Странная профессия Леонида Назаренко
''Вынесенный в заголовок и заключенный в кавычки эпитет, применительно к футбольному ремеслу принадлежит классику среди тренеров - Борису Аркадьеву. Любому добровольному заложнику этой странной профессии не дано в ее хитросплетениях отыскать формулу константного благополучия также как в любви. Леонид Назаренко, прошедший на своем веку всеми мыслимыми дорогами футбола, ту истину знает отлично. Триумфальных арок на его пути доселе встречалось не так уж много. Но, вне сомнения, в числе особо памятных для Леонида Васильевича событий останется эпизод осени 2003-го, когда, после матча с Олимпией в Волгограде, его, словно воина-победителя - в ознаменование невиданного успеха, достигнутого за свою историю махачкалинским Динамо - качала и подбрасывала вся благодарная команда. Вероятно, каждый, кто с ней сопричастен, в ту минуту повторял про себя строки Расула Гамзатова: Хоть мы и всегда были горцами, но только сейчас поднялись на вершину горы.
Болельщики старшего поколения наверняка помнят Назаренко как футболиста с особым несоветским шармом. Однажды он ознакомил меня с одной фотографией в журнале Спортивные игры, на которой изображен в момент короткого единоборства с соперником участник сборной СССР, весьма напоминающий внешне латиноамериканца брюнет с пышной шевелюрой, запечатленный, словно в движении изящного танго. Как думаешь, кто здесь? - Вероятно, Иштоян - Да это же я! Таким вот легконогим па, он отмерил восемь поединков за сборную Валерия Лобановского, закончив свою в ней дистанцию на аренах Шербрука и Монреаля-1976, принесших нашему футболу олимпийскую бронзу. И состоялся там, в Канаде, гол нынешнего главного тренера Динамо (Махачкала) бразильцам. Еще посещал от него мяч сетку команды Венгрии на знаменитом Непштадионе Будапешта Волею судьбы став армейцем, Леонид Назаренко, несмотря на известный свой нонконформизм характера, удачно вписывался в игровой облик тех, отличавшихся консервативностью, сообществ. Ему посчастливилось выступать рука об руку со Львом Кудасовым, Валерием Филатовым, Валентином Афониным, Валерием Газзаевым в ростовском СКА, с Владимиром Астаповским, Александром Тархановым, Борисом Копейкиным, Юрием Чесноковым и многими другими масштабными личностями в ЦСКА, где им было проведено в первенствах страны 75 встреч и забито 15 мячей. Ученик Йожефа Бецы и протеже Анатолия Тарасова, он активно примерялся к ведущим ролям на поле и надевал капитанскую повязку. Увы, его карьера форварда пресеклась очень рано - из-за разрыва мышцы сустава на бедре в ходе матчевого турне краснозвездных москвичей по ГДР летом 1979 года.
Существует истина: если жизнь однажды в чем-либо несправедливо обделила, то с определенной вероятностью она может на каком-то последующем этапе эти утраты с лихвой компенсировать. Бывший игрок Таврии и Зенита, а ныне писатель и поэт Александр Ткаченко открыл в себе литературный талант, как утверждается в предисловии к его книге Футболь, благодаря вовремя полученной травме. Леонид Назаренко же, освоив курс института ГЦОЛИФК, сделался в 28 лет главным тренером армейского коллектива из Хабаровска, слывшего в первой лиге Союза грозой авторитетов. Так, с берегов Амура, начался долгий маршрут этого стратега шерпом различных команд, чей поход по извилистым турнирным тропам был полон приключений. До своего появления в краснодарской Кубани в 1993-м, он оставался сотрудником военного ведомства футбола, дослужившись до звания подполковника. Под его началом впервые о себе заявило немало тех мастеров, кто обрел впоследствии звонкое имя. Энциклопедия Российский футбол за 100 лет, посвятившая Леониду Назаренко отдельный параграф, среди его воспитанников называет в частности О. Стогова, И. Захарова, Ю. Шпирюка (СКА Хабаровск), В. Луговкина, А. Новосадова, А. Бычкова (ЦСКА-2), М. Деменко, М. Бузникина (Кубань). Его особая тренерская заслуга подготовка целого эскадрона атаки, которая выглядит восполнением неутоленной им самим жажды к голам. Биография одного из этих нападающих Андрея Бакальца, напоминает сказку о Золушке, ибо тот пришел с должности заведующего складом в профессиональную команду, когда ему стукнуло уже 23 года, и за его плечами не было никакой футбольной школы. В МЧС-Селятино поначалу над ним просто потешались, - вспоминает Леонид Васильевич, - на тренировках наши техники Берлизев и Шумилин, давая пас винтом, советовали Бакальцу сбегать за вилкой в столовую дескать, ею тебе будет удобнее мяч останавливать. Первый раз я доверил ему место в составе, когда встречались с итальянской любительской командой. И моментально подкупила его неуемная страсть. Парень быстро адаптировался в футболе еще и в силу своей коммуникабельности, эрудиции, живя под девизом: Хочу все знать! На поле он просто бежал к воротам по прямой линии. Полузащитники у меня в тот период были сноровистые направляли Бакальцу передачу с тем расчетом, чтобы последнему ничего больше не надо было делать, кроме как подставить ногу или голову под мяч. Не припомню эпизода, когда бы Андрей забивал гол, предварительно поласкав добычу либо совершив индивидуальный обыгрыш. Только в касание, на опережении, протыке. Но этот вроде бы незатейливый навык виделся очень ценным. Впоследствии Бакальцом заинтересовались даже московское Динамо и ЦСКА. В итоге, попав в Шинник (Ярославль), футболист пригасил те свои качества отходя назад, действуя в подборе, распасовке, уповая на технику. И, отказавшись от своей прежней, такой эффективной игры, он обрек себя на прозябание в запасе
Говорят: человек, это стиль. В работе Леонид Назаренко, отнюдь не напоминая демократа принцип мирного сосуществования ему там вообще не ведом, однако никогда не прочь ввернуть шутливую метафору. Прежде чем игроки начнут разминку, он скажет им: Поступайте как тот водитель, который, не прогрев мотора, не включит полных оборотов. Машина хоть и железка, и то легко может испортиться от неумелого обращения. А если вы сломаетесь? Или, вдруг, при разборе полетов метко сравнит мозг тугодума со старым компьютером, что каждый миг с тарахтеньем зависает. У самого же Васильича реакция на все молниеносная. Помнится, один футболист махачкалинского Динамо, затерявши в клубном автобусе свой мобильный телефон, в его поисках безуспешно обшарил весь салон. Тренер, узнав как было, предложил просто позвонить на данный номер с другой сотки и местонахождение пропажи, естественно, тут же обнаружилось Наблюдательный, замечающий вокруг любую мелочь, Назаренко в разговоре словно просвечивает собеседника рентгеновским лучом, полностью улавливая его внутреннее состояние. А во время пресс-конференций родной для него стихии, неизменно выдает ответы столь развернутого характера, что и со стороны неподготовленного к теме корреспондента не возникает чувства неловкости за себя.
Выросшему на футболе высокой пробы, ему по большей части выпадало руководить командами из второй или третьей лиг. Но, в каком бы ранге ни трудясь, этот менеджер на дух не принимает обтекаемой формулировки задач на грядущий сезон войти, скажем, в пятерку или в тройку.
Именно перспектива планов громадья подвигла его к заключению союза с Торпедо-Викторией, ныне, как известно, по воле владельца автомобильного гиганта в Нижнем Новгороде Олега Дерипаски, лишенной покровительства своего исторически титульного спонсора. Однако произошел явный казус: развитие инфраструктуры клуба (базы, стадиона и т.п.) намного опередило рост возможностей команды в целом. Получилось, как если бы строители воздвигли конек на крыше дома, не укрепив должным образом его стен. В результате коллектив, сокращенно называемый Тор-Вик, выиграв с подавляющим преимуществом турнир зоны Поволжья, на следующий год завалил в первом дивизионе почти весь стартовый отрезок. Проблески, да, в какой-то момент появлялись, - резюмирует Назаренко, - Прибили дома неслабый Красноярск 3:0. Но тут же на своем поле сгорели от читинского Локомотива. И после 13-го тура - вот уж поистине дьявольская цифра! президент клуба Кульмячев наконец изрек с вопросительной интонацией: Нам, Леонид Васильевич, может быть вместе не работать? Есть еще такой нюанс. Я имел неосторожность посвятить клубного президента в некоторые тонкости тренировочного процесса. Ознакомил его со специальной программой в компьютере. И тогда Кульмячев глава строительной фирмы видя себя уже вполне компетентным в моей епархии, стал влезать в чисто футбольные дела. Да еще пытался поучать меня в них, нарываясь на жесткий отпор. Вскоре после моего ухода из Торпедо-Виктории к ней в гости приехала Балтика (Калининград) тогда еще сильная. Ее по составленному Кульмячевым плану как-то обыграли. Викторианского патрона тогда совсем понесло. Вообразил себя настоящим докой и стал готовить команду самостоятельно, - добавляет рассказчик со смехом.
Каждый тренер нуждается в обстоятельствах и условиях, которые отвечают его знаниям, характеру, личности, - выведенная Львом Филатовым аксиома. Примолвим, что любой мало-мальски толковый специалист обязан вооружиться идеей, испытанной на полигоне футбольных новаций. Леонид Назаренко, ассистируя в 2000-м Олегу Долматову в ЦСКА, сделался последовательным сторонником зонного принципа, который, к слову, в отечественном футболе начал культивировать еще в 60-е годы корифей тренерского цеха, легендарный Виктор Маслов. А воплощать замысел на практике он стал в суперлиге Казахстана в Иртыше (Павлодар). Эта команда - единственная в западной группе Лиги Чемпионов Азии 2001 года, кто применил на данном розыгрыше схему 4+4+2. Основная суть сего тактического ноу-хау не столько в расстановке игроков, сколько в сокращении коммуникаций между ними. В середине поля и на подступах к воротам своей команды тренер свил мелкоячеистую сеть. И соперник, вынужденный пробираться сквозь нее, утрачивал видимое превосходство в классе. Так, в ходе упомянутого выше азиатского форума, на стадии четвертьфинальной пульки в Тегеране, Иртыш, поначалу зачисленный в аутсайдеры, сумел блестяще устоять перед грандами аравийским Аль-Хилал (Эр-Рияд) и местным Пирузи, сведя обе встречи к нулевым ничьим. А затем к вящему изумлению всех и вся поверг со счетом 2:1 на той же исполинской арене столицы Ирана другого титулованного монстра из Саудовской Аравии Аль-Иттихад (Джидда). Полуфинальную стадию ассамблеи чемпионов континента принимал город Сувон в Южной Корее. Павлодарская команда крепко упиралась перед лицом представителя японской J-лиги Джубило Ивата, напичканного делегатами сборной страны восходящего солнца и легионерами из Европы и Южной Америки. Единственный решающий гол в сетку Иртыша влетел только на исходе первой половины овертайма. Да еще как влетел! Юрий Новиков, лучший за последние годы вратарь Казахстана, пропустил от Каназавы мяч, отправленный из-за штрафной, с нулевого угла, по невероятной дуге и с неимоверной силой. В споре за третье место потерпели поражение от Пирузи. Увы, главное разочарование подстерегло Назаренко осенью, когда в казахстанском первенстве Иртыш, не выдержав конкуренции с Женисом из Астаны, будущим чемпионом, гонку завершил вообще за чертой призеров. Соли на рану добавил сход с дистанции Кубка республики в четвертьфинале, где непреодолимым барьером оказался алма-атинский Кайрат. Состав Иртыша не сверкал россыпью авторитетных персоналий. Из тех, кто знаком широкой публике в России, там были Сергей Мазур, Алиер Ашурмамадов нападающий из Таджикистана. Плюс Бакалец, который последовал за тренером в Павлодар, словно нитка за иголкой. Пеструю в национальном отношении палитру команды дополняли двое бразильцев бомбардир Мендеш Ньютон Перейру и Валденилду Суареш. Рецензия же итогов сезона выдалась на уровне акима области Галымжана Жакиянова просто разгромной. В те дни газета Звезда Прииртышья писала: Часто во время матчей Л. Назаренко проводил неоправданные замены, беспричинно наказывал игроков и даже установил в команде свой культ личности. Такая отповедь резко контрастировала с тем радушным приемом, который был явлен по приезду специалиста в Павлодар и, тем более, когда АФК футбольная конфедерация стран континента, объявила его лучшим тренером Азии (март 2001 года). Получив от властей вотум недоверия, он покинул Иртыш. По утверждению Назаренко, ту болезненную реакцию сильных мира сего обусловила не одна спортивная подоплека. В Казахстане чемпионат по футболу это театр настоящей междоусобной войны различных политических кланов.
Но не поверить тому, что Леонид Васильевич под гнетом обстоятельств когда-нибудь принесет в жертву свой замысел упрямый или отступит от избранной линии поведения. Хорошо памятен поединок 1/16 финала Кубка России в Махачкале, на переполненном стадионе Динамо, 29 ноября 2002 года, когда в столицу Дагестана пожаловал новоявленный обладатель золотых наград первенства России московский Локомотив. Несмотря на усталость команды после непривычно долгого для нее турнирного марафона, кормчий хозяев не отверг боя на встречном курсе. И динамовцы с грозным противником держались на поле так же непринужденно, как сам их наставник в кулуарной беседе с шефом Локо Юрием Семиным. Лишь внезапная срезка мяча в свою сетку Анзуром Садировым в добавленное время позволила чемпиону уехать из Махачкалы со щитом.
Справедлива мысль, что не только тренер создает команду, но и команда тренера. Взлелеяв ее под лазурным небом Дагестана, привив отдельным почвенным виртуозам мяча коллективистам в повседневной жизни, но не в игре необходимые навыки, Назаренко, по видимости, впервые за свою практику обрел длительный карт-бланш на формирование футбольного ансамбля согласно собственному вкусу и убеждениям. Одновременно выросло его реноме: одержав запланированную победу-2003 в зоне Юг, он тем самым в определенной мере затмил другую тренерскую фигуру крупного калибра, какой был в истории клуба Владимир Шувалов - творец незабвенного Динамо (Махачкала) образца 1975 года с феерическим нападением в составе Александра Маркарова, Семена Валявского, Мантая Мантаева. Сейчас в верхах команды поговаривают даже о вступлении через энное количество лет в ряды Лиги Чемпионов. Пусть когда-нибудь и это исполнится! Но к образу Леонида Назаренко - способного беспощадно перегнуть палку и вместе с тем не чуждого великодушия, любые предстоящие ему профессиональные успехи, вероятно, прибавят уже не так много. Ибо для него футбол еще не вся жизнь, главный смысл которой он однажды выразил в двух искренних словах Быть человеком.
Леонид Васильевич Назаренко. Родился 21 марта 1955 года в с/х Кубань Краснодарского Края.Нападающий. Рост 173, Вес 71. Мсмк 1976г. Начал играть в 14 лет в Гулькевичах. Выпускник ростовского спортинтерната. За сборную СССР провел 8 матчей (2 гола), дебютировав в ней 10 марта 1976 года против Чехословакии в Кошице (2:2). Выступал за СКА (Ростов-на-Дону) 1973-75 и ЦСКА 1976-79. В высшей лиге СССР - 106 матчей, 23 гола. Как игрок - быстрый, резкий, маневренный. Умело открывался для приема мяча. Остро действовал в завершении атаки. Работал тренером ЦСКА 1988 и 2000гг, главным тренером СКА (Хабаровск) 1983-87, Чайки ЦСКА-2 1989-92, Кубани (Краснодар) 1993-94, ФК МЧС-Селятино 1995-97, Торпедо-Виктории (Нижний Новгород) 1998-99, Иртыша (Павлодар) 2001. С января 2002 года утвержден в должности главного тренера Динамо (Махачкала).