6 мин.

Лондонский дождь

Чемпионат мира по фигурному катанию в канадском Лондоне снова и довольно наглядно продемонстрировал западное понимание гостеприимства и экономности. Позапрошлогодние организаторы чемпионата Европы, швейцарцы, просто решили, что отапливать каток незачем: зрителям довольно будет выдать солдатские одеяла на укутку, а участники – перебьются. Так что девиз спортсменов, а также их тренеров, в Берне стал: "Задубеть – да, околеть – нет!" Канадский же соревновательный каток давно и широко известен в узких кругах фигурного катания своей вентиляцией, точнее – её практическим отсутствием. В результате, относительная влажность на катке быстро добирается до 100%, вода конденсируется на потолке, а потом падает вниз. И бог с ним, с дождём, но хочется ведь и чем-то дышать. И при этом ещё нужно бегать, прыгать, вращаться, а где-то ещё и таскать на себе партнёршу. Так что повальные лёжки на льду обессилевших после и во время выступлений спортсменов не случайны. Про узость катка (при том, что тренировочный был нормальной ширины), про его (не)заполнение зрителями (и это – в Канаде!), да и про отношение зрителей к иностранным спортсменам, написали многие, так что не будем повторяться. В хронологическом порядке пройдёмся по всем четырём видам программы чемпионата.

 

Пары

Дела у фигурного катания идут не так, чтобы очень, и тем сильнее томление фигурнокатательного мира по настоящим героям: как старым (о которых речь пойдёт ниже), так и новым. Настоящим героям судьи готовы ставить любые оценки, специалисты – объясняться в любви. Канадский чемпион мира 2008-го года Джеффри Баттл, бравший интервью у победившей российской пары, направо и налево расточал комплименты Татьяне Волосожар и Максиму Транькову: "Максим, сегодня ты был великолепен во всём, и даже твоё падение было великолепно". И далее в том же духе. Замечу уже от себя: с Максимом случилось то, что часто происходит с мужчиной, пытающимся угнаться за женщиной. А на художественное впечатление от проката падение это никак не повлияло.

Российская пара весь сезон экспериментировала с программой, искала одиннадцать сотых, проигранных на прошлом чемпионате мира, а нашла сразу двадцать баллов преимущества над своими ближайшими конкурентами. Теперь уже трудно найти в России более явных претендентов на сочинское золото, чем Татьяна с Максимом.

Немецкая пара, Алена Савченко и Робин Шелковы, была вынуждена пойти на экстраординарные шаги, включить в программу выброс тройной аксель. Но и он не помог создать даже видимость борьбы. По мощи и технической оснащённости немцев уже обходят обе канадские пары, и не похоже, что в данном случае Алёне с Робином удастся повернуть время вспять. Четырёхкратные немецкие чемпионы мира оказались всего лишь чемпионами безвременья, которое, хочется надеяться, закончилось в лицах Татьяны и Максима как минимум до Олимпиады 2018-го года включительно.

 

Мужчины

Должно было пройти более десяти лет, чтобы уровень мужского фигурного катания подтянулся к техническим пикам Ягудина и Плющенко. Подтянуться-то он подтянулся, но нужно ведь на той высоте и суметь удержаться. Оказалось, что сильнейшие фигуристы нашего времени сильны лишь в потенциале, а на деле они вышли слабаки. Каждый оказался несчастлив по-своему, настоящим героем-доминатором не смог стать никто. Ну ладно Канада, болеющая за родного чемпиона, но когда с победы Патрика Чана, свои высочайшие оценки за артистизм, представление и хореографию зарабатывавшего на пятой точке, смеётся и грустит даже США, тут уж невольно призадумаешься.

И разве могут быть после всего увиденного сомнения в том, каким катком прошёлся бы по нынешним мальчикам-фигуристам здоровый Евгений Плющенко в своей оптимальной форме? Эту закатывающую конкурентов в лёд машину мы даже смогли увидеть, правда, в соревнованиях не мужчин, а женщин. Но об этом чуть позже, а пока –

 

Танцевальные пары

О том, куда идёт и куда надо идти современным танцам на коньках, уже много сказано и написано. Кому-то современная акробатика на льду нравится, кто-то, вроде меня, мечтает, что в танцы вернётся танец. Вместе со статью и линиями. Наблюдать за Чарли, носящимся по льду вместо Карлсона и использующего свою Мэрил вместо пропеллера, занимательно лишь первое время. И это чемпионская пара.

После Игр в Сочи и американцы, и их основные соперники из Канады, вероятнее всего, покинут любительский лёд. И спустя несколько лет станет понятно, что это было: временное помутнение, новый стандарт или просто событие, оставившее свой след. Какие-то потенциальные тенденции развития вида можно рассмотреть уже сейчас. Потренировавшись в ледовых ТВ-шоу (можно сказать, "на кошках"), Александр Жулин и Илья Авербух ставят уже не бывшим, а действующим спортсменам потрясающе театральные программы, рассказывающие зрителям занимательные истории.

Подопечные Жулина, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, за год до Олимпиады наконец-то оказались там, где ждали одну из российских пар – на третьей ступени пьедестала почёта. Для другой российской пары, Елены Ильиных и Никиты Кацалапова, ещё тоже ничего не потеряно – мир фигурного катания их по-прежнему любит и ждёт их побед. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть их оценки за компоненты программ (то, что раньше являлось оценкой за артистизм и до сих пор является лучшим индикатором общего мнения судей о спортсменах). Возможно, их тренер, Николай Морозов, ошибся с выбором программ. А где-то им просто не повезло. Первое приближение пары к лидирующим позициям случилось на чемпионате Европе, будем ждать продолжения в следующем сезоне.

Олимпийский пьедестал, впрочем, достаточно ясно виден уже сейчас. Во-первых, других кандидатов на золото в фигурном катании, кроме как в танцах, у США нет, и не предвидится. Во-вторых, канадцы уже были олимпийскими чемпионами, американцы – нет. В-третьих, сборная Канады – основной, а если не сумеет подготовиться к Сочи Евгений Плющенко, то и практически единственный кандидат на победу в новых командных соревнованиях. А значит, вторая золотая медаль не уйдёт и от канадской пары. Ну а что это будет за медаль – мало кого будет волновать. Девальвация медалей происходит каждый год. И сравнивая победы Бьёрндалена и Тихонова или Бьёрген и Вяльбе, никто не вспоминает, какое количество медалей разыгрывается сейчас, а какое разыгрывалось во времена Тихонова или во времена Вяльбе. Да и зимняя олимпийская программа раздулась за последние годы до невозможности. В неё пока ещё не внесли плевки в длину на морозе, но этот недосмотр, вероятно, скоро исправят. И все победы вроде как одинаково ценны.

Так что у американцев будет золотая медаль, у целой кучи канадцев будет медаль, у канадских танцоров она уже будет вторая, ну а три золотые медали, наверное, было бы слишком жирно. У Торвилл с Дином их всего одна. В общем, всем сестрам по серьгам, все страны окажутся равны, а Канада – равнее остальных. Но вернёмся к нашим героям.

 

Женщины

А точнее – к героине. Пока прочие фигуристки падали и поднимались, разыгрывая медали чемпионатов, кореянка Юна Ким вела общественную жизнь и активно зарабатывала деньги. Но Олимпиада близко – самое время вернуться в основной бизнес. Если у одиночниц и были до чемпионата надежды на то, что Юна уже не так юна, да и вообще не та, то теперь всем им можно расслабиться и начинать думать про то, что на Олимпиаде кроме победы есть ещё и другие медали. К одной из этих медалей Европа будет тянуть Каролину Костнер, Япония – Мао Асаду, ну а за Россию будет фактор домашних стен. Скучно не будет. Да на фигурном катании никогда не бывает скучно!

 

Оригинал публикации: http://liberty.ru/Themes/Londonskij-dozhd