4 мин.

Что посеешь – то и пожнешь. Почему Патрик Чан проиграл Олимпийские игры

Татьяна Анатольевна Тарасова после произвольной программы у мужчин сказала, что давать первое место некому. В принципе, она права – два падения олимпийского чемпиона не украсили финал. Но дело в том, что из всех более или менее достойных участников Игр не упал только Денис Тен, и умудрился подняться с 11-го места в короткой программе к бронзовой медали Олимпийских игр. К сожалению, в короткой программе и Тен был далеко не безгрешен.

Однако речь пойдет не о Денисе Тене. Проиграл Патрик Чан. Трехкратный чемпион мира. Самый скандальный чемпион мира. Чемпион, выигрывавший чемпионаты с тремя падениями, с двумя, и вообще редко когда исполнявший свои программы без грубых ошибок.

Ровно с тех пор, как в 2009-м Чан (в 18 лет) поднялся на мировой подиум, часть сообщества фигурного катания подняла на щит канадского китайца как образец мужского фигурного катания. Это казалось дикостью: закатывание глазок и взмахивание ручками вкупе с тройными прыжками – образец мужчины в ФК? Но ведь до того были Стефан Ламбьель, еще был Брайан Жубер, были Алексей Урманов, Илья Кулик, Алексей Ягудин, Скотт Хэмилтон, Толлер Крэнстон, Тим Вуд, Джон Карри… И Чан – пример для подражания?

Знаю, что сейчас мне возразят: он – виртуоз конька. Но конек видят судьи, специалисты, и даже кое-кто из болельщиков в этом разбирается, хотя таких и совсем мало. Остальные видят то, что НАД коньком. А над коньком – ничего. Пусто и грустно. Да и с коньком мало интересного. По крайней мере, у Дайсуке Такахаси и с коньком, и над коньком было всё намного интересней и ярче, чем у «виртуоза».

Победы Чана 2011-2013 г.г. – это действительно стыд и позор. Ни о каком благе для развития фигурного катания здесь и речи нет и быть не может – такая мысль может родиться в совсем уж романтической голове. Чана выращивали к очередной Олимпиаде. Его окружение внушало ему идею собственной гениальности. Не случайно даже свои падения он оценивал совсем иначе, чем ошибки других. Он – падает гениально, остальные же просто падают.

Решение Евгения Плющенко выступить в Ванкувере имело эффект явления кота в мышином погребе. Его помнили и боялись. В том числе и те, кто заранее распределил ванкуверские медали. Мыши забеспокоились и приняли контрмеры. К сожалению, Плющенко облегчил им жизнь – он не полностью справился с произвольной программой. Он проиграл Лайсачеку технической оценкой, так как четверные оценивались тогда намного ниже, чем сегодня. Но фактически у Плющенко отобрали победу еще в короткой программе. Впрочем, это уже история. Лайсачек тоже вошел в историю – как самый убогий олимпийский чемпион.

Но к Чану это не имело отношения – в Ванкувере он был никто и звали его никак, несмотря на серебро предолимпийского чемпионата мира в Лос-Анджелесе.

Но изменение стоимости многооборотных прыжков после Ванкувера вынудило Чана выучить четверной тулуп. И его каскад 4Т+3Т в начале программы действительно смотрелся сильно, если он с него не падал. Но 3А так и остался камнем преткновения.

Патрик Чан и люди, «ответственные за его дар», включили четверной тулуп в программу только потому, что иного варианта у них не было. Без четверного выигрывать стало невозможно, с четверным вероятность ошибок резко повысилась, а «гениальный конек» начал сбоить.  

Патрика тянули на первое место за ноги, за уши, и за все возможные прочие части тела. Тем самым всем внушалась мысль, что чемпион вполне может упасть – и раз, и два, и три. Действующая система судейства вполне это позволяет.

Патрик Чан уже вошел в историю. Но не своим «гениальным даром». Он вляпался в нее как самый падающий чемпион мира в истории фигурного катания. Именно Патрик Чан стал первопроходцем, основателем «падающего» поколения чемпионов, отцом-прародителем.

 

Что посеешь – то и пожнешь. Патрик Чан в Сочи не упал. Но катался так, что проиграл упавшему дважды Юзуру Ханью. Кто-нибудь удивился?