0

Полный шолом

В воскресенье в Париже провозглашен новый клубный чемпион Европы. Финальный матч завершился победой тель-авивского "Маккаби" над афинским "Панатинаикосом" -- 81:67. В игре за третье место ЦСКА проиграл стамбульскому "Эфес Пилсену" -- 85:91.

О последней игре ЦСКА в европейском сезоне 2000/01 вряд ли стоит говорить подробно. Необходимость матчей за третье место в "Финале четырех" в высшей степени сомнительна. Нет ничего, что заставляло бы даже игроков вспоминать о том, какое место заняла их команда в финальной части турнира -- третье или четвертое -- никаких бронзовых значков отличия не предусмотрено. Хотя пять лет назад для нас было почему-то очень важно, что ЦСКА обыграл в матче за третье место самый титулованный клуб Европы -- мадридский "Реал". Дело было в Париже. Повторения не последовало.

Получив под конец первой половины небольшое преимущество, турецкий "Эфес Пилсен" уже ни разу не упускал лидерства, держа ЦСКА на расстоянии 5--10 очков. В этой игре было много от таких кулачных схваток, когда опытный боец, зная, что ведет по очкам, спокойно держит дистанцию и хладнокровно уклоняется от атак упрямого, но несколько бестолкового молодого соперника. Это несколько обидно, но вторую роль играл ЦСКА. Хотя молодость в буквальном, паспортном ее понимании здесь ни при чем. Самому опытному игроку "Эфес Пилсена", хорвату Дамиру Мулаомеровичу, 27 лет -- это средний возраст команды ЦСКА.

В которой раз ловишь себя на мысли, что ЦСКА, наполовину состоящий из опытнейших игроков, чрезвычайно редко в этом сезоне оставлял впечатление сложившейся, зрелой команды. Самую стабильную и классную игру в Париже показали Андрей Кириленко (20 лет) и Никита Моргунов (25 лет минус два года без игровой практики). А самый впечатляющий игровой отрезок команды в матче с "Эфесом" пришелся на тот момент, когда Тихоненко посадил на лавку всех "стариков" и оставил на площадке Домани, Лару, Падиуса, Кириленко и Моргунова. В эти минуты со всей очевидностью проявилось, чего больше всего не хватало ЦСКА в Париже -- куража и единства, кураж приносящего. Но с куражом у молодых получился перебор. Приблизившись к "Эфесу" на расстояние пяти очков, они так увлеклись погоней, что потеряли голову. Кириленко дошел до того, что в одной из атак набросил мяч на кольцо, чтобы его друг Падиус исполнил "парашют". И знаете, чуть не получилось. Кажется даже, что если бы этот пижонский трюк вышел, ЦСКА настиг бы "Эфес Пилсен".

Когда силы равны или примерно равны, побеждает кураж. Это вполне показал финальный матч "Маккаби" -- "Панатинаикос". Впервые в этом сезоне скромное и казавшееся совсем необязательным предприятие под названием Сапролига вышло на высоту первоклассного зрелища. Я сидел в первом ряду, в шаге от линии площадки и, пожалуй, впервые после баскетбольного турнира сиднейской Олимпиады у меня возникло ощущение, что на площадке происходит что-то чрезвычайно значительное, то, что делает мир больше и интереснее.

Это был выдающийся матч. Вопреки всем прогнозам (и моему собственному) "Панатинаикосу" не удалось навязать "Маккаби" свой любимый спокойный, позиционный ритм игры. Слэмданк Тала Бурштейна как девятый вал атакующего шторма "Маккаби" во второй четверти. Израильская команда уходила на перерыв с преимуществом в 14 очков. По всем законам финальных матчей европейских турниров -- это непреодолимая пропасть. "Пао" перепрыгнул ее так легко, как нельзя было представить. Спустя 5.30 после перерыва счет был равным -- 41:41. Но за этой быстротой и внешней, поистине чемпионской легкостью скрывалось запредельное усилие. "Панатинаикосу" нечем было отвечать на трехочковые Макдональда, яростные слэмданки Паркера и Хаффмана. Алвертис мазал издали. Ребрача играл невпопад. Фотцис и великолепный Бодирога все силы отдали тому, чтобы настичь "Маккаби", а нужно было держать бешеный темп еще 15 долгих минут. Так европейский сезон прикатился к своей счастливой развязке.

Счастливой, потому что эта победа была нужна больше "Маккаби" и его болельщикам. "Панатинаикос" и его звезды слишком устали от побед.

"В этот тяжелый момент Израилю очень нужна была эта победа", -- скажет после матча тренер "Маккаби" Пини Гиршон. Но можно сказать и по-другому: европейскому баскетболу тоже была нужна победа "Маккаби". Никуда не деться, мы привыкли судить о значимости того или иного события по тому шуму, которое оно вызывает. Никакой другой исход Сапролиги не вызвал бы такой бури радости. Поэтому мы должны сказать спасибо "Маккаби" и тем девяти тысячам людей в желтых майках на трибунах парижского зала "Берси", которые сразу по завершении матча бросились на площадку. Выходит так, что это был не такой уж мертвый сезон.

Париж

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости