спорта...", спросил: "Я так понимаю, это мой дембельский аккорд?" Она сказала, что делать заявление Тягачев не имел права. И попросила не бросать программы, которые веду; чтобы ни я, ни команда не поддавались тем настроениям, которые специально или несознательно формируются.

- Никаких оснований для слухов о вашей замене на Фетисова нет?

- Может быть, и есть, я не знаю. Но сейчас я хочу акцентировать внимание на другом... Все три года, что я нахожусь в Госкомспорте, пытался вернуть спорт в жесткую вертикаль государственной власти. Как атлет, тренер и руководитель, я знаю: без дисциплины добиться результата невозможно. Сейчас появилась уникальная возможность сделать в нашей сфере что-то грандиозное. Я имею в виду программу, которую на Госсовете поручили разработать президент и председатель правительства. Она выстрадана всеми физкультурно-спортивными организациями России: региональными комитетами, федерациями, обществами... И сейчас не так важно, кто именно будет возглавлять Госкомспорт, как не важно, кто во главе ОКР. Важно, что почти все поручения, данные с конкретными сроками, выполнены. Весь пакет документов, касающихся реформирования сферы физкультуры и спорта, передан в правительство и (почти весь) согласован. Буду докладывать на заседании правительства во второй половине мая.

- Какая сейчас главная проблема российского спорта?

- Наша беда в том, что до сих пор нет консолидированного бюджета для развития спорта высших достижений. Последние три года все знают, сколько получает Госкомспорт средств из бюджета и главное - на что они тратятся. Вы знаете, что подготовка к последней Олимпиаде шла за счет государственных средств, участие - за счет государственных средств. Но никто не знает, сколько внебюджетных средств привлек ОКР. Сколько получают внебюджетных средств федерации по видам спорта? И наши попытки на уровне договора с федерациями все-таки создать консолидированный бюджет, к сожалению, пока ни к чему не привели. Леонид Васильевич постоянно повторяет о 24 спонсорских контрактах, подписанных накануне Игр в Солт-Лейке. Но молчит о том, что они направлялись на ликвидацию финансовых нарушений, которые были допущены при подготовке к сиднейским Играм. Счетная палата и Генеральная прокуратура сейчас разбираются: почему средства на компенсацию перевозки олимпийской сборной России истрачены на туристические нужды ОКР и почему бюджетными деньгами, которые направили мэрия Москвы и Госкомспорт, оплатили одну и ту же экипировку. За последние три года Госкомспорт, ОКР, федерации и регионы создали много совместных комиссий. Сейчас коллективные решения принимаются по календарю соревнований; по аттестации и аккредитации федераций; по присвоению спортивных званий. Только нет комиссии, которая занималась бы распределением получаемых ОКР внебюджетных средств.

- Если вам интересно: все споры и ссоры между Госкомспортом и ОКР воспринимаются как драка за большие деньги.

- К счастью, с приходом нового президента юридические и финансовые механизмы в стране сильно изменились. И сегодня нашим спортивным руководителям никто не позволит проделывать то же, что еще несколько лет назад: например, размещать деньги в коммерческих банках, которые "неожиданно" рушились, а олимпийцы оставались без призовых. Уже нет условий, которые позволяли действовать печально знаменитому НФС - Национальному фонду спорта. Сейчас все деньги Госкомспорта находятся на казначейских счетах. Это значит: прежде чем получить средства, мы должны отчитаться за предыдущий месяц. И не дай Бог, по одной статье что-то не прошло!.. В Счетной палате нам уже говорят: с вами неинтересно работать. Может, мы и скучные, но - честные. Поэтому предлагаем создать внебюджетный фонд для финансирования нашего спорта под эгидой Министерства финансов или Казначейства. Все должно быть прозрачно. А то получается такая ситуация: на одну и ту же статью расходов федерации получают и от Госкомспорта, и от ОКР, и от облспорткомитетов, и от спонсоров, и от собственной коммерческой деятельности. Хороший бизнес: 500 процентов за одно и то же мероприятие!..

- Проблемы в отношениях между двумя органами существовали и при прежнем президенте. Почему их еще не удалось решить?

- Лично с Леонидом Васильевичем у меня давние дружеские отношения. Да и по профессиональным вопросам у нас, как правило, полное понимание и единодушие. Общие друзья даже говорят, что для решения вопросов лучшего тандема, чем Рожков-Тягачев, просто не может быть. Я действительно знаю, как сделать хорошую программу - технологию, финансовые обоснования, юридические закавыки. Чем и занимаюсь. А Леонид Васильевич - гений коммуникаций с людьми. Я поражаюсь его умению зайти куда надо, подписать все документы. Он, даже если незнаком с человеком, очарует и уговорит. К глубокому сожалению, когда прошлым летом Леонида выбирали президентом ОКР, в помощниках и заместителях осталась старая команда. Они-то все и стопорят. Мы, например, договариваемся о реализации каких-то программ. Тягачев дает поручение, уезжает в командировку, а когда возвращается - все сделано наоборот. Но мы договорились, что в июне на Олимпийском собрании Леонид Васильевич поставит вопрос о замене заместителей и изменении структуры ОКР.

- Если назначение Фетисова председателем Госкомспорта все-таки состоится, вы согласитесь остаться у него помощником?

- Я с Фетисовым не разговаривал и незнаком с его представлениями о работе государственной физкультурно-спортивной структуры. Но одно я могу сказать совершенно точно: чтобы ни случилось, из этой сферы не уйду. Все равно останусь или на улице Казакова (здесь расположен Госкомспорт), или на Лужнецкой набережной (федерация спортивной борьбы России), или на Сиреневом бульваре (Академия физической культуры).

- А вообще тяжело работать под прессом: снимут - не снимут?

- Если бы я не был борцом и не привык "мостить", было бы очень тяжело.Опрос1. На ваш взгляд, структура спорта в нашей стране нуждается в реформировании? 2. Как реализация решений Госсовета отразится конкретно на вашей работе? 3. По вашему мнению, Вячеслав Фетисов - тот самый человек, который способен провести реформы и стать лидером российского спорта?

Валерий КУЗИН, председатель подкомитета по физической культуре и спорту комитета Государственной думы РФ по охране здоровья и спорту, ректор Российской государственной академии физической культуры, президент Федерации баскетбола России.

1. Нет, потому что собственно структура нашего спорта отвечает всем классическим нормам. Проблемы, с которыми мы в настоящее время сталкиваемся, - во взаимоотношениях различных участников процесса. Причем не в личных, а в управленческо-юридических. 2. Если я - как председатель подкомитета Госдумы - в итоге получу на строительство спортивных объектов не 140 млн рублей, а хотя бы миллиард с хвостиком, буду доволен. Тогда смогу плодотворно работать, выполнять свои прямые функции, а не просто "представлять власть". 3. Вопрос не в том - кто будет реализовывать. Вопрос в том - кто способен реализовать. Если пришел с собственной программой и можешь провести ее в жизнь - здорово. Если программа не твоя, но ты можешь ее провести в жизнь - тоже хорошо. Но если не имеешь полной информации о реальном состоянии сферы, в которой собираешься работать, - плохо. Вместо того чтобы сделать два шага вперед - не сделать бы один назад.

Валентин БАЛАХНИЧЕВ, президент Всероссийской федерации легкой атлетики, заместитель председателя Госкомспорта.

1. Последние несколько лет реформы в российском спорте идут постоянно. Многое уже сделано, многое делается. Конечно, многое еще предстоит сделать. Но, например, не совсем удачное выступление команды на Олимпиаде не является ни следствием застоя, ни причиной для резких перемен. 2. Если те программы, которые Госкомспорт со всеми заинтересованными организациями подготовил по поручению президента, реализуются даже на 50 процентов, это даст колоссальный толчок развитию спорта в нашей стране. Впервые не просто декларируются базовые принципы - указаны ресурсы для развития и источники для финансирования. В первую очередь я имею в виду проекты о президентских стипендиях и о финансировании детских спортшкол. Думаю, также решим вопрос с реконструкцией баз. 3. Я не могу сказать объективно, потому что не знаю Фетисова лично, не знаком с его взглядами, убеждениями. Как великого спортсмена - уважаю.

Виктор ИВАНОВ, председатель комитета по физической культуре и спорту администрации Волгоградской области.

1. Конечно! Сейчас очень большой разрыв между федеральными структурами управления и местными. ОКР, Госкомспорт, федерации свалили на регионы свои функции и финансовые обязательства - а мы выкручиваемся. 2. Если федеральные органы станут выполнять то, что предписано, в регионах высвободится много денег. И мы сможем наконец-то заняться детским спортом, физкультурой, оздоровлением... А то ведь сейчас все средства вбухиваем в спорт высших достижений. 3. Не могу так сказать, потому что лично не знаком с Фетисовым. Но, как опытный человек, я хорошо знаю: спортсмену, который еще вчера сам соревновался, сложно сразу стать хорошим руководителем. Сначала необходимо набраться опыта, поработав на ступеньках пониже. А в целом в сложившейся ситуации нужно говорить о стратегических ошибках наших властей. Ведь спорт - единственная область, где в федеральные органы не привлекаются управленцы из регионов. Хотя они знают изнутри проблемы отрасли, лучше понимают их, реально представляют пути решения.

Ирина ВИНЕР, главный тренер сборной России по художественной гимнастике.

1. Я считаю, что Госкомспорт и Олимпийский комитет должны объединиться, как раньше в СССР, - стать единой структурой. Сейчас, к сожалению, между этими двумя структурами слишком много разногласий. И власть, и деньги должны быть сосредоточены в одних руках. 2. Несмотря на проблемы переходного периода, художественная гимнастика в России не умирала, а, наоборот, активно развивалась. Нам, конечно, необходима поддержка государства, однако не настолько, как другим видам спорта. Я очень обрадуюсь, если по всей стране снова станут открываться спортивные школы, если детскому спорту начнут уделять больше внимания и выделять больше средств. 3. Фетисова знаю только как великого хоккеиста и интересного тренера. Но какой из него получится организатор и чиновник - неизвестно. К плюсам я бы отнесла знание сути спорта и то, что работу в России Вячеслав начнет с чистого листа - не имея связей и обязательств. Возможно, принимая решения, он будет руководствоваться исключительно интересами дела, а не отдельных людей.

Вячеслав КОЛОСКОВ, президент Российского футбольного союза, вице-президент ОКР.

1. Нуждается. Формально функции участников спортивного движения прописаны, но на самом деле - двоевластие и дублирование. Необходимо четкое понимание: кто за что отвечает. 2. Думаю, РФС они сильно не коснутся. Мы сами по себе, не находимся в тесных отношениях с государственными и другими общественными организациями. Ясно, если бы решали всецело поддерживать футбол, в том числе финансово. Но ведь этого не будет. Мы сами выживем и заработаем деньги. 3. Славу знаю с 17 лет, он при мне дебютировал в сборной СССР. У нас отличные отношения, и если он обратится за советом - помогу. Был слух, что специально "под Фетисова" создадут некую госструктуру, которая займется футболом-хоккеем. Однако это исключено. По уставу Международной федерации, в нашей стране кроме РФС никто не имеет права заниматься футболом. Мы можем взаимодействовать, дружно работать, решать проблемы, однако прямого подчинения - не будет.О ходе реализаций решения ГоссоветаГоскомспорт предоставил "Известиям" информацию о ходе реализации решений Госсовета РФ по вопросу "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян". Из "Перечня" совместно со всеми заинтересованными учреждениями, в частности, подготовлены:

- Проект "Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 года" - доработан, согласован и направлен в правительство. Приоритетные направления: развитие физкультуры среди детей и социально незащищенных слоев населения; создание нормативно-правовой и материально-технической базы развития физкультуры и спорта; создание условий для достойного выступления сборной России на Олимпиадах и подготовки спортивного резерва.

- Проект распоряжения правительства РФ "О проведении Спартакиады народов России, начиная с 2003 года". Состоит из зимних и летних Спартакиад учащихся, молодежи, России, трудящихся и ветеранов.

- Подпрограмма "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ (2002-2005 годы)" Федеральной целевой программы "Молодежь России" - согласована во всех департаментах, в ближайшее время будет одобрена правительством. Общие затраты на реализацию на четыре года - 582 млн рублей, с учетом затрат субъектов - 3 млрд 131 млн рублей.

- Предложения по учреждению грантов (стипендий) президента РФ выдающимся спортсменам и тренерам - направлены для одобрения в правительство. Минимальная стипендия - 15 000 рублей, а общее число стипендиатов - 3000 человек.

- Проект указа президента "О государственной поддержке физической культуры и спорта высших достижений" - проходит согласование. В частности, предусматривается: рассмотреть вопрос о создании федерального внебюджетного фонда для развития физкультуры и спорта, определить механизм формирования; разработать федеральную целевую программу "Строительство тысячи физкультурно-оздоровительных комплексов на 2004-2008 годы".

- Предложения по инвестированию спортсооружений для подготовки сборных команд России к участию в международных соревнованиях - направлены в правительство. В программе 61 объект с общим финансированием 8 млрд рублей.

- Предложения и проект Положения о создании Совета при президенте РФ по физкультуре и спорту - направлены в администрацию президента.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости