5 мин.

«Сельта» – клуб с безупречной экономикой. Они пережили банкротство, а сейчас постоянно в плюсе

Полная противоположность футбольным результатам.

Для начала: как дела у «Сельты»?

Так себе. В 2019-м с командой поработали три тренера, осенью клуб выдал серию из пяти поражений подряд, после чего спасать позвали Оскара Гарсию. Результаты немного улучшились, но без фейерверка: одна победа, два поражения и четыре ничьих в семи матчах. Так что Федор Смолов вместе с локацией и футбольным стилем меняет еще задачи: цель «Сельты» на финал сезона – остаться в Ла Лиге.

Это трансферное окно началось для «Сельты» с расставания со Станиславом Лоботкой (ушел в «Наполи» за 20 млн евро) – важным звеном в середине поля. После этого журналист Marca Рафа Валеро формулировал главную претензию фанатов: как при борьбе за выживание можно расставаться с ключевыми игроками и при этом никого не покупать? Клуб ответил арендами Джейсона Мурильо и Филипа Брадарича, а к финалу трансферного окна решился еще и на аренду форварда.

Это вполне соответствует осторожной финансовой политике, которую «Сельта» ведет уже 10 лет. И при этом добивается результата (нефутбольного).

76-летний босс, финансовое очищение и 0 евро на трансферы в Сегунде

Главный человек в клубе – 76-летний Карлос Муриньо. Отношения с фанатами – противоречивые. В нулевые ему объявляли войну и предъявляли за скупость, но потом простили.

В конце 70-х Муриньо укатил в Мексику, чтобы помогать тестю управлять сетью отелей, вскоре организовал собственный бизнес – компанию по производству ковриков для авто. Бизнес выстрелил, и в середине 80-х Муриньо купил сеть АЗС. Cейчас он консультирует банки, имеет доли в нескольких компаниях (например, строительной Construcciones Exisa), инвестирует в испанское подразделение Burger King и сеть фастфудов Benedetti’s Pizzas.

Муриньо выкупил контрольный пакет акций «Сельты» в 2006-м. При нем клуб, который незадолго до его прихода попал в зону УЕФА, вылетел в Сегунду, и болельщики тут же заворчали. А через два года случился тяжелейший год жизни Муриньо – его сын разбился в авиакатастрофе частного Learjet – самолет упал прямо на центральный проспект Мехико. А клуб так и не вылез из долгов и объявил о процедуре банкротства.

С этого началась перезагрузка, первым шагом Муриньо было инвестирование семи млн евро – это помогло клубу окрепнуть, а президенту – вернуть доверие. Финансовое очищение потребовало большого терпения – за четыре года в Сегунде «Сельта» не потратила ни евро на новых футболистов. Но к 2012-му прорвалась в Ла Лигу и по этому случаю вернулась на трансферный рынок.

В первый сезон «Сельта» вложила в новых игроков 5 млн евро, а через год еще 5, которых хватило на аренду Веллитона (того самого), полноценный трансфер подающего в то время надежды форварда Нолито и еще пару футболистов. А в 2015-м «Сельта» даже немного сверкнула на рынке, потратив суммарно 16,3 млн на возвращение Яго Аспаса, Даниэля Васса и Марсело Диаса.

Все это делалось на фоне жесточайшей экономией – «Сельта» после очищения никогда не тратила на футболистов больше, чем зарабатывала. С 2012-го по наше время клуб сохраняет положительный баланс: купили на 116,85 млн евро (самый дорогой Эмре Мор из «Боруссии» за 13 млн), продали на 138,25 (самый дорогой трансфер – Нолито в «Ман Сити» за 18 млн).

Такая политика помогла «Сельте» стать клубом с одной из самых здоровых экономик в испанском футболе – даже учитывая то, что прошедшим летом галисийцы немного разошлись: купили Дениса Суареса у «Барсы» за 12,9 млн евро, центрдефа «Генка» Джозефа Айду, арендовали Рафинью, а также взяли центрфорварда «Валенсии» Санти Мину (7 голов и 5 ассистов в предыдущем сезоне), Хорхе Саэнса (аренда на два года) в обмен на Макси Гомеса, в рамках той же сделки в «Сельту» перечислили 16 млн евро. 

Рекордная прибыль и одна из самых здоровых экономик в Испании

Осенью совет директоров клуба обсудил финансовые планы на текущий сезон, и вот главные детали.

• Бюджет составит 86 млн евро, а ожидаемый профицит – 4,5 млн евро.

• На ТВ-правах клуб заработает 49 млн евро, от трансферов – 23,5, на рекламе – 6 млн евро, на абонементах и билетах – 4 млн евро.

• Расходы на содержание клуба – 39 млн евро, включая 5 млн евро на зарплаты нефутбольного персонала.

Равновесие, о котором «Локомотив» может только мечтать (большая часть доходов – это около 60 млн евро от РЖД)

Но в прошлом году было еще ярче.

• В сезоне-2018/19 клуб достиг рекордной выручки (105,2 млн евро), впервые перепрыгнув 100-миллионный потолок.

• Чистая прибыль в том же сезоне – 21,4 млн евро, второй результат в истории.

• Кстати, общая чистая прибыль 42 клубов Ла Лиги и Сегунды – 189 млн евро. То есть для «Сельты» – более 11%. Когда президент Ла Лиги Хавьер Тебас гордится оздоровлением испанского футбола, первым, кому стоит пожать руку, – Карлос Муриньо.

Неплохо для клуба, который рубится за выживание.

Фото: facebook.com/rccelta; commons.wikimedia.org; Gettyimages.ru/Denis Doyle

Как же хорошо, что Смолов уезжает в Европу

Смолов – 25-й футболист сборной России, который сыграет в Ла Лиге. Назовете остальных?