9 мин.

Не думай о секундах свысока

Клатч. «Краска» забита, последние тайм-ауты, нервы на пределе. До конца две минуты, минимальное отставание и энное количество метров впереди. Секунды истекают, вздымается рука, плавно опускается кисть, и мяч залетает в кольцо вместе с сиреной. Это идея, которая актуальна для любого вида спорта. При этом это идея, определение которой попросту отсутствует. Мы не можем точно сказать, что подразумевает ситуация «клатча», но мы, конечно, поймем это, когда увидим ее.

В последние четыре года сайт 82games.com пытался подсчитать действия в «клатче», ежегодно публикуя данные матчей на последних минутах. Этот сайт определяет «клатч» как последние пять минут игры (четвертой четверти или овертайма), когда ни у одной из команд нет преимущества более пяти очков. На прошлой неделе они выпустили последние статистические данные для сезона-2010/11.

Конечно, знать, что, например, игрок набрал 30 очков в решающие 48 минут, это важно. Но, может, игрок только и делает что бросает, когда появляется на площадке, и тем самым улучшает свои цифры? Может, все владения в решающие минуты проходят через него, даже если он особенно и не эффективен в решающие моменты? Гораздо ценнее, чем другие методы анализа, выяснить, сколько очков игрок приносит своей команде в расчете на каждое владение в решающие моменты игры. Это дает нам продвинутую статистику, которая выглядит вот так…   

Тезис: Существование «клатча» может быть статистически подтверждено, и, будь у вас выбор, вы бы предпочли, чтобы в это время мяч находился у таких игроков как Кобе Брайант, Кармело Энтони, Пол Пирс, Ману Джинобили и так далее*

* я упоминаю их, потому что именно эти имена традиционно ассоциируются с геройствами в концовках. В более общем смысле здесь подразумевается любой баскетболист, считающийся полезным в ключевые мгновения.  

Так как 82games.com дает статистику не только по очкам, но и по передачам, потерям, проценту бросков, данные HoopData.com могут быть использованы для определения эффективности.

Тут важно отметить, что не все «клатч»-исполнители набирают очки одинаковым образом. Некоторых выводят на бросок, кто-то – ищет других в открытых позициях. А некоторые берут мяч и создают себе ситуацию. Эти три категории определенно пересекаются, но рейтинг передач и процент бросков после передач позволяет провести четкое разграничение между тремя группами.

В первую входят игроки, которые получают возможности для броска после комбинаций. Больше половины их бросков с игры получаются после передач от партнеров, и, как увидите, в эту группу входят и шутеры, и «большие».

В качестве дополнения замечу, что в последующие таблицы были включены только те, у кого в среднем в «клатче» одно владение на две минуты на площадке.

Амаре Стаудемайр разместился на границе «снайпера»/«принимающего». Хотя 57 процентов совершенных им бросков сделаны после передач, совершенно точно это тот исполнитель, под которого «Никс» часто играют «изоляцию». В случае с Амаре интересно то, что он бросает чаще, чем любой другой игрок, который получает передачи, по меньшей мере, в 50 процентах случаях решающих бросков. В каком-то смысле Амаре – принимающий системы нападение Майка Д’Антони, но в то же самое время это не мешает защите соперника воспринимать его в качестве центральной фигуры атаки.

Еще один похожий игрок – Кевин Мартин из «Хьюстона». Мартин получает передачи для 66 процентов своих бросков в решающие минуты (59 по общему количеству попыток). Но также созидает и оказывается на линии штрафных гораздо чаще любого из списка принимающих. В результате Мартина можно оценивать и как «бомбардира», и как «принимающего». Эта проблема, наверное, подчеркивает репутацию Мартина как невероятно эффективного «забивалы», но совершенно неэффективного игрока в решающие моменты. В то время как он с невероятной эффективностью оказывается на линии штрафных, большинство его возможностей создаются другими.  

Какое место занимает Рэй Аллен? Этот график может быть немного обманчивым. Держите в уме, что ни одна из осей не представляет эффективность игрока. Скорее это попытка понять, кто сколько создает за определенное количество владений. Грубый способ представить эффективность вышеприведенных игроков состоит в следующем: вообразите прямую линию под углом в 45 градусов, которая идет через центр графика. Игроки выше этой линии будут считаться эффективными, ниже – неэффективными. Перпендикулярное расстояние от этой линии будет обозначать общую эффективность (не беспокойтесь, если пока ничего не понимаете, последний график будет более показательным). В этом случае Дэвид Уэст и Кевин Лав будут считаться неэффективными скорерами, остальные – эффективными. Джейсон Терри располагается дальше всех по этой воображаемой линии, и таким образом он самый эффективный.

***

Следующая группа представляет созидателей. Тех, кто создают возможности для партнеров. У большинства из них повышается процент передач в определяющих ситуациях.

Хотя большинство этих защитников особенно не выделяются, на плечи Деррика Роуза в этом сезона легла особенная ответственность. Роуз один из немногих игроков, который вполне очевидно квалифицирован и как забивающий, и как созидатель. В решающие 48 минут он совершает 33,3 броска, идя на втором месте за Кобе Брайантом. Его 9,4 передачи за 48 минут – шестой показатель. Однако он располагается ниже воображаемой линии эффективности, отмеченной выше.

Многие разыгрывающие выступают в связке со «скорером», который получает немалое количество возможностей в решающие мгновения. Чонси Биллапс – Мистер Биг Шот, но большинство бросков в «Денвере» совершает Кармело Энтони. Основной «большой» Рэймонда Фелтона – Амаре Стаудемайр. У Тони Паркера есть Ману Джинобили.

Наконец, относительная неэффективность двух лучших разыгрывающих НБА – Криса Пола и Дерона Уильямса – говорит о низкой надежности данных, касающихся статистики «клатчей» в целом. С 2007 по 2010 годы Пол (особенно) считался одним из лучших игроков последних минут в НБА. В этом – его показатели понизились, равно как и показатели глубинной атаки «Нью-Орлеана».

***

Наконец, у нас есть скореры. Именно их обыкновенно ассоциируют с понятием «клатч». Они приносят множество очков и после розыгрыша комбинаций, и самостоятельно создавая себе ситуации.

Большая часть игроков в этом графике представлена неслучайно. Значительный процент клубов НБА стараются поручить атакующие действия одному исполнителю – либо у них нет такой роскоши, как элитный разыгрывающий вроде Стива Нэша, либо они не могут разыгрывать комбинации для элитного бомбардира вроде Рэя Аллена.

Игрок, который выделяется – Дирк Новицки. На его счету столь же много владений на последних минутах, как и у Кевина Дюрэнта и Кармело Энтони, но он гораздо эффективнее. Как написал Роб Мэхони в блоге New York Times, великолепная работа ног и высокая точка броска дают немцу неотразимое сочетание, против которого невозможно защищаться.

Интересно, что Рассел Уэстбрук в данном списке фигурирует не как созидатель, а как скорер. В ключевые моменты показатели передач у него серьезно снижаются, но зато он очень эффективен в плане атаки кольца. На самом деле он стоит даже выше своего партнера Кевина Дюрэнта. Деррик Роуз также появляется в этом списке, но его неэффективность по сравнению с элитными скорерами лиги проявляется немного больше.

Пол Пирс, Кевин Мартин и Монта Эллис все попадают на «эффективную» сторону воображаемой линии, хотя Пирс (особенно) гораздо реже получает мяч в ключевые моменты, чем кажется. Принимая во внимание, что это статистика по минутам, довод, что «Бостон» проводит в ситуации клатча меньше времени, не принимается. Ману Джиноибли невероятно эффективный скорер в решающие минуты, хотя, как и у Пирса, у него не так много владений.

Особенно место здесь, конечно, занимает Кобе Брайант. Мамба оказывается под линией эффективности, хотя у него и невероятное количество атак на последних минутах. Сложно делать пустые заявление вроде «Лейкерс» неэффективно действуют в решающие моменты» по многим причинам… но есть очень четкие основания для того, что так и есть.  

Сведя скореров, созидателей и принимающих в один график, мы получим следующее:

В этом графике не нужны воображаемые линии. Вертикальная ось представляет собой эффективность, горизонтальная – частоту использования. Владения за минуты не скоррелированны под командную скорость. В целом, на последних минутах игра замедляется, так как команды играют в позиционном нападении, но это ни в коем случае не означает потенциальных подвижек игроков по горизонтали.

Здесь выделяются две тенденции. Элитные «принимающие» занимают место среди самых эффективных игроков в клатче, а «скореры» чаще всех других получают мяч. Еще один интересный аспект – это позиции Дэнни Грэйнджера и Руди Гэя. Грэйнджер был ужасающе неэффективен в клатче в сезоне-2010/11, а у Гэя было минимальное число владений на последних минутах.

***

При всем при этом… насколько достоверны эти цифры? Есть такая школа философии, которая твердо верит, что в «клатче» все относительно. Ее апологеты доказывают, что как болельщики мы видим вещи, которые на самом деле не существуют. Мы видим, как Кобе забивает с отклонением, и отдаем ему должное за его умение играть в решающие минуты, хотя это, скорее, нужно отнести к его умению играть в баскетбол (безотносительно минуты).  

Есть очень четкие методы измерения статистической значимости. Вместо того чтобы погружаться в них, лучше взглянуть на некоторые тенденции эффективности, которые также говорят о многом.

Нижеприведенный график иллюстрирует показатели шести самых часто используемых игроков   на последних минутах в последних четырех сезонах.

Кому-то еще это напоминает те игрушки, которые вам давали в детстве, когда вы шли к врачу? Здесь просто вверх, вниз, вверх, вниз и все заново. Конечно, Крис Пол, Кобе Брайант и Дирк Новики остаются на достаточно стабильном уровне. Но как насчет Ману, Кармело и Пирса?

Пол Пирс действительно потерял свой «клатч» в 2008-м, а затем привел нервы в порядок в 2009-м? Почему Энтони был до абсурда хорош в 2009-м? Джинобили внезапно стал более умиротворенным под давлением в 2011-м? Самое верное объяснение этого заключается в том, что из года в год таких примеров слишком мало. Потому они настолько подвержены перепадам. Никто не может сказать, эти чередования объясняются отсутствием удачи или навыка. Если игрок хорош в «клатче» в этом сезоне, означает ли это, что он будет хорош и в следующем? А как насчет от недели к неделе, от игры к игре?

Такие графики показывают, почему дискуссия на тему существования «клатча» продолжается до сих пор. И, наверное, никто никогда не даст окончательного ответа.

Вердикт: Некоторые игроки, которым приписывается умение играть в «клатче», построили свои репутации на количестве попыток, а не их эффективности. Лучшие игроки в лиге по действиям на последних минутах либо создают ситуации для других, либо получают возможности для броска от партнеров. «Клатч» необязательно подразумевает умение забивать. И, в конце концов, есть очень высокая вероятность того, что мы пытаемся найти определение предметам, которые попросту не существуют.  

Оригинал: SBNation.com

Автор: Rohan Cruyff