4 мин.

Сын, зам отца

Михаил Калашников рассуждает о семейной рокировке в «Алании» и о том, почему домострой и патриархальные традиции вредят карьере Газзаева-младшего.

Как вы уже знаете, буквально только что Газзаев-старший сменил Газзаева-младшего на должности тренера «Алании». Теперь Валерий Георгиевич будет не только президентом клуба, но и главным тренером (и не говорите мне, что это предложение вызывает у вас ощущение дежавю).

Так получилось, что в этом сезоне я был ровно на одной послематчевой пресс-конференции тренеров: в августе, после игры «Локомотив» – «Алания». Хороший, бодрый матч, с героями, голами, удалениями и незабитыми пенальти, на отличном поле и в отличную погоду. Но главное впечатление на меня произвела не леопардовая мягкая стремительность Н’Дойе, не защитник Ещенко, успевавший во все концы поля, не Данило Неко, чей игровой IQ казался баллов на 30 выше, чем у партнеров (есть свидетельства), и даже не опорник оборонительного плана Тарас Царикаев, своей манерой игры напоминающий кого-то из 96-года.

Самым удивительным оказался тренер Владимир Газзаев. Газзаев-младший перед кучкой безобидных журналистов трясся, бледнел, кряхтел, нервно дергал губами и разговаривал так, как будто одновременно чего-то очень боится и на кого-то очень обижен. Довольно странно для тренера, чья команда дважды отыгралась в гостях в Москве.

Никогда еще я не видел тренера клуба премьер-лиги, который выглядел бы настолько жалко

Сергею Гилеву, заметившему, что Хубулов весь первый тайм простоял в одиночестве на правом фланге, тщетно поднимая руку, чтобы ему дали пас, Газзаев-младший объяснил, что он задает непрофессиональные вопросы. Зато когда тренера «Алании» спросили, советовался ли он с президентом клуба, готовясь к матчу, Владимир Валерьевич поторопился ответить максимально подробно. Пересказываю по памяти: президент клуба – великий, по-настоящему великий тренер, он сам решает, как помочь команде, и если будет нужно, Владимир Валерьевич может позвонить президенту клуба хоть прямо со скамейки запасных. А затем еще и добавил: «Я молодой тренер, на мне лежит огромная ответственность, и я стараюсь работать правильно. Если понадобится, я всегда обращусь за советом к президенту клуба». 

Я видел разных тренеров. Некоторые из них на послематчевых конференциях выглядели мерзко, некоторые ничтожно. Многие хамили и обижались по любому поводу. Но никогда еще я не видел тренера клуба премьер-лиги, который выглядел бы настолько жалко. Да, 32 года – не так много. Но 32 года – это уже не 10 и не 15. Если бы Виллаш-Боаш в 32 вел себя так же, как Газзаев-младший, он никогда бы не выиграл ни единого трофея. Мне нравились некоторые игры «Алании» в этом сезоне, и из разнокалиберных обломков там сложили, в принципе, довольно интересную атаку (хотя в центре поля у «Алании» все тускло, а в обороне непредсказуемо). Тренеру в наше время далеко не обязательно демонстрировать авторитет и жестокость; кто не верит, пусть посмотрит на первую строчку текущей таблицы РФПЛ. Но совершенно точно нельзя добиться никаких результатов с тренером, который настолько сильно всего боится.

Я не знаю тонкостей высшего света Осетии, но мне легко представить, как Газзаев-старший, президент республики и высшее руководство из «РусГидро» вызывают Газзаева-младшего на ковер, говорят ему, что он молодой тренер и на нем лежит огромная ответственность, сурово требуют отчета по поводу 15-го места, а он что-то мямлит в ответ: был неправ, исправлюсь, прислушаюсь, обращусь за советом к великому тренеру. Неудивительно, что в итоге он сам подал в отставку. Так жить и работать нельзя. Профессия тренера подразумевает необходимость переносить давление, но даже космонавты не хотят все время жить в центрифуге. 

Поэтому хорошо, что Газзаев-младший ушел. Возможно, он действительно неплохой тренер и умеет далеко не только советоваться с отцом. Пока ни у кого, включая его самого, не было шанса в этом убедиться. В другой команде ему точно будет работать значительно легче – по крайней мере, игроки будут его воспринимать всерьез.

Возможно, Газзаев-младший – действительно неплохой тренер. Пока ни у кого, включая его самого, не было шанса в этом убедиться

Но хорошо ли для «Алании», что в нее окончательно вернулся Газзаев-старший? Два абзаца назад я писал, что жестокость и абсолютный авторитет давно уже не обязательны для успеха тренера (а последние сезоны, скажем, тренера Магата свидетельствуют, что они еще и могут мешать). Не знаю, есть ли у Газзаева сейчас в запасе что-то еще, кроме этого и привычки обвинять судей. Если честно, кажется, что нет, и я не особо верю во что-то большее, чем краткий адреналиновый всплеск. Мне кажется, что для команды было бы правильнее поскорее найти тренера совсем со стороны – может, кого-то из итальянских знакомых Газзаева, кто смог бы взаимодействовать с ним на равных; понятно, что ни один местный тренер (условный Артур Пагаев) не сможет выдержать его авторитета точно так же, как и Газзаев-сын.

Все это могло бы остаться совершенно локальной историей, если бы дело происходило не в «Алании». Хубулов, Плиев, Бибилов, Цаллагов – вряд ли еще какой-то город, кроме Владикавказа, вырастил столько игроков для нынешней молодежной сборной. В пересчете на население уж точно. Наверное, игроки в Осетии будут рождаться и расти в любом случае, но хотелось бы, чтобы и главный клуб республики соответствовал этому высокому уровню – и чтобы футболисты могли раскрываться по-настоящему у себя дома. В идеальном мире «Алания» могла бы стать нашим «Атлетиком» из Бильбао: чем-то красивым, необычным и временами изумительным. Но сколько бы Валерий Газзаев не сделал для российского футбола, подозреваю, что с ним в роли главного тренера этот вариант исключен. 

Фото: РИА Новости/Антон Денисов/Саид Царнаев