6 мин.

Все личное

Если кто-нибудь проведет опрос, чтобы определить самое бессмысленное на свете занятие, то лично я буду голосовать за чтение преддрафтовых отчетов об игроках. Бесполезнее этого нет ничего вообще. По сравнению преддрафтовыми гаданиями ковыряние в носу кажется важным физиологическим процессом, чтение фанфиков по «Гарри Поттеру» и «Сумеркам» – вторым высшим, а наблюдение за рыбками в аквариуме – достойным делом всей жизни. Стандартный отчет об игроке в исполнении стандартного аналитика это самый натуральный гороскоп. «Возможно сумеет раскрыть свой потенциал, если только окажется в системе, способной компенсировать его недостатки» – попробуй с этим поспорить! Такое ощущение, что 99.9% отчетов продувается в аэродинамической трубе NASA, после которой в тексте не остается ничего, за что можно было бы зацепиться.

Однако, чем обтекаемей формулировки и расплывчатей прогнозы, тем приятнее, когда в этом семействе сладкоголосых прорицателей и гадалок случается скандал.

Знакомьтесь, наш сегодняшний герой – Нолан Навроки, главный редактор солидного Pro Football Weekly, он же по совместительству самый радикальный интернет-прогнозист со времен Иоанна Богослова. Пару дней назад Навроки опубликовал отчет о двух самых известных куотербеках будущего драфта – Мэтте Баркли и Джино Смите, и за часть, посвященную Смиту, его уже угрожают вывалять в смоле и перьях. Чтоб вы лучше понимали, о чем речь, вот цитата:

Не учит игру. Беспечен на поле – не способен внушить уважение партнерам по команде или вдохновить их. Середняк в том, что касается отношений к тренировкам. Не воспринимает футбол серьезно, не целеустремлен.

Здорово, да? Это отчет, напомню, про игрока, которого многие называют лучшим среди футболистов на его позиции. Можно было бы подумать, что Навроки так неудачно пошутил на День Дураков, но это совсем не розыгрыш. Более того, это не первый скандальный отчет, вышедший из под его пера. Два года назад примерно так же Навроки отозвался о Кэме Ньютоне – «самовлюблен, играет на камеру, не надежен, всегда ищет легкий путь...» и далее по тексту.

Разумеется, как и два года назад, Навроки тут же разорвали на тысячу маленьких медвежат. Он не любит черных куотербеков. Он расист. Он никогда не играл на позиции QB и вообще ничего не понимает в футболе. Да он просто никто. Нет, он меньше, чем никто, типичный attention whore. Зачем мы его вообще обсуждаем?

Я вам сейчас скажу, зачем.

Затем, что каким бы одиозным и непрофессиональным (об этом – ниже) прогнозистом Нолан Навроки не был, он, пожалуй, единственный, кто понимает одну простую вещь: преддрафтовая аналитика в ее нынешнем виде безнадежна устарела. Нельзя год за годом писать о разных игроках одними и теми же фразами. Нельзя делать вид, что все, кого выберут в первом раунде – это будущие члены Зала Славы и чемпионы, без исключения. Нельзя называть скаутским отчетом простое перечисление биографических фактов и статистики. Такие «отчеты» любой может писать пачками, вооружившись гуглом, и не просмотрев ни одной игры с участием конкретного футболиста. Хватит уже воды, дайте нам мяса. Я не о сексуальных предпочтениях Мэнтая Те’О, нет, я о конкретных футбольных фактах. Если NFL Network показывает в прямом эфире, как вчерашние студенты прыгают и бегают на комбайне, почему бы не показывать интервью игроков со скаутами и тренерами? Это будет намного интереснее. Зачем мне знать, что Джино Смит – один из четырех детей, а у Баркли был тяжелый год, приложите лучше видео парочки послематчевых конференций этих ребят после поражений. Возьмите в штат настоящего скаута, из тех, кто работал на одну из команд лиги и 250 дней в году разъезжал по стране в поисках талантов. Пусть он напишет отчет, почему он не хотел бы, чтоб его команда выбирала того или иного игрока.

И, повторюсь еще раз, дайте нам личное мнение, перестаньте работать прокладкой между гуглом и стулом. Потому что читать все эти одинаковые, будто под копирку, отчеты, уже нет ни сил, ни желания.

А Навроки? Если он окажется неправ в отношении Смита, мы вытрем об него ноги – годика через три. Но это не сделает его плохим аналитиком. Точно так же, если он угадает, и Смит окажется вторым Ньютоном – безмерно талантливым, но морально ущербным – это не сделает его пророком. В этом бизнесе вообще нет пророков, спросите ДжаМаркуса Рассела, которого выбирали профессионалы футбольного менеджмента, а не писаки из интернета.

Я закончил, спасибо.

Бонус: Нолан Навроки о куотрбеках, цитаты.

О Джимми Клаузене: «Чувствует себя исключительным: учился в частных школах, работал с персональными тренерами, всегда находился в тепличных условия. Высокомерен – всегда имеет ответы на все вопросы, но не способен завоевать расположение партнеров по команде. Незрел. Выглядит так, как будто он всегда действует по сценарию, неискренен в интервью, не имеет того характера, чтобы быть лицом команды».

Джимми Клаузен потерял место в стартовом составе «Каролины» после первого же сезона.

О Кэме Ньютоне:  «Неискренний – фальшивая улыбка, заранее придуманные ответы для интервью. Выглядит самовлюбленным. Всегда знает, где камеры и играет на них. Имеет чудовищных размеров эго и уверен в своей исключительности, что заставлеяет его думать, что он выше правил. Не способен завоевать уважение в раздевалке».

Кэм Ньютон имел привычку называть себя «The Cam» (Тот Самый Кэм) и будущей иконой спорта. Провел блестящий первый сезон, во втором после нескольких неудач стал валить вину на тренеров и партнеров по команде.

О Роберте Гриффине: «Гриффин имеет выдающиеся атлетические качества, может играть в конверте и обладает отличной рукой. В чем я сомневаюсь, так это в его способности долго играть без травм. Он слишком прямолинеен на выносе, и, я думаю, ему будет трудно избежать травм, если он будет выносить по краям поля. Я думаю, что выбор Гриффина – большой риск».

В первом же сезоне Роберт Гриффин получил сотрясение мозга и разрыв связок колена.

О Расселе Уилсоне: «Спортсмен с потрясающими инстинктами, огромной трудоспособностью и приятным характером. Никогда не будет классическим «конвертным» куотербеком из-за небольшого роста, но обладает рукой, ногами и светлой головой, которых будет достаточно, чтобы вырасти в эффективного запасного. Игрок, за которого вы будете болеть, и которого вы захотите видеть в составе вашей команды».

Рассел Уилсон стал стартовым куотербеком «Сиэтла» после того, как впечатлил всех в тренерском штабе Seahawks своим желанием учиться и умением работать на тренировках.

О Тиме Тибоу: «Исключительно надежный борец с выдающимися качествами лидера.Редкие целеустремленность и отношение к работе. Клатчер. Плохая механика броска, которую будет трудно исправить. Нервничает, если защита вынуждает его принимать сложные решения, склонен неоправданно рано выносить, если ресиверы прикрыты».

Практически 100% портрет того Тибоу, которого мы знаем по «Денверу» и «Джетс».

О Джамаркусе Расселе: «Один из самых физически одаренных пасующих, когда либо игравших в футбол. Великолепная рука, может без особых усилий дать пас в любую точку поля. При этом слишком полагается на свои способности и не любит работать. Прибыл на Комбайн с лишним весом. Имеет проблемы с поиском на поле второго и третьего ресиверов, если первый оказывается под прикрытием. Не очень хорошо защищает мяч. Будет нуждаться в авторитетном тренере, в противном случае будет довольствоваться тем, что уже умеет, и не будет прогрессировать. Ведет себя так, как будто он уже всего добился».

Даже если вы не видели ДжаМаркуса в игре, вы должны были о нем слышать – самый громкий «баст» на драфте за последнее десятилетие.

* * * * * * * * * * *

Я не хочу сказать, что Навроки всегда прав, нет. Он сильно ошибся, допустим, в Блейне Гэбберте (точнее, чрезмерно преувеличил все его положительные качества, при том, что верно подметил большинство недостатков). Но то, что некоторое количество его чрезвычайно субъективных прогнозов оказались точны, доказывает, что хороший скаутский отчет не обязательно должен состоять исключительно из статистики и расплывчатых формулировок. Давайте иметь собственное мнение, черт побери.