6 мин.

Мировой тренер

Американец Ларри Стефанки поездил по миру и поработал с абсолютно разными людьми, а теперь вернулся в США, тренирует Роддика и мечтает об академии для юниоров.

Кристофер Клэйри «Нью-Йорк Таймс»

«Ларри Стефанки вспоминает, когда он был молодым парнем, его тесть, бывший игрок NFL Джон Броди, так сформулировал свой принцип успешной карьеры: «Выйди из комфортной для себя зоны».

Большую часть своей взрослой жизни Стефанки именно так и делал. Он путешествовал по миру и работал, используя стремление к приключениям, знакомство с Джоном Макинроем, свою собственную положительную энергию и тактическую проницательность для того, чтобы преуспеть в качестве одного из лучших тренеров мира.

То, что началось как рука помощи, протянутая другу детства Джону Макинрою во время его последних лет в туре, продолжилось глубоким погружением в этот многокультурный мир.

Стефанки помог своенравному чилийцу Марсело Риосу достичь первого номера в рейтинге. Потом он проделал то же самое с Евгением Кафельниковым – легко поддающимся переменам настроения россиянином с роскошными ударами с отскока, которому удалось уцелеть в хаосе после развала СССР.

Еще Стефанки тренировал персонажей с менее сложными характерами, например, Йонаса Бьоркмана из Швеции, британца Тима Хенмэна и, совсем недавно, более сговорчивого соотечественника Риоса Фернандо Гонсалеса – и все они вошли в Топ-5.

Но теперь, после почти 15 лет изучения сильных и слабых сторон игроков из других стран, Стефанки вернулся на более привычную территорию. Первый раз после работы с Патриком Макинроем и его партнером по паре Джонатаном Старком в 1993 Стефанки тренирует американца – Энди Роддика.

Эта трудная миссия. Роддик, бывший чемпион US Open, обладатель мощной подачи, долгое время находится недалеко от вершин мирового тенниса. Но в 2008 году он выпал из группы лидеров. У него были проблемы на турнирах «Большого шлема», а сезон он закончил 8 ракеткой мира.

Его силовая игра перестала подрывать защиту соперников так, как прежде. Но при помощи Стефанки он пытается нарушить распространенное мнение, что в 26 лет большинство теннисистов уже минуют свой пик.

Стефанки, которому не впервой работать с игроками, проходящими через кризис среднего теннисного возраста, сказал, что есть еще порох в пороховницах.

«Энди всегда был исключительным явлением в том, что называется трудовой этикой. Приятно видеть такое отношение к работе у 26-летнего игрока, который является первой ракеткой США шесть или семь лет», – сказал Стефанки.

«Энди по-прежнему стремится вернуться в Топ-4, Топ-5 игроков мира. Также его целью является победа на еще одном «Шлеме». Он верит, что еще выиграет, а я думаю, что он точно выиграет подобный турнир при мне, или же я больше не буду работать тренером».

Роддик рассказал, что травма плеча, мучившая его в 2008, отступила. А по словам Стефанки, он сбросил около 7 килограммов в межсезонье, изменив диету и сделав упор на натуральные продукты. Стефанки сказал, что он уверен – учитывая скорость современной игры, теннисисту, который весит больше 90 килограммов, будет очень трудно бороться за турнир «Большого шлема».

«Я был немного шокирован тем, сколько он весил, – рассказал Стефанки – И я сказал ему: «Нет, ты должен весить 86 – 88 килограммов». Он сказал: «Это не возможно – мне не стать таким худым. Я не весил столько с 21 года».

А я ответил ему: «И что случилось, когда тебе было 21? Ты выиграл «Шлем».

Стефанки рассказывает, что в ноябре 2008 года он провел пять почти бессонных ночей, раздумывая над предложением Роддика стать его тренером. К тому моменту у него установились близкие отношения с Гонсалесом и его семьей. Он помог чилийцу похудеть, наладить более умную тактическую игру и достичь финала Australian Open-2007.

53-летний Стефанки объяснил, что решающим аргументом стало то, что Гонсалес, в отличие от Роддика, больше не был готов к серьезным жертвам ради победы, а также свою роль сыграла его мечта тренировать перспективных американских юниоров на своей базе в Калифорнии около Сан-Диего.

Стефанки, игравший за калифорнийский колледж в Беркли, никогда не достигал больших успехов на игровом поприще и остановился в рейтинге около 30 места. Он выиграл всего один турнир в одиночном разряде – как местный игрок получил wild card в Ла Квинте в 1985 и победил.

И работа с Роддиком – самым ярким американским теннисистом из его поколения – безусловно, не повредит его перспективам в США, если он решит открыть академию или индивидуально тренировать юниоров.

«Когда Энди позвонил, я понял, что это как раз вовремя, – рассказывал Стефанки, – Года через три-четыре я перестану ездить, и Энди будет, вероятно, одним из последних игроков, с которыми я работал. Если не самым последним. Тогда я начну работать с американскими юниорами, смогу дать этим детям более полную картину теннисного мира и четкое представление о том, что необходимо для выхода на высший профессиональный уровень».

И, наконец, Стефанки рассказал, что для него значит выйти из комфортной зоны.

«Для того, чтобы понять, на что ты способен, надо попробовать себя в этом. Поездить по Европе. Поработать в России. Поехать в Африку или куда-то еще и посмотреть, сможешь ли ты выигрывать плохими мячами на плохих кортах с плохими судьями. И только тогда, только тогда, ты действительно узнаешь, на что способен. Я думаю, что большинство этих американских детей не получают по-настоящему дельных советов. Я думаю, они слишком изнеженные».

Кстати, в деле перехода Стефанки от Гонзы к Роддику есть интересные детали.

В своем блоге Фернандо Гонсалес написал, что прекращает сотрудничество со Стефанки, потому что Лари переходит на работу в USTA и будет тренировать Роддика по соглашению с федерацией. Но это не так. Оказывается, люди из команды Роддика сказали Гонзе, что это инициатива USTA, дабы уменьшить его возмущение и убедить чилийца отпустить Стефанки, не доработавшего 6 месяцев по контракту. В этой статье на TennisReporters.net есть забавное замечание по поводу его характера.

«Было ли это правильным решением для Роддика, покажет время. Стефанки одаренный стратег, он ставит на технику, он отличный мотиватор. Но из всех талантливых теннисистов, которых он тренировал, только один выиграл турнир «Большого шлема» под его началом – Евгений Кафельников. Еще он привел Риоса к первой строчке рейтинга, направил Хенмэна в нужное русло и, по крайней мере, дисциплинировал Гонзу, чтобы тот вышел в свой единственный финал турнира «Большого шлема» на Australian Open-2007. Он из породы многословных людей, и он может оказаться слишком болтливым для Роддика. Но Стефанки, по крайней мере, поработает с Роддиком на протяжении какого-нибудь значительного периода. А не бросит Энди в трудный момент, как Джимми Коннорс».

И еще три цитаты из самого Стефанки.

О поражении Роддика в финале «Уимблдона»-2009.

«После матча в раздевалке Роджер сказал: «Честно, я думаю, что это именно та ситуация, в которой лучше было бы объявить обоих победителями». А я ответил ему: «Да, дружище, но тогда это будет уже не спорт». Должен быть победитель и проигравший. Но в этом матче я увидел самую яркую за последние несколько лет спортивную борьбу. В этом и есть красота спорта, и Энди великолепно справился с этим поражением. Я очень горд, что я его тренер и друг».

Про Роддика.

«Он хороший ученик. Он очень упертый. У него есть качества чемпиона, но необходимо время, чтобы он перестроился. Да, он хорошо слушает, и я думаю, он все впитывает как губка. Сейчас, когда он играет, на него интересно смотреть. Всего этого пришлось добиваться».

Про выигрыш турнира «Большого шлема». (сказано перед АО-2010)

«Победа на турнире «Большого шлема» – это серьезная работа. Это то, ради чего трудятся такие парни, как Энди. Поэтому мы попытаемся сосредоточиться на том, чтобы подготовить его и физически, и психологически именно к этим турнирам – так, чтобы, когда представится возможность, он мог ею воспользоваться. Физически Энди готов, он может без проблем выдержать семь кругов в пятисетовом формате. Энди очень стремится к этому, он отдохнул, а другие ребята выдохлись. Понятно, что Федерер потихоньку раскачается и хорошо выступит, но Дель Потро очень устал, Мюррей находится в состоянии: «Эй, а что, новый сезон уже начался?». Давыденко и Джокович слишком много играли в конце года. Энди готов, и мне это нравится».