5 мин.

Пора валить. Чем можно гордиться после такого провала

Репортаж Кирилла Благова и Дениса Романцова из Куритибы, где Россия простилась с Кубком мира.

За пару часов до матча мы застряли в пробке: команды ехали на стадион, и дороги в том направлении перекрыли. Кроме этого, в Куритибе мало что выдавало надвигающуюся игру. На подходе к стадиону российский болельщик устраивал перекличку с волонтерами, чуть дальше с барабанами и флагами местной футбольной команды развлекались бразильцы и примкнувшие к ним алжирцы.

После матча Александру Кокорину передали жалобы Капелло на работу судей. - Могу говорить только про момент, который был на мне, – реагировал нападающий. – Там был умышленный фол. Не знаю, почему не свистнули. Это не премьер-лига, тут камер и судей много. Российский чемпионат вспоминал и Игорь Акинфеев. - Любая ошибка здесь приводит либо к голу, либо к опасному моменту, – говорил он. – Честно сказать, у нас в чемпионате России такого нет. Лига чемпионов, чемпионат Европы, чемпионат мира показывают, что мы не совсем готовы, привыкли играть в каком-то другом ритме.

Это бросалось в глаза во всех матчах сборной. Правда, есть сомнения, что кто-то из российских игроков готов рискнуть и попробовать поиграть в другом ритме чуть чаще, чем раз в два-четыре года.

Когда мяч влетел в ворота Акинфеева, сектор с алжирскими болельщиками заполыхал красным и задымил. Тут же вдоль трибуны выстроился оранжевый забор из стюардов, пламя потушили, но алжирцев было уже не остановить. Когда их команда неслась вперед, стадион накрывал рев. Когда сборная России выбиралась на чужую половину – неистовый, насквозь пробирающий свист. На последних минутах скамейка запасных Алжира слилась с сектором. Игроки обнимались, прыгали, размахивали руками, а вместе с финальным свистком сорвались на поле. Через пару минут Фегули, Мболи и все остальные плясали перед своими болельщиками, наматывая на головы шарфы, летевшие с трибун.

Капелло не терпел таких имиджевых поражений давно. Наверное, с тех пор как вернулся из Мадрида в «Милан» и грохнулся с ним на десятое место. Это было 16 лет назад – с тех пор Капелло всех делал чемпионами, даже «Рому», а с Англией расстался на полпути – там и оценивать трудно. Сейчас и Россию захлестнула эта мода шпынять Капелло за скучный футбол, но такие упреки он еще с конца прошлого века привык парировать результатами. Сейчас, впервые за 16 лет, у Капелло нет и побед – ни одной, поэтому он сорвался и свалил все на судей и лазер, которым Акинфеева перед голом слепили десять минут («Нашего вратаря 10 минут перед голом ослепляли лазерной указкой. Есть фото, подтверждающие это. Луч был прямо у него в глазах – это просто факт»).

Насчет судей – сомнительно. Нам все-таки не пенальти поставили, а штрафной в углу поля – похожие фланговые подачи мы тайм с лишним нормально отражали. А вот лучи, которыми ослепили Акинфеева – уже интереснее. Там же целая история.

Началось со смешного. В перерыве Могилевец пасовался с Лодыгиным. Лодыгин принял мяч и ударил сильно выше ворот. Мяч улетел к алжирским болельщикам – Лодыгин долго-долго выпрашивал его назад, махал руками, подошел прямо к трибуне, изображал мяч ладонями – ноль реакции. Другого мяча не было, поэтому разминку пришлось досрочно свернуть. Лодыгин, пожимая плечами, побрел на скамейку. По пути объяснил ситуацию сотруднику ФИФА. Тот помчался на трибуну, и только тогда алжирцы выбросили мяч. 

Через несколько минут после второго гола Слимани столкнулся в центре поля с Игнашевичем. Корчился, но увидел, что атака продолжается, мяч уже в штрафной, так что перестал корчиться и лежа досмотрел эпизод. Увидел, что атака голом не закончилась, и снова начал кататься по газону. На поле подтащили носилки, а потом оттащили на них неподвижного Слимани. Его уложили за боковой, но он тут же вскочил и стал сигналить, что готов вернуться на поле.  В конце, когда мяч улетел за боковую, в сторону алжирской скамейки, запасной Кадамуро-Бентаиба пнул его еще сильнее, чтоб он улетел подальше.

И дело, естественно, не в том, что вот из-за этого мы не выиграли (мы и гол-то сделали с фланга, на котором не хватало игрока: Фегули в тот момент бинтовали голову). Самедову надо было забивать второй после перерыва и ни о чем больше не париться – все так. Капелло умудрился набрать меньше очков, чем Садырин в 1994-м и Романцев в 2002-м – все так.

Важно другое: впервые на чемпионатах мира игроки не срались друг с другом, с федерацией футбола, с тренером, даже от премиальных за очки в группе отказались, только за выход в плей-офф (то еще благородство, конечно, но в Польше-то получили по 45 тысяч евро, не выйдя из группы), а болельщики ни с кем не дрались, ничего не жгли и не бросали на поле. Короче, вообще не было мерзости, которая раньше удесятеряла грусть от вылета. И если нам и есть чем гордиться после такого Кубка мира, так только этим. Мы не были такими мерзкими, как сборная Алжира и ее болельщики. Фабио Капелло: «Акинфеева 10 минут перед голом ослепляли лазером. Есть фото» Игорь Акинфеев: «Не надо обращать внимания на людей, которые будут... Даже не подберу слова, что делать с нами» Ничего. Во что Капелло превратил Россию Россия – Алжир. 3 тактических вывода