9 мин.

Фин Бартельс: «Когда фанаты подожгли мою машину, подумал: «Святой пи***ц!»

В этом сезоне Бундеслиги, по крайней мере во втором его круге, как-то враз стало модным восхвалять бременское чудо, удивляться талантам Александра Нури, поражаться возрождению Макса Крузе и сожалеть о Karrierende Клеменса Фритца. Но мало кто обратил внимание на еще одного героя Севера. Он был порой совсем незаметен, порой вколачивал решающие голы, но большую часть времени просто делал то, что умеет лучше всего – играл в футбол. Итак, встречайте историю Фина Бартельса, человека играющего под сенью звезд.

Меж двух огней

Фин Бартельс родился в 1987 году в немецком городе Киль на севере Германии, и еще в детстве стало понятно, что мальчишка будет спортсменом. Но вот чем именно он будет заниматься, долгое время было не ясно. А все потому, что дедушка Фина – Курт был чемпионом ФРГ по гандболу и слыл настоящей звездой по меркам этого вида спорта. Именно дед настаивал на том, чтобы его внук пошел по проторенной гандбольной дорожке, но тут вмешалась другая сила – отец Нильс. В отличие от деда папа-Бартельс видел своего сына футболистом, поэтому сказал свое веское «Nein!». В итоге порешали на том, что сын-тире-внук сам выберет свой путь, НО только после того, как попробует оба вида спорта на зуб. «Да, я ходил сразу в две секции, но в итоге остановил свой выбор на футболе. Деду я, конечно, этого не говорил, но именно к футболу всегда лежала душа».

От «наследника» к «иуде»

После нескольких местных молодежных любительских команд Фина заприметил главный клуб его родного города – «Хольштайн Киль». Несмотря на то, что Бартельс на тот момент являлся игроком молодежной команды, его перевели в основу. В сезоне 2005/06 в Региональной лиге «Север» футболист провел 17 матчей, в которых ничем особым не запомнился, но зато уже в следующем году стал в «Хольшайтне» основным левым нападающим, пропустив только три игры, да и те из-за дисквалификаций.

Неплохой сезон не остался незамеченным, и уже в 2007 году на Фина положила глаз команда Бундеслиги – «Ганза». В 21 год Фин впервые сменил клубную прописку. «Мои родители буквально выгоняли меня из дома. Я не был уверен в своих силах, поэтому при переходе в «Ганзу» решающую роль сыграло их мнение». Молодого нападающего тепло приняли в Роштоке, дали футболку с 27-м номером и сразу объяснили: ты приехал сюда не отбывать номер. Фина взяли на замену Рене Ридлевичу, легенде «Ганзы», который к тому моменту был основным левым форвардом команды с почти 200 матчами за плечами. Более того, манера игры юного футболиста вызывала у болельщиков ассоциации с другим известным представителем ганзейской команды – Оливером Нойвиллем. Как позже признался сам Бартельс, такой груз на него сильно давил: «Когда я только пришел в команду, то мне сразу дали понять, на чьей позиции я буду играть, и какое значение для «Ганзы» имели Ридлевич и Нойвилль».

Несмотря на большие ожидания, футболиста отправили набираться игровой практики во второй команде, но сезон большой «Ганзы» не задался, и поэтому после пяти поражений подряд на старте его взяли тренироваться с основой. В итоге почти весь первый круг Бартельс сидел на лавке или играл за «Ганзу II», но даже его появление в основе на большую часть оставшихся матчей не спасло «ганзеатов» от вылета. Следующие два сезона во второй Бундеслиге прошли по одинаковому сценарию: стабильное место в основе, голы, передачи, карточки и кутежи. Регулярные нарушения дисциплины не нравились никому, но какая разница, если игрок приносит пользу на поле, даже после вечеринки, длившейся до пяти утра?

Все резко изменилось, когда в 2009/10 «Ганза» провалилась настолько, что скатилась в зону стыковых матчей, уступив в драматичнейшем противостоянии  «Ингольштадту» по сумме двух встреч – 1:0 и 0:2. После этого смысла оставаться в Роштоке уже не было. К моменту вылета команды, тренерам «Ганзы» все-таки надоели выходки молодого нападающего, поэтому во второй части провального сезона на поле он появлялся редко.

Фин начал паковать чемоданы для переезда в Гамбург, в «Санкт-Пули». Единственными людьми, которых уход одного из самых креативных и удалых игроков команды не оставил равнодушным, стали фанаты. В последних турах его регулярно освистывали только лишь за слухи о переходе, но когда они подтвердились, Бартельса подвергли страшной обструкции. «Я чувствовал себя несчастным. Я не ожидал, что после трех лет полной самоотдачи, меня будут освистывать и смешивать с го**ом». В итоге Бартельса прозвали «иудой», посвятили ему несколько оскорбительных баннеров и пообещали теплый прием.

Перелом

Несмотря на то, что в составе гамбургжцев собрался потенциально  неплохой состав с Максом Крузе, Джеральдом Асамоа и Матиасом Леманном, второй приход Бартельса в Бундеслигу также получился с горчинкой. Если в начале сезона «пираты» выглядели неплохо и чередовали хорошие матчи с плохими, то его концовку однозначно провалили. Выдав серию из пяти матчей без поражений в начале второго круга, в механизме «Санк-Паули» произошел надлом, и в оставшихся встречах вторая команда Гамбурга уступила 11 раз и 1 раз сыграла вничью. В эту ужасную серию уместилось поражение от «Баварии» с хоккейным счетом 1:8, а еще красная карточка и 2 матча дисквалификации для самого Фина, который так и не пожелал выучить слово «дис-цип-ли-на». Апогеем сверхнеудачного сезона стал поджег – фанаты команды сожгли машину футболиста Audi S5 Cabrino, на что тот отреагировал лишь одной фразой: «Святой пи***ц».

Уже в следующем сезоне «Санк-Паули» оставили все лидеры, включая Макса Крузе, ушедшего во «Фрайбург». Это обстоятельство, а также уже далеко не детский по футбольным меркам возраст (24), заставили Бартельса пересмотреть свое отношение к делу. «Неожиданно я понял, что за 5 лет вылетал из разных лиг 4 раза. Несмотря на то, что каждый раз я испытывал разные чувства, после 1:8 от «Баварии» понял, что больше такого пережить не хочу». Несмотря на то, что футболист испытывал внутри пустоту и хотел все кардинально поменять, он остался в Гамбурге. Команда сильно обновилась, ушли лидеры и зрелые футболисты, но «вечный последний» своего решения решил не менять.

Мысль сменить клубную прописку пришло спустя годы. В 2014 стало известно, что Бартельс не будет продлевать контракт с «пиратами». К тому моменту Фин превратился в лидера команды, примерил на себя роль капитана и стал взрослее и мудрее. После более чем 100 матчей и 50 очков по системе «гол+пас» в составе «Санкт-Паули» пришло время для нового вызова. Несмотря на все попытки руководства команды удержать его у себя, Бартельс решил отработать контракт до конца и уйти свободным агентом.

Новые дали, новые берега

В «Вердере» не скрывали радости по поводу трансфера Бартельса. Так Томас Айхин еще до официального представления игрока заявил: «Мы отхватили хорошего футболиста, которому не нужно будет привыкать к жизни ни севере Германии, и который подходит под игровой стиль нашей команды».

Фин действительно подошел. Переход в команду, которая барахтается на самой границе между вылетом и спасением, оказался для него до боли знакомым сюжетом. Бартельс быстро стал основным игроком на своей позиции и сумел полюбиться бременским фанатам своей открытостью и веселостью, которые раньше все считали тотальной недисциплинированностью. Выходки футболиста стали степеннее, хотя еще перед уходом из «Санкт-Паули» Фин умудрился переодеться в костюм Супер-Марио и так прошагать по улицам Берлина. «В костюм Марио я влез добровольно, хотя это и стало для меня неожиданностью». Фин поспорил с одноклубницами, что если он забьет или отдаст голевой пас в игре против «Герты» (2:3) в Берлине, на Olymipastadion, то пройдется по улицам города в костюме. Уже позже, в Бремене, его начнут сравнивать с другим Супер Марио – Марио Басслером, который является легендой «Вердера»

Что было потом, мы знаем. Три года борьбы за выживание и вдруг… расцвет! «Вердер» показал выдающийся футбол, увенчав это серий из 11 матчей без поражений, а также 8-м итоговым местом и всего лишь –3 в графе «пропущенные мячи» по итогам сезона. Влад Бартельса в этот успех оценил его партнер по команде молодой защитник, о котором стали много говорить, Роберт Бауэр: «Наши успехи – это в первую очередь заслуга команды, но если кого и выделять, то это Фин. Я очень рад за него, несмотря на то, что он играет в тени звезд». И правда. В этом сезоне Бартельс начал на банке у Виктора Скрипника, а пото ушел в тень, когда зажглась звезда Сержа Гнабри, умело ассистировал Максу Крузе, когда тот очнулся от своих безумных приключений и принялся забивать. Пока аналитики восхищались вкладом зимнего новобранца Томаса Дилейни, Фин продолжал делать свою работу. Никто не заметил, как исчезли упреки в недисциплинированности и несерьезном отношении к делу. Никто не заметил, что Бартельс вдруг стал в команде лучшим по большинству ключевых параметров типа пробега или ключевых передач.

В этом году Фину Бартельсу исполнилось 30 лет. Последние три года он провел в «Вердере». В этом сезоне у него 8 голов и 9 голевых передач. Ну а лучше всего о нем высказался Александер Нури: «Фин Бартельс знает, как нужно играть на команду, и работает на нее с невероятной отдачей. Других таких у нас, в Бремене, нет». 

А теперь из команды уходит еще и Клеменс Фритц. Как думаете, потянут Юнузович и Бартельс на лидеров?

Читайте также: 

Лучшие игроки "Вердера" в XXI веке

Об Александере Нури

О Клеменсе Фритце

О Серже Гнабри

О Тиме Визе

Ну и напоследок...

 

 Lebenslang Grün-Weiß! 

alt
alt

Фото: transfermarkt.de, bundesliga.at, werder.de

Vielen Dank! Wir seh'n uns wieder beim Футбол auf Deutsch!