6 мин.

«Матрица. Воспоминание»

Поздравив одного новоиспеченного чемпиона, Джейсона Кидда, и вспомнив его аризонские времена, я не оставил себе иного выбора, кроме как проделать ту же самую процедуру и с другим счастливчиком - Шоном Мэрионом. В отличие от Кидда, которого в майке Санс помнят далеко не все, Шон у любого любителя баскетбола ассоциируется именно с этим франчайзом. Ассоциации не берутся из ниоткуда. Никто не может отрицать тот факт, что именно в "Финиксе" он провел лучшие годы своей карьеры - чего стоят хотя бы четыре попадания на Всезвездный Уик-Энд.

Он здесь был на своем месте, его любили все - болельщики, тренерский штаб, руководство ( не просто так ведь его зарплата была больше, чем у Нэша ). Да что там говорить, даже тренеры других команд всегда высоко ценили его. Вот что говорил о Мэрионе 5 лет назад его нынешний наставник Рик Карлайл, в ту пору возглавлявший "Индиану" : "Вы можете говорить все, что хотите о Нэше и Стадемайре, они великие игроки и, без сомнений, заслуживают самых лестных слов. Но именно способность Шона Мэриона бегать без остановки и поддерживать любой быстрый отрыв дает "Финиксу" возможность играть в их стиле. Он куда важнее для них, чем вы все думаете. Если не держать Шона - он не поперхнувшись забьет в ваше кольцо сверху. Если же его в быстрых отрывах будет сопровождать атакующий защитник, который не должен этого делать, но которому легче двигаться на таких скоростях, то оголенным остается периметр. Вот и думайте, как его сдержать".

До того, как заявить в 2007 году, что их "союз с "Финиксом" стал похож на "несчастливую семью", Мэрион всегда говорил, что счастлив быть частью Санс.  "Думаю, это моя судьба. Когда в 1996 году в Месе, одном из аризонских городов, проходил турнир в рамках NJCAA, я поехал в Финикс на игру НБА и получил шанс бросить по кольцу в перерыве. Я встал на трехочковую линию и положил мяч прямо в цель. Это была моя первая "взрослая трешка"".  

"Когда я вспоминаю это, то всегда улыбаюсь, - говорит Шон. - Ну вот как сейчас. В тот момент я понял, что хочу играть именно здесь". Думаю, несложно понять его чувства, когда на драфте 1999 года под девятым номером он был выбран именно "Финиксом".

Мэрион полностью заслужил теплое отношение к себе, и это полумистическое прозвище "Матрица", которым его наградил комментатор TNT Кенни Смит по ходу его дебютного сезона подошло ему как нельзя лучше. Пожалуй, так как он, не играл больше никто. Невозможно было предугадать, где он появится в следующее мгновение, как будто на нем была мантия-невидимка Джеймса Поттера. Шон мог выбить мяч из рук зазевавшегося противника, совершить эффектный данк, забрать подбор на своем щите и начать новый быстрый отрыв, затратив на это всего несколько секунд. Сколько еще есть в мире номинальных третьих номеров, способных выдавать статистику в 30 очков и 15 подборов четыре встречи подряд? А кто из них может защищаться против практически любого оппонента? Откровенно говоря, Шон Мэрион куда более уникален в мире баскетбола, чем сама "Матрица" в мире кинематографа.

Но несмотря на всю уверенность и наглость на площадке, вне ее Шон был совсем другим человеком. Неизвестно, любил ли он в то время носки так же, как сейчас ( "и как мы жили до появления твиттера?"), но одно можно сказать точно - он всегда был чем-то недоволен. До поры до времени этого можно было не замечать, но когда в 2007 году, наряду с непрекращающимися слухами о его скором трейде ( особенно активно его сватали в "Бостон" к старому знакомому Дэнни Эйнджу), руководство Санс решило не форсировать переговоры по новому контракту, Шон потребовал обмена. 

Все к этому шло. Большую роль в выдвижении такого ультиматума сыграло увольнение Коланджело-младшего, совершенное Сарвером в одном из первых припадков безумия годом ранее (аккурат перед выдачей хрестоматийных контрактов Маркусу Бэнксу и Борису Диао), но основная причина заключалась в другом.

Некоторые довольствуются ролями Розенкранца и Гильдестерна, но большинству хочется играть Гамлета. Не был исключением и Мэрион. Он неоднократно подчеркивал, что намерен быть лидером "Финикса", но каждый раз находился человек, мешавший ему добиться этой цели. Сначала Кидд ( хотя на ту пору Матрикс был еще очень молод), затем Марбэри, а потом Стадемайр с Нэшем. Ну не лепился из Мэриона франчайз-плэйер, и все тут! Впрочем, здесь глупо говорить о невезении, ведь все было в его руках. Не собираюсь подвергать сомнению его многочисленные плюсы, но подумайте вот о чем: лидером какой команды может стать игрок, застрявший между позициями легкого и тяжелого форварда, обладающий плохим болл-хэндлингом и неспособный создавать себе позицию для броска самостоятельно? А тут еще и все эти разговоры о несостоятельности в плей-офф (больше применимые, впрочем, ко всей команде)... Бесспорно, Шон прекрасен в своей испостаси важного кусочка яркого и солнечного паззла, но говорить о большем, и уж тем более делать не совсем корректные заявления в адрес Нэша ( "Конечно, он часто пасует мне, без меня "Финикс" никогда бы не был самой результативной командой Лиги") и Амаре ( "Славу всегда получают лишь те игроки, которые набирают больше всех очков, и это несправедливо") - это очень похоже, выражаясь психиатрической терминологией, на комплекс неполноценности. Мало кого данное качество может украсить.

  Расставание получилось не таким, каким оно могло быть. Пожалуй, Шон не входит в десятку лучших игроков Санс всех времен, но он находится от нее на расстоянии вытянутой руки. Реакция журналистов на обмен Мэриона и Бэнкса на Шакила О′Нила в феврале 2008 года, как и попытка понять пристрастия Стива Керра, давно уже вошла в историю, но еще за два дня до этого болельщики "Финикса" умоляли Шона одуматься и попытаться восставносить прежние отношения с франшизой. Вот лишь один голос из тысячи: "Дорогой Шон. Мы не можем знать всех обстоятельств твоего возможного ухода, но если все дело в том, что ты чувствуешь себя несчастливым в Финиксе, ты можешь навсегда забыть об уходе. Просто выйди на улицу и ты увидишь, как тебя любят. Ты нужен нашей команде, очень немногие игроки могут похвастать таким набором талантов. Никто не сможет полноцено заменить тебя, поэтому прошу тебя - останься! Твой большой фанат".

  Пусть сейчас Шон уже не тот, пусть процент его трехочковых бросков упал до уморительных 15 (сравните с 35 в "Финиксе"), в этом сезоне только он и еще четыре других парня выходили в стартовом составе чемпионов НБА. Он, как и многие его партнеры, избавился от репутации некубкового игрока и теперь может делать все, что угодно. Мои искренние поздравления!