2 мин.

Российский футбол как госкорпорация

Сегодня (в субботу, что характерно) на совещании у Владимира Путина постановили, что одного бесплатного матча чемпионата России в туре мало – и на канале Россия-2 появится второй. Указания премьера исполняются быстро: уже завтра пресловутые «миллионы российских болельщиков» смогут насладиться зрелищем «Ростов» – «Алания». Дай бог, впрочем, наберется хотя бы миллион, а рейтинг дотянет до единицы.

Бесплатным, правда, показ будет условно – деньги для выкупа соответствующего пакета у «Газпром-медиа» ВГТРК получит у государства. Поклонники российского чемпионата в большинстве своем этому обстоятельству рады, даже те, кто состоит на какой-то зарплате и, соответственно, платит налоги. Слишком мало кто из нас (себя я тут совершенно не исключаю) способен противостоять искушению халявой; слишком небольшая доля жителей страны относится к сформированным из налогов бюджетным деньгам, как к своим собственным. И не без должных, в общем, на то оснований.

Интересно, правда, думает ли кто-то в правительстве, на телевидении или в футбольном руководстве о будущем. О том, что чем больше разнообразных государственных подачек будет получать российский футбол – тем сложнее будет воспитать в футбольной аудитории понимание, что за футбол, на самом деле, должна платить она (приобретая билеты, атрибутику, телетрансляции)? И что чем больше она будет платить – тем лучше, по логике, должен жить любимый ею клуб в частности и лига в целом? У тех, кто противится идее «футбола за деньги» есть железобетонный аргумент: «мы итак за все это косвенно платим, в виде налогов – платить еще и своими деньгами не хочу». И теперь этот аргумент станет еще железобетоннее (ближайшие примеры – в комментариях к этой записи).

Понимает ли аудитория, что пока она не станет содержать любимые клубы и эту лигу, если не полностью, то хотя бы наполовину, немного наивно ждать того, что клубы и лига будут по-настоящему о ней заботиться и по-настоящему ей угождать? Что пока деньги, на которые существуют клубы, исходят не от аудитории, ее наличие или отсутствие, ее размеры и настроения, ее пожелания и требования, все эти протесты «виража» и т.д. – декоративная, малосущественная, на самом деле, часть футбольной жизни?

Понимают ли в футбольных клубах, что те 150-200 млн телевизионных долларов в год, о которых там так грезят, при таком раскладе еще долго будут несбыточной мечтой? Если только их в какой-то момент не решится выложить государство.

Государство, в принципе, может, ему для простого народа ничего не жалко:

Надо заметить, что российское правительство – не единственное, которое берет на содержание таких взрослых, здоровых парней с хорошими авто, какими являются обычно профессиональные футболисты. Есть еще Аргентина – о национализации клубного футбола в этой стране я подробно писал прошлым летом. Но там слова про «социальную ответственность» звучат хотя бы не так фальшиво – потому что футболом действительно живет огромная часть социума.