5 мин.

Бомба замедленного действия

Что происходит с Сереной Уильямс на Открытом чемпионате США? Почему ей кажется, что весь мир против нее? Попытка понять причины поведения американской звезды, предпринятые автором сайта footfault.net – в блоге «С миру по Нитке».

Как все начиналось.

 «Итак, история повторилась – последнее на данный момент поражение Серены Уильямс на US Open закончилось ее гневом и позором. Событиям этого года, конечно, далеко до того, что произошло пару лет назад, и в этот раз вместо угрожающей Серены мы увидели истеричную полуплачущую, полукричащую массу. Но все равно это выглядело ужасно, и, естественно, реакция общественности была абсолютно негативной.

Больше всего меня удивил не сам взрыв, а тот факт, что Серена, кажется, на полном серьезе верила, что Ева Асдераки – одна из лучших судей в мире – была частью заговора, имевшего своей целью «обдурить ее». И Серена так красноречиво все это высказала. Просто настоящая паранойя.

Но если вспомнить все, что она пережила за время карьеры, можно ли винить ее за мысль, что весь теннисный мир сплотился против нее?

За годы карьеры Серены мы неоднократно видели ее жертвой беспрецедентных происшествий и участницей драматичных событий. Всем известна история сестер Уильямс, история их восхождения на вершину, история о том, как они преодолевали расовые и социальные предрассудки консервативных теннисных клубов и шли на Олимп своим собственным путем. Именно поэтому люди болели против Серены с тех времен, когда ей было 10-11-12 лет – они надеялись, что она сломается, и шумиха вокруг нее окажется пустой шумихой.

И все это началось еще даже до того, как она попала в основной тур. А уж как только она заявила о себе как об одной из лучших и величайших теннисисток в истории, инциденты, в которых она была жертвой, посыпались, как из рога изобилия. В 2001 Винус снялась с их полуфинального матча в Индиан-Уэллсе задолго до его начала. Но WTA почему-то решила объявить об этом только за несколько минут до запланированного времени начала матча. В результате зрители забукали (они могли вкладывать, а могли и не вкладывать в это расовые подоплеку) 19-летнюю Серену в финале. И хотя потом в автобиографии она призналась, что те минуты, когда она была вынуждена стоять и смотреть, как 16 000 ее соотечественников травили ее ни за что, были одними из самых неприятных в ее жизни, в тот момент она была великолепна.

В 2003 мы увидели, как жесточайший соперник Серены Жюстин Энен прибегла к мошенничеству, чтобы обыграть ее на «Ролан Гаррос. Тренер Энен Карлос Родригес потом признался, что на тот момент бельгийка сделала бы любую соперницу, кроме Серены. В том же матче Серена была вынуждена сама тщательно следить за тем, попал мяч или нет, и постоянно останавливать игру после повторяющихся грубейших ошибок линейных судей не в ее пользу. Зрители гулом проводили плачущую Уильямс, которая на пресс-конференции расплакалась еще раз. Но все равно сквозь слезы она похвалила игру Энен – она опять была великолепна.

Через год имел место еще один противоречивый эпизод в четвертьфинале US Open против Дженнифер Каприати – этот матч известен тем, что стал причиной зарождения системы Hawk-Eye. Это был ужасный и нелепый фарс – совершенно разные линейные судьи постоянно ошибались. Серена легко могла потерять благоразумие – и все было так плохо, что никто бы ее не обвинил – но она держала себя в руках. Временами она выглядела жутко разгневанной, временами казалось, что она готова заплакать, но она снова была великолепна.

Это лишь некоторые из бесконечной цепи инцидентов с участием Серены, и именно поэтому я не могу отделаться от мысли – я не пытаюсь оправдать ее отвратительное поведение в отношении Шино Тсурубучи в 2009 и Евы Асдераки в этом году – что Уильямс просто дошла до точки кипения. Она никогда не злилась, она очень редко вежливо жаловалась – не говоря уже об оскорблениях в адрес судьи. Но после 13 лет необъяснимой враждебности болельщиков, расистов на трибунах, лжи и жульничества соперников и так далее она сломалась. И вся злость, накопленная в этих инцидентах и прежде упрятанная вглубь, начала прорываться на поверхность.

Был один случай, который окончательно убедил меня в моей мысли. Серена играла против Елена Янкович в Риме в прошлом году. На тай-брейке Серена вела 5:2, что-то ее отвлекло, и перед приемом она подняла руку, чтобы показать, что не готова. Янкович увидела руку только после подачи и немедленно повернулась к судье с фирменными стонами и жалобами, как умеет только она. В это время Серена стояла и наблюдала разговор сербки с судьей, кося глазами, злясь и раздражаясь. После этого она проиграла пять розыгрышей и матч, но вместо того, чтобы показать свое расстройство от такого поражения, она сперва попыталась убедить Янкович, что не жульничала и никогда не стала бы этого делать. Ее «Я бы никогда не стала тебя обманывать – я не Жюстин» стало притчей во языцех. Многие критиковали ее за эти слова, за то, что она не смогла забыть тот эпизод семилетней давности, но я была тронута. Даже через семь лет ее раны были свежи, и вместо того, чтобы ломать ракетки и злиться, она старалась убедить Янкович, что не хотела заставить ее почувствовать себя такой же обманутой. 

Мы так часто смотрим на Серенины рельефные мускулы, ее дерзкую американскую манеру держаться, и нам кажется, что она отметает все проблемы не моргнув глазом. Но как бы сентиментально и избито это ни звучало, под мышцами и маской уверенности прячется обычный человек. Ее недавнее поведение было ужасным, неприятным, но, по-моему, вопрос заключался в том, когда это произойдет, а не в том, произойдет ли вообще.

Будем надеяться, что со временем она забудет свой гнев, избавится от паранойи и снова станет боевой и стойкой Сереной Уильямс, которой, пусть об этом сейчас вспоминают нечасто, она была большую часть своей славной карьеры».