Марек СИКОРА: "Русских надо держать в ежовых рукавицах"
''Главное внимание российских хоккейных болельщиков в минувший уик-энд было приковано к двум встречам лидеров суперлиги: московского "Динамо" и магнитогорского "Металлурга". Успех в этой своеобразной серии праздновали москвичи, одержавшие две победы с общим счетом 9:4. Однако чешский тренер уральцев МАРЕК СИКОРА, в прошлом сезоне приведший команду к серебряным медалям чемпионата, в разговоре с корреспондентом "Известий" ВЛАДИМИРОМ РАУШЕМ не стал делать из поражений трагедию.
- Что случилось с командой в поединках с динамовцами? Особенно во втором, проигранном со счетом 3:7?
- Ничего не случилось. На протяжении половины встречи мы были равноценным соперником "Динамо", но потом команда психологически развалилась. Практически каждый бросок москвичей заканчивался голом. Я понимаю, что к этим поединкам было приковано всеобщее внимание, но заверяю: ничего страшного не произошло. Вот если мы проиграем две следующие домашние встречи, мне будет очень неприятно.
- В последние годы "Металлург" демонстрировал красивый, комбинационный, но малоэффективный хоккей. Что вам пришлось поменять в игровом стиле команды?
- Российские клубы всегда славились своими действиями в атаке - хорошим передвижением, отлаженным до автоматизма взаимопониманием. Поэтому в нападении я ничего принципиально не менял, наоборот - развязал ребятам руки. Основной упор мы сделали на защиту: прежде всего усилили игровую дисциплину. И это принесло свои плоды - по количеству пропущенных шайб "Металлург" сегодня занимает одно из ведущих мест в суперлиге.
- В чешской прессе вы заявили, что российских хоккеистов необходимо держать в ежовых рукавицах, но только не с помощью методов Виктора Тихонова. Тогда какими же?
- На русских игроков нужно оказывать постоянное давление - об этом мне говорили многие еще до отъезда в Россию. Именно эта наука оказалась самой трудной на протяжении первых месяцев пребывания в вашей стране. Я всегда считался тренером-демократом, а в 55 лет переучиваться очень сложно. Сейчас я постиг ее, но с одной оговоркой: очень важно, чтобы это давление было адекватным.
- В чем это выражается? Например, практикуются ли у вас в команде предматчевые сборы?
- Сборы мы проводим перед каждой игрой. Однако ребята не живут на базе сутками, как это принято в некоторых других городах, а только ночуют - у нас здесь и столовой-то нет. Утром команда едет во Дворец спорта на тренировку, а после встречи мы распускаем ее по домам.
- За год с небольшим, проведенный вами в "Металлурге", кто-нибудь из хоккеистов злоупотребил доверием?
- Такие случаи были. Самый неприятный инцидент произошел в прошлом году, когда один из игроков подвел меня особенно сильно. Фамилию называть не буду; скажу только, что в составе команды его больше нет.
- В интервью нашей газете Владимир Вуйтек рассказал, что в Казани он находился словно под мощным прессом. Вы тоже ощущаете давление?
- Ощущаю. Каждое поражение руководство "Металлурга" воспринимает как маленькую трагедию. К счастью, здесь работают разумные люди, которые, когда схлынут эмоции, способны выслушать и принять мои аргументы. Видимо, как раз таких отношений не хватало Вуйтеку. Считаю, что в "Ак Барсе" с ним поступили очень некорректно.
- Летом вы резко омолодили состав "Металлурга". Этот шаг оправдал себя?
- Окончательный вывод делать рано, но пока, кажется, мы не ошиблись. Другого пути у команды не было, ведь в прошлом сезоне в ней выступало девять игроков старше 30 лет. Со многими я расстался с болью в сердце - например, с братьями Корешковыми. Это великолепные хоккеисты, очень приятные в общении. На тренировках они были одними из лучших, но в гостевых матчах свою репутацию лидеров не оправдывали- - им не хватало жесткости и бойцовских качеств. Незадолго до своего отчисления ребята дали интервью, в котором очень хвалили меня. Боюсь даже предположить, что они думают обо мне теперь.
- Правда ли, что вы и сами в межсезонье могли покинуть команду?
- Первый год в России мне дался с большим трудом. Моя жена осталась в Чехии, и я все время жил один - даже поговорить на родном языке было не с кем. В такой ситуации раздражают любые мелочи, и я бесился, когда видел, как люди бросают пивные бутылки прямо на улице или "подрезают" друг друга на дороге. Казалось, никогда не смогу к этому привыкнуть... А тут еще возникли проблемы в семье, потребовалось больше времени уделять родителям. Но сейчас все эти трудности уже в прошлом.
- Ваш отец также был известным в Чехии хоккейным тренером. Какие качества вы унаследовали от него?
- Отец был не просто тренером - он руководил национальной сборной на чемпионате мира-59 в Праге. Должен был повезти команду и на Олимпиаду в Скво-Велли, но поскольку отказался вступать в коммунистическую партию, от поездки его отстранили. Папа всегда был очень коммуникабельным человеком. Нет проблем с общением и у меня.
- Знакомые называют вас "старым рокером". Вы действительно серьезно интересуетесь рок-музыкой?
- Это мое давнее увлечение: люблю послушать качественный рок, например, в исполнении "Металлики" или Queen. Кстати, и в России есть хорошие исполнители - например, Валерий Кипелов. Правда, сейчас я больше слушаю чешские диски, которые недавно привез сын. Истосковался, понимаете, по родине...